Автор: Наиля БАННАЕВА, искусствоведБаку
Это издание посвящено пяти художникам, уроженцам города Гянджи - Рзе Мамедову, Халиде Сафаровой, Геннадию Брижатюку, Фазилю Алиеву и Горхмазу Суджаддинову. Приуроченная к презентации книги выставка работ этих авторов открылась на днях в здании гянджинского офиса Халг Банка. Всем присутствующим были подарены экземпляры нового издания.
Проект "Халг Аманаты" осуществляется Халг Банком с 2010 года. Его суть - издание на высоком полиграфическом уровне альбомов о жизни и творчестве известных художников Азербайджана, книг известных литераторов, а также научных трудов о важных явлениях национальной культуры.
Целью проекта "Халг Аманаты" являются сохранение, передача будущим поколениям культурного наследия и духовных ценностей азербайджанского народа, а также ретрансляция их в общемировое культурное пространство. Книги, изданные на трех языках - азербайджанском, английском и русском, дарятся высшим и средним учебным заведениям, детским домам и библиотекам, фондам, государственным учреждениям, зарубежным представительствам в Азербайджане, посольствам и консульствам Азербайджана за рубежом, бесплатно распространяются среди ценителей культуры нашей страны.
Гянджинская земля всегда была богата талантами, в том числе и в изобразительном искусстве. Но, составляя пятерку лучших художников для своего будущего альбома, авторы проекта наверняка руководствовались соображениями того, насколько тот или иной автор сумел выйти за рамки - не только за рамки популярности внутри своего города (а порой даже страны), но и за рамки привычных догм - в искусстве. А также тем, насколько автор был верен единому, избранному раз навсегда пути в своем творчестве, не изменяя ему до конца дней. В этом смысле данных пятерых художников, рожденных на гянджинской земле, можно назвать командой - несмотря на то, что их жизненные пути не всегда пересекались друг с другом.
Халида Сафарова - художник-лирик. Как практически все уроженцы Гянджи, так или иначе заявившие о себе в искусстве, она отдала в любимом деле дань творчеству своего великого земляка - Низами Гянджеви. К образам героев его произведений она обращалась со студенческих лет вплоть до последнего этапа творчества. Другой ее любовью была Франция: получив возможность побывать в этой стране, она восторженно прошла маршрутами великих импрессионистов и отразила это затем в своих работах. И, наконец, эта удивительная женщина много работала на тему спорта, что для представительниц ее пола довольно нехарактерно и выглядит символом торжествующего женского равноправия в искусстве.
Геннадий Брижатюк - художник непростой творческой и человеческой судьбы. Светлый и яркий, оптимистичный и загадочный, он был так же неуловим и непредсказуем, как его полотна. В свое время он не стал ни бунтовать против канонов соцреализма, ни вписываться в них, а просто-напросто пошел своим путем. И этот путь был довольно одиноким путешествием… Певец красоты природы и женской красоты, автор бесчисленного числа полотен, на которых распускались розы самых смелых оттенков, синели украшенные белыми барашками волны Каспия и бросали неземные взгляды земные красавицы, Брижатюк стал одной из знаковых фигур азербайджанской живописи своего времени.
Горхмаз Суджаддинов - художник, который, как бы далеко ни ото-шел от родного порога, неизменно, с прилежанием, упорством и богатой фантазией украшал прежде всего свой город. Для него, как и для любого скульптора-монументалиста, в отличие от живописца или графика, была важна аура места, где будет располагаться его работа, - ведь такие работы не обладают, как правило, мобильностью, они надолго "поселяются" там, куда встают. Аура родного города всегда питала творчество Суджаддинова: от огромного ансамбля у мавзолея Низами до портрета легендарного правителя Гянджи Джавадхана. Оставил этот скульптор свой значительный след и в столице Азербайджана - достаточно сказать, что именно он был одним из соавторов скульптуры "Бахрам-Гур убивает дракона", украсившей собой фонтан близ фуникулера.
Рза Мамедов - художник, которому в работе покровительствовали сразу несколько муз, в том числе Талия и Мельпомена. История Гянджинского драматического театра в декорациях - вот что такое, по сути, его творчество. В качестве художника-постановщика он оформил более сотни спектаклей, причем не только в Гяндже, но и в других городах, а кроме того, создал ряд настенных росписей, будучи прекрасным орнаменталистом. А вот в станковом творчестве работал мало - театр, его самая большая любовь, властно забирал его почти целиком. Декорации Рзы Мамедова - не просто часть стандартной "одежды сцены", это памятники своей эпохи, как по стилю, так и по подбору темы. А еще это - взгляд на мир самого художника, пристальный и пытливый.
Фазиль Алиев - одна из трагических фигур азербайджанского искусства прошлого века. Бунтарь, получивший среди друзей прозвище "Кентавр", он неутомимо рвался к своей цели - работать так, как велит душа, а не так, как требуют жесткие правила соцреализма. Его устремления были заметны многим, начиная от его педагогов в "Репинке", и вызывали порой громы на его буйную голову. Но, несмотря на все это, он многого добился в жизни, многое сделал для родного города и как художник, и как чиновник от искусства. Ему выпала недолгая жизнь, но он прожил ее на всем скаку, как и подобало Кентавру. Невероятно жаль, что так мало сохранилось его работ. Тем ценнее каждая из них.
В альбом вошли репродукции и фотографии работ этих пятерых художников, собранные из частных коллекций, галерей и музеев. Эти работы, а также ряд других произведений пятерых героев данного издания можно увидеть на гянджинской выставке.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: