Автор: Магеррам ЗЕЙНАЛ Баку
Настоящая стихия народной музыки окружала Амирова с детства. Его отцом был Мешади Джамиль Амиров - известный тарист и исполнитель мугамов, а впоследствии и педагог, впервые организовавший в родном городе музыкальную школу. Позже он возглавил также музыкальное училище. Как и многие другие известные музыканты, отец был родом из Шуши. "Этот город, откуда родом был мой отец, по праву считается консерваторией Закавказья, - вспоминал сам Фикрет Амиров. - …Именно отец раскрыл мне мир звуков и тайну мугамов, еще будучи ребенком я стремился подражать его игре на таре, иногда это мне хорошо удавалось и доставляло большую радость". Народная музыка сопровождала Амирова с самого детства, на протяжении всей жизни. После окончания консерватории он изучал национальные мелодии с позиции теории академической музыки.
Ученик великого Гаджибекова
Это были военные годы, когда, вернувшись с ранением с фронта, Амиров оказался в Баку. Ему удалось застать последние годы жизни Узеира Гаджибекова, который, работая с материалами народной музыки, оказал заметное влияние на молодого композитора. "Меня называют одним из продолжателей дела Узеира Гаджибекова, и я горжусь этим", - писал Амиров. Как бы в подтверждение этого в 1949 году, через год после смерти своего учителя, Амиров написал музыкальную поэму, посвященную Узеиру. Это был изящный унисон струнных и фортепиано. Кроме того, еще при жизни мастера, в 1943 году, под влиянием уже тогда народных и всеми любимых оперетт Узеира у Амирова возникла идея создать свою музыкальную комедию. Называлась она "Похитители сердец". За созданием этой оперетты следил сам Узеир и давал ценные советы. Это были тяжелые военные годы, и поставить что-либо - оперу или спектакль было очень трудно - не хватало ни актеров, ни простых рабочих, да и условий для работы не было. Тем не менее Узеиру удалось организовать постановку в только что открывшемся тогда Государственном театре музыкальной комедии.
Комедия была принята зрителем хорошо, и потому Амиров написал вторую - "Радостная весть", более изысканную, над которой работал долго и завершил только в 1946 году.
Затем появились опера "Улдуз", симфоническая поэма "Памяти героев Великой Отечественной войны", двойной "Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром". Но самым большим событием того времени стала его симфония "Низами" - первая в Азербайджане симфония для струнного оркестра.
Наконец, пожалуй, основным событием для композитора стали его первые в нашей истории симфонические мугамы "Шур" и "Кюрд-овшары". В них он совместил главные свои достижения и знания - любимый с самого детства карабахский мугам и европейскую симфоническую музыку. "Создание симфонических мугамов "Шур" и "Кюрд-овшары" - инициатива Бюльбюля, - вспоминал сам Амиров. - Бюльбюль являлся самым близким наперсником, советчиком и помощником произведений, написанных мною доныне".
Эти две работы самостоятельные, но вместе с тем образуют своего рода диптих, соединяясь едва проскальзывающими общими музыкальными темами и музыкальной идеей. Они действительно стали музыкальным событием, причем и за пределами Азербайджана, получив несколько престижных премий и фактически положив начало жанру симфонических мугамов. Традиция эта была продолжена в Узбекистане и Таджикистане.
Симфонические мугамы стали исполнять прославленные симфонические оркестры. Один из всемирно известных дирижеров Леопольд Стоковский писал Фикрету Амирову в те далекие 50-е: "Дорогой господин Амиров! Когда мы исполнили ваши симфонические мугамы в Хьюстоне и Техасе, и оркестр, и слушатели были восхищены. Мы благодарны вам за огромное удовольствие".
Умение соединять новое и старое
В последующие годы Амиров не отказывался от новаторства, напротив, он сделал его основной идеей своего творчества. Работая в нескольких жанрах, он экспериментировал, всегда уделяя место в своем творчестве основам народной музыки. В 1953 году он написал и поставил свою знаменитую оперу "Севиль" (по мотивам одноименной драмы Дж.Джаббарлы). "Работа Джаббарлы знакома мне со школьной скамьи, - писал Амиров. - В начале 30-х годов в городском драмтеатре Гянджи мне пришлось сыграть роль сына Севиль - маленького Гюндюза. ...Я постарался сохранить в своей опере основную идею драмы - идею борьбы женщины Востока за свои человеческие права, пафос борьбы новой пролетарской культуры с буржуазным мещанством. В процессе работы над сочинением меня не оставляла мысль о сходстве между характерами героев драмы Дж.Джаббарлы и опер Чайковского. Севиль и Татьяна, Балаш и Герман были близки своим внутренним складом".
В 50-60-е годы Амиров вплотную работал с симфоническим оркестром и, наконец, в 1968-м вновь вернулся к симфоническому мугаму, создав легендарный "Гюлистан баяты-шираз", написанный по мотивам стихов Хафиза и Саади.
Затем в течение десяти лет Фикрет Амиров занимался переработкой и совершенствованием своих старых работ, пока, наконец, не взял "новую вершину" - создал балет "Тысяча и одна ночь". Это не просто балет, а пестрое, красочное шоу с невероятной хореографией. С тех пор балет пользуется большой популярностью у зрителя и потому ставится каждый год. Об источнике вдохновения сам автор рассказывал так: "По приглашению Министерства культуры Ирака я с Н.Назаровой (балетмейстер-постановщик балета) посетил эту страну. Я стремился глубоко проникнуть в музыкальную культуру арабского народа, его пластику, красоту музыкальных обрядов, изучал исторические и архитектурные памятники. Передо мною стояла задача синтезировать национальное и общечеловеческое".
"Фикрет Амиров был достойным учеником Гаджибекова. И, конечно, я горд тем, что был с ним знаком. Мне посчастливилось быть художественным руководителем постановки в новой музыкальной редакции его оперы "Севиль", которая до сих пор ставится на нашей сцене", - рассказывает в беседе с R+ известный пианист и выдающийся педагог Фархад Бадалбейли. - Безусловно, его музыка оригинальна, она строится как на основах народной музыки, так и на лучших европейских традициях". Как отметил пианист, Амирову удалось гармонично соединить народную музыку, мугам, национальную импровизацию и привычный мировой музыкальный инструментарий.
"Музыка Фикрета Амирова обладает огромной притягательной силой и обаянием, - писал об Амирове в своих письмах великий Дмитрий Шостакович. - Обширно и многогранно творческое наследие композитора, органично связанное с азербайджанской народной музыкой, с национальной культурой. Одной из самых привлекательных черт музыкального языка Амирова является мелодизм: богатым мелодическим даром обладает Фикрет Амиров. Мелодия - душа его творчества".
22 ноября 2013 года Фикрету Амирову исполнился бы 91 год. Прославленного азербайджанского композитора не стало, когда ему было всего лишь 62 года, - как много он мог бы еще сделать. Но судьба распорядилась иначе.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: