26 Декабря 2024

Четверг, 16:51

ОН РАБОТАЛ НА ВЕЧНОСТЬ

Гасан Сеидбейли - выдающийся кинорежиссер и писатель в одном лице

Автор:

14.01.2014

В обязательной школьной программе была его повесть "На дальних берегах", написанная в соавторстве с Имраном Касумовым. Большинство из нас знакомо с этой повестью об азербайджанском разведчике Михайло, который участвовал в движении Сопротивления против фашизма в Италии во время второй мировой войны. Мы ее знаем, эту историю, если не по книге, то по одноименному фильму, автором сценария которого был сам Сеидбейли. В конце 40-х Сеидбейли окончил режиссерский факультет знаменитого ВГИКа (Всероссийский государственный университет кинематографии), где учился у великого Сергея Эйзенштейна. Вернувшись в Баку, в первые годы после окончания института Сеидбейли писал сценарии документальных фильмов. 

 

Общественный режиссер

Набравшись опыта, он перешел к художественным фильмам, причем уже в качестве режиссера.

Первый его фильм вышел в 1954 году. Это был музыкальный фильм "Родному народу", в котором ведущие роли сыграли Рашид Бейбутов, Полад Бюльбюльоглу и Сона Асланова. Сорежиссером фильма был знаменитый Ян Фрид - тот самый, который снял почти половину легендарных советских музыкальных комедий ("Собака на сене", "Летучая мышь" и пр.). А автором песен в картине был сам маэстро Ниязи. К сожалению, сегодня этот фильм почти не сохранился.

Сеидбейли был режиссером восьми полнометражных художественных фильмов, таких, как "Телефонистка", "Насими", "Наш Джабиш муаллим" "Найдите ту девушку". По его сценарию были сняты фильмы "Родному народу", "На дальних берегах", "Под знойным небом" и др. С ним работали такие великие композиторы, как Кара Караев, Тофиг Кулиев, Ниязи. С ним сотрудничал Расим Оджагов, у него снимались Мирза Бабаев, Гасан Турабов, Амалия Панахова, Шафига Мамедова, Насиба Зейналова, Расим Балаев и многие другие.

Сегодня можно с гордостью констатировать, что работа над восстановлением фильмов этого прекрасного режиссера уже проводится. Как сообщил R+ глава пресс-службы Госфильмофонда Рашад Гасымов, в 2011 году были восстановлены два художественных фильма Сеидбейли. Это "Почему ты молчишь?", снятый в 1966 году, и "Наш Джабиш муаллим" (1969).

- Что отличало Гасана Сеидбейли - так это его общественная деятельность, - говорит в беседе с нами  Расим Балаев. - Он всегда старался в те трудные времена, когда была цензура, продвигать создание наиболее важных фильмов. 

В конце 50-х - начале 60-х годов в Союзе грянула "оттепель", и в этот период Сеидбейли был назначен председателем Союза кинематографистов Азербайджана. И именно при нем в азербайджанском кино стали появляться по-настоящему злободневные фильмы. Выходят "В одном южном городе" Эльдара Кулиева и "Допрос" Расима Оджагова. Сеидбейли пришлось много повоевать за это кино с высокопоставленным московским начальством, "Допрос" (фильм о пронизывающей страну коррупции) несколько раз то запрещали, то разрешали.

 

Фильм "Насими" - скрытый подтекст

Сам же Сеидбейли тогда снял "Насими". Эта картина разительно отличалась от большинства советских и азербайджанских исторических фильмов того времени. Как правило, это были очень дорогие, но вместе с тем очень слабые и весьма пафосные картины. Публика такое кино не любила, люди ходили на эти фильмы единожды, чтобы насладиться грандиозными батальными сценами и больше никогда о них не вспоминать. Совсем как сегодня поступают молодые люди, идущие на очередной блокбастер.

С "Насими" все вышло иначе. Это кино запомнили и полюбили. И что самое удивительное, с виду исторический фильм получился актуальным и современным. Сеидбейли никогда не работал просто так, ради грандиозной картинки, гонорара или карьеры. Он работал на вечность.

Этот фильм прямым текстом говорит о судьбе мыслящего человека, живущего в эпоху тирании (о чем сказано и в вводных титрах фильма). "Если в стране плохие башмачники, то люди будут носить плохую обувь, но если в нем плохие учителя, то все население страны будет невеждами", - говорит его герой, позднесредневековый мыслитель Сейид Имадеддин Насими. Подобного текста в фильме было достаточно для того, чтобы его запретили, но, очевидно, тут сыграло роль то, что "Насими" снимал не кто-нибудь, а председатель Союза кинематографистов республики. 

- Помню, что в те годы из-за перенесенного сильнейшего стресса я угодил в больницу, - рассказывает нам Расим Балаев, сыгравший самого философа. - И вот тогда мне сказали, что мне собираются дать роль самого Насими. Мне очень нужна была эта роль, до того у меня не было подобной работы, а тут предложили съемки сразу в двух фильмах. Вторым был фильм Арифа Бабаева "Твой первый час", - рассказывает актер. - Сроки сильно поджимали, и Сеидбейли очень хотел, чтобы роль сыграл именно я. Так что на съемки "Насими" меня привезли на вертолете. Спустя много лет, когда я спросил его, почему именно я, Сеидбейли сказал, что решающую роль сыграло то, что однажды он вместе с автором сценария Исой Гусейновым увидел меня по телевизору, когда я читал стихи. Кроме того, они принципиально не хотели брать на эту роль известного актера, - вспоминает Балаев. - Тогда в нашем кино была мода на главные роли брать известных советских актеров, но для Сеидбейли это был принципиально важный вопрос - играть эту роль должен был азербайджанец. 

Актер подчеркнул, что Сеидбейли сделал много не только для него, но и для всего азербайджанского кинематографа. 

Снимая собственные фильмы, работая на должности руководителя всего национального кино, Сеидбейли порой отдавал должное и прозе. Согласно сегодняшней терминологии "остросюжетной прозой" является его роман "Из боя в бой", о тех самых первых послевоенных годах, во время которых на Южном Кавказе произошел невиданный разгул криминала. Его перу также принадлежит сборник очерков по следам его официального визита в Японию, США и Югославию "Места, которые я увидел". Он также автор романа-дилогии о Каспии - "Судоверфь" и "Хазар". Его перу принадлежат и несколько пьес. 

22 декабря в Азербайджане отметили день рождения мастера кинематографа. Незаурядному режиссеру исполнилось бы 93 года.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

779


Актуально