26 Декабря 2024

Четверг, 04:51

ЖИЗНЕННАЯ ПЬЕСА ДРАМАТУРГА

О судьбе классика азербайджанской литературы Абдуррагим бека Ахвердиева

Автор:

27.05.2014

Жизнь азербайджанского писателя, драматурга, переводчика, публициста, театрального и общественного деятеля, классика азербайджанской литературы Абдуррагим бека Асад бек оглу Ахвердиева была нелегкой. Началась она с разлуки. Ему было всего 3 года, когда он потерял отца. С безвременной кончиной работавшего переводчиком в уездном управлении Асад бека в их поместье, расположенном в селе Агбулаг недалеко от Шуши, воцарился траур. Их мать Хюснюджахан ханым безудержно плакала, прижимая к себе двух малолетних детей, опешивших от этого горя, ворвавшегося в их жизнь, словно ураган, и перевернувшего ее. 

Сломленным выглядел и старший брат Асад бека Абдулкярим бек. Утешался он только при виде племянника. Этому малышу, родившемуся 17 мая 1870 года, они с братом дали имя своего отца - Абдуррагим. Дядя не чаял в нем души еще при жизни отца. У него не было своих детей. Абдулкярим бек относился к племяннику как к родному сыну, связывал с ним свои надежды, находил утешение в нем. Ведь прославленный в Карабахе род Ахвердиевых предстояло продолжить именно Абдуррагиму.  

 

Детство 

…После годовщины смерти Асад бека Хюснюджахан ханым покинула дом, в который пришла невестой и мечтой о счастье. На руках у нее была маленькая дочь Набат. Она уходила со слезами на глазах, часто оглядываясь назад. Сына Абдуррагима ей не отдали. Абдулкярим бек просто дышал племянником и был не в силах расстаться с ним. Хюснюджахан ханым очень волновалась. Она знала о жестокости жены своего деверя. Была уверена, что во время отсутствия Абдулкярим бека та будет изводить ее сына. Поэтому и не хотела оставлять его с ними. Однако перечить деверю не решилась. 

После ухода матери Абдуррагим бек познал всю горечь сиротства. При дяде никто не смел обидеть его. Но когда Абдулкярим бек отсутствовал, его жена и ее племянник, которого она взяла к себе на воспитание, начинали избивать, истязать маленького Абдуррагима. Как только дядя ступал за порог, Абдуррагим забирался в укромный уголок, чтобы не попадаться на глаза, и строил там в воображении свой мир. Мир, в котором были образы отца и матери и где он был счастлив…

Когда дядя возвращался домой, Абдуррагим чувствовал, что в этом мире есть родной человек, который любит, защищает его. Абдулкярим бек ласкал племянника, спрашивал, не обижали ли в его отсутствие. Мальчик отвечал молчанием, т.к. знал, что, скажи он правду, после ухода дяди его будут мучить еще сильнее. Именно тогда он понял: невзирая на все тяготы и мучения жизни, их легче переносить, если есть надежда. Весь день со страхом следил за воротами, считал минуты до прихода дяди - своего самого большого покровителя. А однажды он лишился и этого: пришла горькая весть, что его убили соседние беки.

Он словно погрузился во тьму. Дом дяди стал для него настоящим адом. Жене дяди и ее племяннику теперь некого было бояться. Они били мальчика каждый день. Однажды, вырвавшись из их рук, босой, он сбежал из дома. Остановился лишь перед одним домом. Здесь жила его мать Хюснюджахан ханым, которая спустя несколько лет после смерти Асад бека создала новую семью, выйдя замуж за Гасанали бека. Увидев сына, по которому тосковала несколько лет, Хюснюджахан ханым бросилась к нему. Крепко обнявшись, мать и сын не могли сдержать слез. Хюснюджахан ханым подозвала к себе дочь Набат, которая расплакалась, глядя на них: "Набат, доченька, иди сюда, это твой брат, поцелуй его". Набат бросилась на шею брату. 

Приветливо встретил Абдуррагим бека и отчим. Он был грамотным человеком и лично занялся воспитанием и образованием 7-летнего пасынка. Научил того читать, писать и говорить на русском языке. С возвращением Абдуррагим бека в душе Хюснюджахан ханым воцарилась умиротворенность. Очень радовалась ему и Набат, радовалась тому, что брат, который был старше на 2 года, будет жить с ними. Брат и сестра подружились с первого же дня.  

Каждое лето Гасанали бек проводил с семьей на даче близ Шуши. Так было и в 1878 году. Особенно радовалась этому Набат. До самого вечера она играла с братом и соседскими детьми, купалась в реке. …В тот день они долго играли в ловитки, а потом пошли купаться в реке. Плескались в воде, смеялись, развлекались. Вдруг речной поток стал бурлить, течение усилилось. Дети еще не чувствовали опасности, продолжая купаться. Однако скоро они поняли всю серьезность ситуации. Река превратилась в безжалостный водоворот, который разметал детей как щепки. Ребят, которые всего миг назад весело играли, прямо на глазах уносило потоком. 

По селу прошел крик: "Сель уносит детей". Все бросились к берегу, но остановились, увидев покрасневший речной поток. Бороться с ним было смертельно опасно. Но было невыносимо слышать жалобные крики детей. Несколько человек, умевших плавать, бросились к ним на помощь. Но спасти всех не удалось. Когда 6-летнюю Набат нашли и вынесли на берег, было уже поздно… Смерть Набат потрясла мать. Так радостно начавшееся лето превратилось в трагедию. Только сейчас они осознали, что именно существование этой малышки было украшением их жизни. Больше всех страдала Хюснюджахан ханым, укорявшая себя, что не смогла сберечь дочурку. Обжигало сердце матери и удрученное состояние Абдуррагим бека, потерявшего не только сестру, но и друга…  

По возвращении с дачи он перестал улыбаться, играть с ребятами. Ему всюду мерещилась Набат. На короткое время отвлекали его от мыслей о ней только занятия с Гасанали беком…

 

Творческий поиск

Через 2 года - летом 1880 года - Гасанали бек отвез мальчика в Шушу, где отдал во временную летнюю школу. Именно здесь Абдуррагим бек познакомился с Юсиф беком Мялик-Хагназаровым, о котором позднее вспоминал с огромной благодарностью. В сентябре он сдал экзамены и был принят в только что открывшуюся реальную школу. Однако он не забывал своих первых учителей, часто встречался с ними. Юсиф бек был большим поклонником театра. Поставленные с участием съезжавшихся в летние месяцы в Шушу сельских учителей спектакли игрались сначала у него дома, а потом уже в городском клубе. Так как других драматических произведений не было, ставили только пьесы Мирза Фатали Ахундова. 

Именно благодаря Юсиф беку и зародилась у мальчика любовь к театру. В воображении он строил новый мир, однако еще не находил путей для выражения своих чувств. В 1884 году он посмотрел спектакль по пьесе М.Ф.Ахундова "Хекаяти хырс-гулдурбасан" ("Повесть о медведе, победителе разбойника"), который ему очень понравился. Нашел и прочитал произведения этого автора. Под влиянием его "Хаджи Гара" написал комедию "Хаджи Дашдямир". Отнес написанное своему учителю с просьбой ознакомиться. Это была первая проба пера молодого человека, решившего посвятить себя литературному творчеству. Прочитав написанное, Юсиф бек, возвращая автору рукопись, так тонко отметил слабые стороны произведения, что это еще больше усилило в юноше желание заняться литературным трудом. Результатом творческого поиска стали еще несколько "произведений", мало отличающихся в художественном отношении от "Хаджи Дашдямира", написанного, как уже отмечалось, под влиянием комедий М.Ф.Ахундова.

В 1890 году после окончания учебы в Шуше Абдуррагим бек отправился в Тифлис для  продолжения образования, где поступил в 7-й класс реальной школы. Этот город раскрылся перед ним, словно совсем другой мир. Особенно очаровала его театральная жизнь Тифлиса. Он стал серьезно заниматься литературой. Вот как вспоминал писатель те дни много лет спустя: "Мои серьезные занятия литературой относятся к 1890-м годам, когда, учась в Тифлисской реальной школе, я узнал таких русских авторов, как Гоголь, Островский, европейских литераторов Шекспира, Мольера, Шиллера и других, стал регулярно посещать тифлисские театры, поняв, что такое настоящая сцена".  

В 1891 году Ахвердиев получил диплом об окончании реальной школы и отправился в Петербург, где поступил в Институт дорожных инженеров. Жил он в доме отставного генерала, супруга которого обучала студента французскому языку и игре на музыкальных инструментах.  

В Петербурге Ахвердиев прожил восемь лет. За это время в качестве вольного слушателя прослушал также и лекции знаменитых преподавателей на восточном факультете, интересовался литературно-культурной и театральной жизнью города. У Мариинского и Михайловского театров Петербурга были богатые репертуары и профессиональные актерские труппы. Однако, по мнению Абдуррагим бека, они не шли ни в какое сравнение с Александрийским театром. Он считал этот театр своим вторым наставником после Юсиф бека. 

Читал с упоением произведения мировых классиков. Все росло и усиливалось желание перенести свои чувства на бумагу. В 1892 году Ахвердиев пишет комедию "Yeyяrsяn qaz яtini, gюrяrsяn lяzzяtini" ("Съешь гусиное мясо, узнаешь его вкус", а в 26 лет, в 1896 году, трагедию "Daьыlan tifaq" ("Разоренное гнездо"). Оба произведения были изданы во время проживания в Петербурге.

"Дагылан тифаг" была поставлена в 1896 году с участием автора в Шуше. В спектакле с местными актерами-любителями главного героя Наджаф бека сыграл горячо любимый учитель Ахвердиева - Юсиф бек Мялик-Хагназаров. 

В августе 1897 года театралы Шуши подготовили при режиссуре Абдуррагим бека сценку "Меджнун на могиле Лейли", которая долгие годы оставалась в памяти местных поклонников театра. А один из зрителей той постановки - Узеир бек Гаджибеков сочинил в 1907 году первую на Востоке оперу "Лейли и Меджнун".   

В 1899 году Абдуррагим бек вернулся в Шушу, где прожил два года и написал в 1900 году свое самое главное произведение - пьесу "Бяхтсиз джаван" ("Несчастный юноша"). Страдания главного героя этого произведения - Фархада, который так походил на своего создателя, были хорошо знакомы Абдуррагим беку…

 

Судьба 

С первого дня приезда в Шушу Ахвердиева стали донимать родственники: "Хватит, пора тебе обзавестись семьей". Они настаивали на женитьбе на дочери Мамо бека - Тюкязбан. С Мамо беком их связывали родственные узы - он был мужем сестры Абдуррагим бека. Для обоих это был второй брак. У сестры Абдуррагим бека от первого брака были двое детей, а у Мамо бека - уже взрослая дочь Тюкязбан.  Ахвердиев, увидев девушку, влюбился в нее. Хотя между ними была довольно большая разница в возрасте, Мамо бек не стал возражать против брака своей дочери с Ахвердиевым, которого давно знал и очень уважал.  Тюкязбан, которая не получила образования, тем не менее обладала широким мировоззрением. У нее была хорошая память. Она читала Абдуррагим беку наизусть народные сказки, эпосы, услышанные от бабушки и матери. Возникший под влиянием Тюкязбан ханым интерес к народным сказкам впоследствии оказал влияние на творчество Абдуррагим бека. Услышанная от супруги сказка "Гызыл дон" подвигла его написать пьесу "Пяри джаду". Литературная среда в Баку, куда переехал Абдуррагим бек, встретила его как родного. Здесь он рьяно взялся за литературное творчество. Избранный в 1904 году членом городской управы Шуши, Абдуррагим бек вернулся в родной город. В 1906 году он был отправлен в Государственную думу в качестве представителя Гянджинской губернии. После развала Думы он четыре месяца оставался в Петербурге, где написал пьесу "Ага Магомед шах Гаджар". 

Из Петербурга Ахвердиев отправился в Тифлис, где познакомился с Джалилом Мамедкулизаде, по предложению которого стал писать фельетоны для журнала "Молла Насреддин". В том же году он отправился в путешествие. Объездил разные страны. Некоторое время жил в иранском городе Мазандаран. 

Переехав в 1913 году в Агдам, он перебрался затем в 1916 году в Тифлис. Устроился на работу в Кавказское отделение Союза городов. В 1918 году его отправили комиссаром в Борчалинский уезд, где он прожил три месяца в Сулаверде. После возвращения в Тифлис Абдуррагим бек был избран членом парламента Грузии от Национального совета тюрков Грузии. В феврале 1918 года его направили в Баку. В качестве представителя Азербайджанской Демократической Республики он поехал сначала в Дагестан, а немного спустя - в Армению. 

После установления в Азербайджане советской власти в 1920 году Ахвердиева назначили комиссаром, а затем заведующим индустриальным отделом в государственном театре. 

Наряду с писательством Абдуррагим бек был прекрасным педагогом. Поэтому он с удовольствием принял приглашение Азербайджанского государственного университета и стал заниматься преподавательской деятельностью. 

…Детей у Ахвердиева не было, и он взял к себе Фатиму - 5-летнюю дочь своей сестры, к которой относился как к родной. Это угнетало Тюкязбан ханым, которая винила себя в отсутствии детей. И как ей ни было тяжело, она приняла решение расстаться с Абдуррагим беком, чтобы тот мог создать новую семью и завести ребенка. Прожив после этого еще долгие годы, Тюкязбан ханым до конца своих дней оставалась одна и больше не вышла замуж. А Абдуррагим бек женился на татарке Евгении Осиповне. Эта женщина, которую он называл "Джейран", была с ним до последних минут его жизни. Однако и второй брак не принес детей Абдуррагим беку.

Он был настоящим аристократом. Привлекал внимание своей опрятностью и привлекательной внешностью. В жизни ему выпало много разлук и страданий, трудностей и горестей. Но они не смогли сломить Абдуррагим бека. С той же стойкостью он переносил страдания от стенокардии, постигшей его в возрасте 63 лет. 

В 10 часов вечера 10 декабря 1933 года у него случился сильнейший сердечный приступ. Вызвали врача. Хотя лечение и помогло, но на следующий день приступ повторился и 11 декабря 1933 года заслуженного деятеля искусств Азербайджанской ССР, первого дипломата и первого дирижера в период демонстрации оперы "Лейли и Меджнун", основателя и руководителя театрального общества Азербайджана Абдуррагим бека не стало.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

931


Актуально