20 Апреля 2024

Суббота, 03:29

НОВАЯ ЭРА

Турция на пороге кардинальных изменений

Автор:

15.07.2014

В Турции не за горами президентские выборы, статус которых будет отличаться от всех предыдущих. Впервые в истории этой страны президент избирается не депутатами законодательного органа, а путем общенародного голосования. Соответствующая поправка была внесена в турецкую Конституцию шесть лет назад. Борьба за пост главы государства будет вестись между тремя кандидатами. 

Основные оппозиционные силы - Народно-республиканская партия (НРП) и Партия националистического движения (ПНД) выступили единым фронтом в лице своего выдвиженца Экмеледдина Ихсаноглу, бывшего генсека Организации исламского сотрудничества (ОИС). Кандидатом же от прокурдской Народно-демократической партии стал один из ее лидеров Селяхаттин Демирташ. 

Интрига же вокруг кандидата от правящей Партии справедливости и развития (ПСР) сохранялась вплоть до июля. Хотя, впрочем, интриги как таковой и не было. "Мы же все отчетливо знаем имя нашего кандидата", - заявлял несколькими днями ранее один из основателей ПСР, вице-премьер Бюлент Арынч. Посему, когда руководство ПСР объявило, что их кандидатом на пост президента Турции является Реджеп Тайиб Эрдоган, это, в общем, никого не удивило. 

 

Власть

Выдвинуть кандидатуру Р.Т.Эрдогана было весьма важно для ПСР. Действующий премьер уже третий  раз подряд возглавляет турецкое правительство и, согласно уставу партии, не имеет права избираться депутатом, а, соответственно и премьер-министром, на очередной срок. Поэтому оставалось лишь выдвинуть кандидатуру своего лидера на другой политический уровень, каким и является пост президента страны. 

Отсюда и естественное стремление ПСР изменить декларативный характер президентского поста, наделив его реальными полномочиями. С этой целью турецкие власти уже выдвигали инициативу по реформированию парламентской формы управления государством в президентскую. Однако  предложение это не нашло достаточной поддержки в парламенте. Впрочем, эксперты уверены, что в случае победы Эрдогана на президентских выборах соответствующие поправки все же получат путевку в жизнь.

Победа Эрдогана, безусловно, актуализирует череду таких вопросов, как создание нового правительства, назначение нового премьер-министра и, соответственно, выборы нового председателя партии. В данном случае все взгляды обращены на ближайшего соратника Эрдогана, нынешнего президента Абдуллу Гюля. Премьер-министр объявил о выдвижении своей кандидатуры почти сразу после того, как А.Гюль заявил о своем нежелании баллотироваться на второй срок, не забыв упомянуть также о намерении и вовсе покинуть политическую арену. Однако, как пишут турецкие СМИ, Гюль может пересмотреть свои планы, так как Эрдоган делает все возможное, чтобы нынешний президент Турции стал руководителем партии.

За годы своего правления действующий премьер Турции смог построить достаточно сильную и дисциплинированную вертикаль партийной власти. Теперь же во главе партии ему нужен преданный человек. Причем он должен быть не слабым, не сильным. Сильный лидер может сформировать свою команду и начать "свою игру". При слабом же лидере и так неоднородная по своему составу ПСР, которая создавалась при помощи слияния разных политических группировок, может распасться на мелкие внутрипартийные группировки. Соответственно на сегодняшний день А.Гюль является идеальным кандидатом на пост председателя правящей партии Турции. В этом, по мнению экспертов, и кроется главная причина того, что Эрдоган выдвинул свою кандидатуру так поздно - после долгих переговоров с А.Гюлем. Однако, на наш взгляд, в этом опоздании есть еще одна причина: в ПСР сначала хотели узнать имя оппозиционного кандидата.

 

Оппозиция 

Если выдвижение Эрдогана, в общем-то, было предсказуемым, то кандидатура от оппозиции удивила многих. Оппоненты либеральных исламистов, именующие себя "светской оппозицией", нежданно для многих выдвинули кандидатуру умеренного консерватора Экмеледдина Ихсаноглу. 

Лидер главной оппозиционной партии НРП Кемаль Кылычдароглу принял подобное решение вместе с другим оппозиционным лидером - председателем Партии националистического движения Девлетом Бахчели.

По иронии судьбы, светские республиканцы и националисты отдали предпочтение политику (хотя таковым до недавних пор Ихсаноглу назвать было трудно), которого можно охарактеризовать как исламиста. Родившийся и выросший в Египте, семидесятилетний профессор Ихсаноглу является автором более десяти книг по исламу и, по некоторым данным, поддерживает организацию "Братья-мусульмане". 

Похоже, именно религиозным фактором и собирается воспользоваться оппозиция, чтобы отобрать голоса у правящей партии. Ведь бывший генсек ОИС придерживается почти таких же политических взглядов, что и Эрдоган, и представляет такую же социальную базу. Разве что если Эрдогана его оппоненты позиционируют как радикального исламиста, то более умеренный Ихсаноглу может служить ему альтернативой. Справедливости ради надо отметить, что политические идеи самого Эрдогана и его партии весьма далеки от исламского радикализма.

Парадоксальность ситуации заключается в том, что, во-первых, кандидатуру Ихсаноглу выдвигают представители НРП, которые рассматривали последователей политического ислама как силу, оппозиционную светскому устройству в Турции. Во-вторых, за консерватором из Египта, связанного больше с арабским миром, решили пойти турецкие националисты. 

Правда, Ихсаноглу демонстрирует себя приверженцем идей Ататюрка, но он также позиционирует себя и секуляристом, то есть сторонником отделения религии от политики. Несмотря на это, ему верят далеко не все в оппозиционном лагере.

В результате в стане оппонентов власти произошел раскол. Некоторые влиятельные функционеры НРП не поддержали единого кандидата. Следует также учесть, что одной из главных электоральных групп НРП традиционно являются алавиты, проживающие в Турции, которые могут на этот раз не проголосовать за кандидата от своей партии, так как Ихсаноглу является исламистом традиционного суннитского толка. Голоса алавитов, а также сторонников традиционных левых может получить третий кандидат - 41-летний юрист, прокурдский политик Селяхаттин Демирташ. И вот тут, пожалуй, может последовать самая главная и тонкая игра предстоящих президентских выборов. 

 

Курдский фактор 

Дело в том, что по статистике последних муниципальных выборов, голоса у правящей партии составляют примерно 40-45% по всей стране. Это дает Эрдогану шансы на победу, но не в первом, а только во втором туре голосования. А чтобы не расшатать свои позиции, ему победа нужна  именно в первом туре. При таком раскладе очень большое значение приобретают недостающие проценты голосов и вопрос, откуда их взять. Этот фактор и делает как Демирташа, так и курдский фактор весьма значимым и актуальным, поскольку они как раз и могут обеспечить недостающие проценты для Эрдогана. 

По словам наблюдателей, дискуссии об этом уже ведутся между правящей партией и курдскими политическими группировками. Так, для многих стало сюрпризом заявление одного из близких соратников Эрдогана и функционера ПСР Хусейна Челика, что "Курдистан является братским для Турции". Любопытным остается логический посыл, скрытый под словом "Курдистан". Даже если Х.Челик имел в виду Иракский Курдистан и готовность признать его независимость со стороны Турции, немалое число аналитиков полагают, что турецким курдам обещано создание автономии - какой, правда, еще неизвестно. Также, по мнению специалистов, Эрдоган еще больше может поднять свой рейтинг среди курдов обещанием лидеру курдских сепаратистов и главарю террористической организации Курдской рабочей партии, виновному в убийстве 30 тыс. человек за последние тридцать лет, Абдулле Оджалану перевести его под домашний арест.

Что может произойти с государственным устройством и территориальной целостностью Турции после подобных шагов, сказать, конечно, сложно. Но уже сегодня можно прогнозировать, что Турция вступает в новую эру своей истории. Во всяком случае эту "новую эру" стране обещает лидер правящей партии и кандидат на президентский пост Реджеп Тайиб Эрдоган.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

560


Актуально