20 Апреля 2024

Суббота, 15:27

НИЧЕГО ЛИЧНОГО, ТОЛЬКО БИЗНЕС

Азербайджан сделал свои выводы из проводимой Европой политики

Автор:

16.09.2014

Энергетика, безопасность, меры по облегчению контактов между гражданами ЕС и странами - участницами программы "Восточное партнерство" (ВП), а также подготовка к предстоящему в следующем году в Риге саммиту ВП стали главными темами четвертой неформальной встречи глав МИД стран - членов ВП в Баку.  

В силу обозначенных тем неформальная встреча началась с заседания министров, ответственных за вопросы энергетики, а также при участии еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера и еврокомиссара по вопросам расширения и европейской политике соседства Штефана Фюле. 

Последний принял участие и в последующей встрече на уровне глав МИД Азербайджана, Грузии и Молдовы, а также их заместителей из Беларуси и Украины. Ко встрече подключилась и замглавы европейской дипломатии Хельга Шмидт. Армянская делегация, несмотря на приглашение, мероприятие проигнорировала.

На обеих встречах Штефан Фюле сразу дал понять, что все обсуждения будут вестись в контексте происходящих в Украине событий. "Целью нашей неформальной встречи является усиление позиций стран-партнеров, в частности Украины. Надеемся, что мы найдем пути, как принести мир в регион", - заявил еврокомиссар.

Отдельным моментом на встрече глав МИД стала констатация поддержки со стороны ЕС территориальной целостности всех стран - участниц ВП и недопустимости изменения признанных на международном уровне границ государств, что опять-таки было инспирировано нынешними событиями в Украине. Ш.Фюле потом дал понять, что за этой констатацией стоит не так уж много, но об этом чуть ниже.

Заявления сторон относительно обсуждений энергетической составляющей встречи в рамках ВП были менее декларативными и касались конкретных идей. В частности, министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Продан отметил, что его страна заинтересована в поставках азербайджанской нефти на украинские нефтеперерабатывающие заводы. Министр подчеркнул, что с азербайджанской стороной обсуждаются возможные варианты поставок.

Как сказал еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер, страны, входящие в программу "Восточное партнерство", "имеют различный потенциал и приоритеты, но готовы работать вместе". Так, Азербайджан обладает богатым опытом в сфере добычи нефти и может выступать в качестве экспортера энергоресурсов. Грузия является надежной транзитной территорией и обладает большим потенциалом в сфере гидроэнергетики и хранения энергоресурсов, а также может играть важную роль в экспорте СПГ с побережья Черного моря. Украина и Беларусь являются важными транзитными странами в поставках газа в ЕС.

Со своей стороны ЕС, по словам Эттингера, готов оказать помощь странам "Восточного партнерства" в развитии передовых технологий и инфраструктуры, развивать сотрудничество в вопросах модернизации существующих трубопроводов и активизации инвестиций в региональные проекты.

В ходе выступления глава МИД принимающей стороны Э.Мамедъяров отметил, что, несмотря на разные подходы шести постсоветских стран к "Восточному партнерству", их объединяет общее намерение продвигать развитие программы и должным образом подготовиться к саммиту в Риге. Следует сказать, что эти различные подходы, обозначившиеся еще год назад на саммите ВП в Вильнюсе, сегодня лишь усугубились. Украина, Грузия и Молдова, подписавшие соглашения об ассоциации с ЕС, однозначно дали понять, что сближение с Брюсселем является приоритетом их внешней политики. Беларусь и Азербайджан, которые традиционно сочетают в своей политике собственные интересы с интересами ближайших соседей, сочли этот путь неприемлемым, да и в Брюсселе, наученные горьким опытом произошедшего год назад в Украине, теперь согласны, что подписание соглашения об ассоциации не является обязательным условием участия в программе ВП. Тем более если речь идет об Азербайджане, который является ключевым партнером Запада в том, что касается энергетической безопасности, да и безопасности вообще. Что касается Армении, то она уже давно превратилась в "мертвый груз" "Восточного партнерства". Принятое Ереваном год назад решение коренным образом пересмотреть свое участие в ВП, променяв евроинтеграцию на членство в российском Таможенном союзе, стало неприятной неожиданностью для ЕС. И сегодня, похоже, в Брюсселе еще до конца не определились, что делать с шестым участником ВП, который так легко меняет коней на переправе и откровенно дает понять, что ему с Европой не по пути.

Наряду с этим Азербайджан имеет ряд вопросов к ЕС. Как мы уже отметили, республика помимо всего прочего играет ключевую роль в решении столь злободневной для Европы проблемы энергетической безопасности. При этом Азербайджан взял на себя определенные риски, не побоявшись критики со стороны России, которая является основным поставщиком "голубого топлива" в Европу. Здесь речь идет даже не об экономической конкуренции (все же объемы поставок газа из Азербайджана и России в Европу несопоставимы), сколько о самом факте того, что небольшая южнокавказская республика вторгается в зону традиционного российского экономического влияния.

Понятно, что Азербайджан вправе рассчитывать, что этот его риск во благо решения одной из наиболее актуальных проблем Европы будет должным образом оценен и получит ответную реакцию на проблемы, которые беспокоят Баку. Речь, конечно же, в первую очередь идет о проблеме нарушения территориальной целостности Азербайджана со стороны Армении и отношения к этой ситуации Европы. А отношение это остается индеферентным, и это не может не беспокоить Баку. Некоторый оптимизм по поводу возможности изменения этого подхода появился после того, как Европа активно втянулась в разрешение ситуации в Украине. В Баку могли подумать: "Не было счастья, да несчастье помогло". Но не тут-то было. Европейцев не расшевелили потеря человеческих жизней с обеих сторон в результате вооруженных стычек в зоне карабахского противостояния в начале августа и открытые угрозы со стороны Армении нанести ракетный удар по гражданским объектам в Азербайджане, включая столицу Баку и даже столь ценную для Европы газовую инфраструктуру. "Считаю, что неправильно сравнивать Крым и Карабах", - открыто заявил еврокомиссар Штефан Фюле на указанном выше мероприятии в Баку. По странной логике европейского дипломата, в отличие от оккупации Нагорного Карабаха события в Крыму были "незаконной аннексией". 

Азербайджан может задаться очень простым вопросом к Европе: почему западные лидеры так живо реагируют на нарушение территориальной целостности одного стратегического партнера - Украины, произошедшее всего несколько месяцев назад, деятельно стараются исправить ситуацию, мобилизуют все силы для того, чтобы подвергнуть санкциям того, кого считают агрессором, в то время как аналогичная проблема у другого стратегического партнера Запада - Азербайджана, которая длится уже более двух десятков лет, не вызывает аналогичного отклика? 

Тем более что возможностей для оказания давления на Армению, которая завязана многими нитями с Европой, в том числе тем же "Восточным партнерством", у Европы более чем достаточно. Как видно, европейцы, если перефразировать одну известную поговорку, хотят и азербайджанский газ "съесть", и отношения с Арменией не испортить. Разница в подходах к конфликтам в Украине и Азербайджане, видимо, объясняется следующими мыслями европейцев: "Доступ к азербайджанскому газу - вопрос решенный, а за стабильность поставок российского газа через территорию нестабильной Украины еще надо побороться".

Такое очередное явное проявление "двойных стандартов" к одной и той же проблеме нарушения территориальной целостности в зоне ответственности ЕС дает Азербайджану основания для более прагматичного подхода к сотрудничеству с Европой. Потому что, восполняя за счет республики свои энергетические потребности и закрывая глаза на защиту прав азербайджанских беженцев и вынужденных переселенцев (Азербайджан по их числу в соотношении к общему населению является первым в Европе), почему-то считает себя вправе постоянно поучать ее нормам демократии. Тем более что у Азербайджана есть альтернативы. Несмотря на все движения в сторону Европы, Азербайджану не в пример некоторым другим странам ВП удалось сохранить добрососедские отношения с Россией. В этой стране давно заявляли, что готовы покупать по цене, не ниже европейской, весь азербайджанский газ. Азербайджан может пересмотреть свое отношение к интеграционным объединениям под эгидой Москвы. Россия также является традиционным импортером продукции азербайджанского сельского хозяйства, а в условиях взаимных санкций с Европой российский рынок уже сейчас нуждается в наращивании объемов поставок продукции АПК - и не только из таких стран, как Азербайджан. Тем более, как недавно признался министр иностранных дел России Сергей Лавров, говоря о возможных решениях его страной проблемы продовольственной безопасности в свете санкций со стороны Запада, "фрукты из Азербайджана вкуснее и качественнее, поступающих из Европы".

Но это, конечно же, только один из гипотетических сценариев. В любом случае Азербайджан наверняка сделал свои выводы из проводимой Европой политики по известному принципу "ничего личного, только бизнес" и будет действовать соответствующе.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

552


Актуально