29 Марта 2024

Пятница, 15:18

СЛОЖНЫЙ ТУРЕЦКИЙ РАСЧЕТ

Наступление "Исламского государства" на территории Сирии ставит Анкару перед серьезными вызовами

Автор:

14.10.2014

Турция, объявившая о своем вступлении в войну против орудующей в Ираке и Сирии организации "Исламское государство" (ИГ), оказалась в эпицентре резко обострившейся ситуации на Ближнем Востоке. Ряд преимущественно населенных курдами городов страны охвачены протестами, участники которых требуют от Анкары немедленного развертывания боевых действий против радикальных исламистов, захватывающих курдские города и деревни на приграничных с Турцией сирийских территориях.

Несмотря на наносимые международной коалицией авиаудары по позициям радикальных исламистов, ИГ уже частично контролирует курдонаселенный сирийский город Кобани. Около 160 тысяч жителей Кобани бежали в Турцию. И, судя по всему, именно на Турцию возлагают как сами курды, так и международная коалиция задачу вытеснения радикальных исламистов с занятых ими территорий в курдонаселенных районах Сирии. На это указывают и волнения в самой Турции. Протестующие недовольны тем, что вместо ведения боевых действий против ИГ, угрожающего жизни и безопасности сирийских курдов, Турция лишь укрепляет собственные границы и не вмешивается в конфликт.

Позиция Анкары, не настроенной предпринимать решительные меры для защиты Кобани, действительно, может вызывать некоторые вопросы. Поскольку в связи с предоставлением турецким парламентом вооруженным силам страны права на осуществление трансграничных операций в Сирии и Ираке многие были уверены, что Анкара сразу же присоединится к военной операции союзников во главе с США. Хотя Анкара, вопреки давлению со стороны Вашингтона, до последнего времени отказывалась присоединяться к коалиции. Смена позиции Анкары произошла лишь после определенных изменений в региональной обстановке.

Прежде всего Турции удалось разрешить проблему, ранее сдерживавшую ее прямое вовлечение в войну против ИГ. После освобождения 49 сотрудников турецкого консульства в иракском Мосуле, попавших в плен к исламистам, руки Анкары оказались, что называется, развязаны. Кроме того, боевики ИГ вплотную приблизились к турецко-сирийской границе, что вызвало неконтролируемый поток курдских беженцев на территорию Турции. Наконец, Анкара не могла равнодушно взирать на вторжение боевиков ИГ на территорию находящейся в сирийской провинции Алеппо усыпальницы Сулеймана Шаха - деда основателя Османской империи султана Османа I. Эта святыня турецкой державности является подконтрольным Анкаре анклавом на территории Сирии согласно договору от 1921 года (данный документ, заключенный между Турцией и Францией, определил турецко-сирийскую границу и сохраняет правовую силу по сей день).

Между тем, объявив о готовности начать войну против ИГ, Турция преследует цели, связанные не только с противостоянием расширяющемуся влиянию радикальных исламистов непосредственно у ее границ. Президент Турции Реджеп Тайиб Эрдоган неоднократно заявлял о том, что одними авиаударами не удастся вытеснить ИГ с занятых им территорий в Ираке и Сирии, а потому требуется проведение наземной операции. Турецкий премьер Ахмет Давутоглу, в свою очередь, дал понять, что Турция может провести в Сирии наземную операцию против "Исламского государства" только с условием получения от США гарантии свержения сирийского президента Башара Асада.

Таким образом, предполагаемую наземную операцию против ИГ на территории Сирии Анкара обуславливает и решением сирийского конфликта на условиях, отвечающих ее устремлениям. Собственно, именно с этим и связана медлительность Анкары в вопросе развертывания полномасштабной операции против ИГ, за что турецкое правительство подвергается критике со стороны курдского движения.

Однако серьезной проблемой на пути реализации антисирийских планов Эрдогана и Давутоглу является в условиях войны с ИГ позиция США. Американский Госдепартамент дал понять Анкаре, что Штаты сейчас сконцентрированы на борьбе с ИГ, тогда как поддержка сирийской оппозиции отходит на второй план. Не случайно президент США Барак Обама заявил, что ИГ является большей угрозой для мира, нежели режим Башара Асада.

Вообще американо-турецкие отношения уже не в первый раз за последнее время подвергаются серьезному испытанию в связи с усугубившейся ситуацией в Сирии. Показательно недавнее заявление вице-президента США Джозефа Байдена, обвинившего Турцию, наряду с Саудовской Аравией и ОАЭ, в отправке сотен миллионов долларов и десятков тысяч тонн оружия экстремистам, воюющим с режимом Асада. И хотя Байден затем принес извинения  Эрдогану, осадок, как говорится, остался…Анкара, дав согласие на присоединение к осуществляемой международной коалицией военной операции против ИГ, преследует и цели, прямо связанные с противодействием растущей угрозе курдского сепаратизма. Прослеживая заинтересованность США в создании еще одной курдской автономии на сирийской территории, по иракскому аналогу, Анкара, выразив намерение присоединиться к международной коалиции против ИГ, стремится предотвратить возможные негативные последствия очередной антитеррористической операции Запада для интересов Турции в курдском вопросе.

В контексте вступления Турции в войну с ИГ встает и вопрос о том, каким образом оно может повлиять на дальнейший ход ситуации в регионе? Этот шаг Анкары, конечно, способен повысить шансы коалиции на успех в противодействии растущей активности радикального исламизма на территории Ирака и Сирии. Турецкая армия - одна из самых мощных не только в регионе, но и в мире, а потому можно предположить скорое отступление боевиков ИГ с тех или иных занятых ими пунктов. Кроме того, следует учитывать, что вооруженные силы Турции обладают большим опытом ведения боевых действий в условиях затяжной партизанской войны со стороны противника. Они многие годы уничтожали базы курдских террористов как в самой Турции, так и на севере Ирака.

Таким образом, наземная операция турецких войск против "Исламского государства", скорее всего, неизбежна. Вопрос лишь во времени, когда сочтут приступить к ее осуществлению президент Эрдоган и премьер Давутоглу. Судя по заявлению главы МИД Турции Мевлута Чавушоглу о том, что его страна не будет начинать военную операцию в Сирии без поддержки других участников коалиции, Анкара настроена вести торг с США и всем Западом. Суть его в максимально возможном обеспечении турецких интересов в постконфликтном регионе взамен ожидаемого вклада Анкары в разгром или, по крайней мере, существенное ослабление позиций "Исламского государства".



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

629


Актуально