28 Марта 2024

Четверг, 17:49

КИПРСКИЙ ТЕСТ

Турция и Греция переживают новую эскалацию конфликта вокруг острова

Автор:

28.10.2014

В Европе назревает обострение еще одного конфликта. Греция и Республика Кипр (РК) обвиняют Турцию в подрыве безопасности и стабильности в регионе. Спор разгорается вокруг нефтегазовых месторождений, которые, как считает Никосия, входят в зону ее исключительного экономического интереса (ИЭЗ). Кипр, в надежде на будущий доход в сотни миллиардов евро, выдал лицензии иностранным компаниям на разведывательное бурение, чем тут же воспользовался консорциум итальянской ENI и корейской компании KOGAS, которые обосновались на блоке 9 "Онасагорс". По данным издания Il sole 24 Ore, там же находится и французская Total. Изначально запасы углеводородов обозначенного района в Средиземноморье оценивались примерно в 1,2-1,4 млрд. баррелей нефти и более 1,5 трлн. кубометров газа, но позже прогнозы были уменьшены, хотя все равно остаются значительными. Также кипрская сторона планирует строительство завода по сжижению газа к 2020 году и других инфраструктурных объектов, связанных с добычей нефтегазовых ресурсов. 

Между тем Анкара считает, что доходы от планируемой эксплуатации углеводородов должны распределяться между всеми жителями разделенного Кипра. Именно поэтому турецкое исследовательское судно Barbaros Hayrettin Pasha в сопровождении двух военных кораблей появилось в Восточном Средиземноморье как раз в районе нефтегазоносного шельфа для проведения с 20 октября по 30 декабря сейсморазведки нефтегазовых залежей. Одновременно с этим турецкий корвет "Бардин" наведался в территориальные воды Греции в восточной части Эгейского моря. 

"Судно Barbaros Hayrettin Pasha будет продолжать сейсмические исследования. Необходимые меры для охраны корабля предприняты, и пусть из этого никто не создает кризис", - заявил премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу, добавив, что Анкара имеет на это право согласно договорам, подписанным между Турцией и Северным Кипром. 

Естественно, этот шаг вызвал крайне нервозную реакцию со стороны Кипра и Греции. "Никосия теперь обязана защитить свои права и суверенитет", - заявил министр обороны Республики Кипр Христофорос Фокиадис. "Турции нужно изменить курс не только судна, но и внешней политики", - в свою очередь отметил глава МИД Греции Эвангелос Венизелос. Он также посоветовал Анкаре не создавать еще одну горячую точку, "когда внимание международного сообщества сфокусировано на борьбе с международным терроризмом и кризисе, с которым Европа сталкивается на своих южных и восточных рубежах". Президент же РК Никос Анастасиадис сказал, что турки действуют "провокационно и незаконно", и заявил о приостановке переговоров между греками- киприотами и турками-киприотами, очередной раунд которых должен был состояться 9 октября. Также Никосия говорит о возможном обращении в СБ ООН с жалобой на действия Анкары. 

Спор вокруг Кипра относится к разряду застарелых - таких, с которыми мировое сообщество как-то научилось жить, осторожно обходя острые углы на международных встречах, в ходе двусторонних диалогов и при заключении правовых документов. Однако это не значит, что застарелую проблему нельзя в нужный момент вытащить на белый свет, стряхнуть с нее пыль перемирия и подогнать под новые обстоятельства. Возможно, именно поэтому мировое сообщество так не спешит решать территориальные споры, которые являются очень удобными рычагами для корректировки геополитической ситуации в том или ином контексте. Это, конечно, только предположение, хотя нынешняя ситуация вокруг нефтегазовых запасов Восточного Средиземноморья настолько запутанная, что поневоле призадумаешься. 

С самими Кипром, Грецией и Турцией все более-менее ясно. Кипр и Греция с помощью морских залежей надеются поправить свою давно страдающую экономику и повысить международный престиж. Реакция Турции также довольно ожидаема, хотя и сулит Анкаре многие неприятности, одна из которых - значительное осложнение и без того тяжелых переговоров о членстве в ЕС. Никосия уже ясно дала понять, что будет возражать против открытия любой новой главы в процессе вступления Турции в Евросоюз. Кроме того, Турция рискует получить на свою голову еще один полюс напряженности, что, принимая во внимание события на сирийской и иракской границе, совсем некстати. Анкара обращалась к правительству Италии с призывом остановить деятельность итальянской компании ENI, тем более что Рим сейчас председательствует в ЕС, но, судя по всему, получила отказ, по крайней мере итальянский гигант до сих пор действует на кипрском шельфе. 

Таков расклад, если смотреть на ситуацию в чистом виде, без участия других игроков, чего, конечно, просто не может быть. США после известия о нефти и газе у берегов Кипра заговорили о возможности создания в данном районе мощного энергетического центра. Считается, что при активном участии американских компаний Кипр, Турция, Израиль и Греция могут объединиться для достижения общей цели - внушительного снижения поставок российского топлива. Определенные надежды на это, судя по всему, питают и в самой Европе. Как, например, сообщает сайт Denik.cz, заместитель министра промышленности и торговли Чехии Павел Шольц, говоря о независимости от "голубого топлива" из РФ, недавно сослался на добычу газа именно "Кипром, Турцией и Израилем". 

Для обкатки данной идеи Кипр посещал вице-президент США Джозеф Байден. Американский политик, как известно, прилагает немало усилий для обеспечения энергетической безопасности, особенно Юго-Восточной Европы. Американцы уверены, что новый проект принесет стабильность в регион, так как все его участники окажутся повязаны друг с другом, а взаимная заинтересованность - это всегда хорошо, и у Европы появится альтернативный источник углеводородов. 

США в данном случае явно заинтересованы в урегулировании всех противоречий и совместной добыче углеводородов. Более того, Вашингтон, кажется, считает, что именно добыча нефти и газа и должна стать тем самым поворотным моментом на переговорах. "Я не могу говорить за правительство Турции, но полагаю, что они начинают понимать, что появляются общие темы для договоренностей. В частности, разработка и добыча газа в восточной части Средиземного моря может сыграть значительную роль в снижении энергозависимости от России не только Турции и Кипра, но и Греции", - заявлял ранее Байден. Сам Анастасиадис упоминал о предложениях "некоторых партнеров из зарубежных стран", советовавших предпринять меры с тем, чтобы поделить природные богатства с турками-киприотами. 

Впрочем, в данном случае США оказались меж двух огней, а именно между двумя союзниками по НАТО, коими являются Греция и Турция. Официальный представитель правительства РК Никос Христодулидис, отвечая на вопрос новостного агентства ТАСС о реакции в мире на шаги Турции, открыто заявил, что всем хорошо известно, "какую важную роль Турция играет для США" в качестве стратегического союзника в регионе, и что Анкара "просто пользуется нынешней ситуацией в Сирии и Ираке". "В какой-то мере это будет тестом для наших отношений с рядом стран", - добавил Христодулидис. 

Однако дальнейшее развитие событий показало, что результаты теста греческим киприотам не очень понравились. Так, начальник пресс-службы Госдепартамента США Джен Псаки заявила, что Вашингтон признает право Кипра на разработку энергоресурсов в его исключительной экономической зоне, но добавила, что "запасы нефти и газа на острове, как и все остальные его ресурсы, следует справедливо разделить между обеими общинами в рамках урегулирования в целом". "И мы, безусловно, продолжаем поддерживать усилия под эгидой ООН, направленные на то, чтобы воссоединить остров в качестве двухзонной, двухобщинной федерации", - подчеркнула Псаки. 

Глава МИД Кипра Иоаннис Касулидис назвал реакцию США и других стран в отношении действий Турции "равнодушной", добавив, что Никосия ожидала от Вашингтона, своего стратегического партнера, совсем другой позиции. "Термин "стратегический партнер" был выбран Вашингтоном в рамках сотрудничества в борьбе с международным терроризмом. Так же, как и в отношении вклада Кипра в установление стабильности в Восточном Средиземноморье. Но это не является союзом, и мы никогда не выбирали США своим союзником", - сказал Касулидис. Еще более открыто свое недовольство выразила кипрская оппозиционная партия AKEL, заявив, что правительство виновато в охлаждении отношений с Россией. Пресс-секретарь партии Йоргос Лукаидис подчеркнул, что, дескать, реакция "стратегических союзников Кипра" на "турецкие провокации" была крайне сдержанной, в то время как Россия их фактически осудила. 

Действительно, Россия, которой действия Кипра и создание альтернативного энергетического хаба ни с никакой стороны выгодными быть не могут, в данной ситуации поддерживает не Турцию, а именно Республику Кипр. Во время недавнего саммита "Азия - Европа" в Милане состоялась встреча президента РК Никоса Анастасиадиса и президента России Владимира Путина. По словам Христодулидиса "Путин подтвердил принципиальную позицию РФ как относительно решения кипрской проблемы, так и неотъемлемого права Кипра эксплуатировать свои природные ресурсы в пределах исключительной экономической зоны, а также то, что любое нарушение суверенитета Кипра является неприемлемым". В свою очередь глава МИД РФ Сергей Лавров отметил, что "односторонние действия и демонстрация силы в вопросе урегулирования кипрской проблемы недопустимы и только усугубляют ситуацию на Кипре и в Восточно-Средиземноморском регионе". 

Примечательно, что Россия проводит в этом районе военные учения по предварительному согласованию с Никосией. Итальянское издание Il Sole 24 Ore предполагает, что Кремль может быть заинтересован в восстановлении своего влияния в регионе и для этого показывает явный интерес к поддержанию кипрской позиции перед лицом Турции. 

"У Москвы обширные финансовые и экономические интересы на острове, где проживает многочисленная община состоятельных русских", - пишет Il Sole 24 Ore. 

Таким образом, получается, что в стратегическом смысле Россия действует в ущерб себе, но геополитическая ситуация сейчас так стремительно меняется, что, возможно, Москва решила действовать сиюминутными интересами и сыграть в ворота государства - члена ЕС, которое изначально отличилось тем, что было не в большом восторге от антироссийских санкций. Кроме того, послекрымская Москва таким образом пытается продемонстрировать свою приверженность международному праву, а также вполне действует в ключе православного единения, что полностью попадает в тему недавнего визита Путина в Сербию. 

Но сумеют ли турки-киприоты и греки-киприоты преодолеть противоречия ради совместной выгоды? По крайней мере, пока ничего об этом не говорит. Но и эскалации конфликта до прямого вооруженного столкновения ожидать тоже вряд ли стоит. Во-первых, речь идет о странах - членах НАТО, во-вторых, у Греции сейчас на это нет экономических сил, а Турции хватает проблем с курдами и ИГ. На данный момент ситуация, складывающаяся у берегов Кипра, выражаясь словами Никоса Христодулидиса, вызывает огромный интерес именно в качестве "теста" на проявление мотивов и намерений крупнейших мировых игроков.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

603


Актуально