Автор: Магеррам ЗЕЙНАЛ Баку
XIX век в азербайджанской литературе является знаковым периодом. Временем, когда на почве взаимопроникновения культур проросли новые, невиданные до того таланты.
В первой половине века наиболее востребованным жанром в литературе Азербайджана была социальная сатира. Корифей литературы этой новой эпохи Мирза Фатали Ахундов говорил: "В мое время, на что обратишь внимание, все вызывает смех и иронию. Когда начинаешь писать произведение, тема вместе с собой привлекает и сатиру... сатира возникает не по желанию мастера слова, а независимо от него".
Один из просвещенной интеллигенции
Огромную роль в сатирической прозе и поэзии того времени сыграл Гасым бек Закир, его можно назвать основателем жанра реалистической сатиры. Не зря в своих письмах сам Ахундов ссылался на него как на одного из своих учителей. Круг сатирических объектов был широк. Критиковались царские чиновники и правители, беки и помещики. Закир, уже традиционно для нашей культуры, критиковал духовенство, высмеивал невежественных знахарей, алчных сельских чиновников. Реалистичная стилистика, внимание к деталям делают поэзию Закира неповторимой и сегодня несут для нас не только литературную ценность, но и историческую, показывая достоверную жизнь той эпохи.
В этом контексте биография самого Закира характерна, даже типична для представителей просвещенной интеллигенции и просветителей. Он родился в знатной семье, образование получил в духовной школе и несколько лет служил в русской армии. Хорошо зная литературу Востока, Гасым бек познакомился на службе и с российской, а через нее и европейской культурой.
Важное место в творчестве поэта занимает его стихотворная переписка с известными современниками - Ахундовым, поэтессой Натаван, грузинскими поэтами. Письма носят одновременно и важный исторический характер как отражение повседневной и творческой жизни интеллигенции.
Несмотря на всю злободневность, творчеству Закира присущ лирический дух, технически оно близко поэзии народных певцов-ашугов. Тем не менее его наследие многогранно - это и хаджвы, и басни, и сказки. И все это отличается смелостью и правдивой критикой в адрес власть имущих, местных беков и царских чиновников. Поэзия Закира часто была направлена против конкретных людей и групп ("Отповедь Гусейн беку", "Диванбеки"), но, тем не менее, носила некий обобщающий характер. Больше всего от поэта доставалось духовенству ("Шушинские муллы", "Положение в волости", "Посмотри"). Умело подмечая мелочи, типажи характеров, Закир создал своего рода набор архетипов современников. Его стихи настолько реалистичны и актуальны, что подчас даже свои письма Закир писал в виде стихов. Огромное значение сегодня представляют стихотворные письма его к Ахундову. В обращениях к своему молодому другу Закир пишет часто о том, как в его родной Шуше царские чиновники и люди местного бека обманывают и обворовывают простых людей. Сохранились его "Эпиграммы на знахарей", памфлет "О шушинском кази". Большой интерес представляют его стихотворные рассказы и басни, продолжавшие обличительные традиции азербайджанской классики, гармонично соединяя их с элементами нового времени. В первую очередь это стихотворные рассказы "Старик и молодая жена", "Последняя жена" и ряд других. Важно, что Закир был не просто сатириком, он также восхвалял в своих стихах чистую, настоящую любовь, протестуя против традиционного брака по знакомству через родителей и брака по расчету.
Новые стандарты поэтического реализма
Творческая жизнь Гасым бека Закира не могла не навлечь на него беды. Будучи помещиком, он владел землей, которую сдавал в аренду, но не владел крестьянами из принципиальных соображений. В конце концов недруги выжили его из родной Шуши.
Дело в том, что после выхода в отставку с военной службы поэт жил в небольшом селе Хындырыстан, подаренном ему Мехтигулу ханом Джаванширом. А вскоре Гасым бека обвинили в том, что он укрывал у себя находившегося в бегах двоюродного брата Бехбуд бека Джаваншира. Неизвестно, были основания для обвинения или нет, но Закира арестовали, год продержали в заключении в Шуше, после чего выслали с глаз долой в Баку. Здесь он прожил несколько лет и только при содействии друзей смог вернуться на родину. Но и тут он, вольнодумец, находился под бдительным присмотром чиновников.
"Закир внес большой вклад в совершенствование современного литературного языка, - говорит искусствовед Лачин Самедзаде. - Но главное, что он сделал, это создал новые стандарты поэтического реализма, которым следовали после него другие авторы".
XIX век стал для литературы Азербайджана знаковым периодом, во время которого сюда начали проникать образцы западной литературы. "Сюда приезжали классики как российской, так и западноевропейской прозы, они встречались со своими современниками, с азербайджанскими авторами Гасым беком Закиром, Натаван, Ахундовым и другими, - рассказывает искусствовед. - Эти новые стандарты, которые привезли сюда и Пушкин, Дюма и другие, легли на благодатную почву и породили новую форму национальной поэзии, а затем и драмы". По словам Самедзаде, ни идейно, ни эстетически творчество Закира и его современников нельзя назвать эпигонством (механическое подражание запоздалых последователей какой-либо художественной школы идеям и методам своих предшественников в изменившейся обстановке. - Авт.). "Это было не подражание. Это был гармонический синтез восточного и западного, чтобы это увидеть, достаточно открыть любое стихотворение Закира", - говорит он.
Традиции творчества, основанные Закиром, были позднее продолжены не только его другом Ахундовым, но и такими поэтами-реалистами второй половины XIX - начала XX века, как Сеид Азим Ширвани, Мирза Алекпер Сабир, и многими другими. И если сатирико-реалистическая русская проза "выросла из гоголевской Шинели", то наша сатирическая поэзия возникла из стихов, памфлетов и эпиграмм Гасым бека Закира.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: