29 Марта 2024

Пятница, 06:15

"ПИТОМЕЦ РЕЗВЫЙ КАРАБАХА"

Воспетые еще Лермонтовым карабахские скакуны завораживают с полотен латвийской художницы Аллы Дзевалтовской

Автор:

02.12.2014

Алла Дзевалтовская - художница из Риги. Она любит писать животных. Кстати, этой своей привязанности она так объяснить и не смогла! Возможно потому, что в них больше правдивых чувств, чем во всем остальном? Ведь, несмотря на то, что в арсенале ее работ много прекрасных городских пейзажей, есть портретная живопись, она считает себя художницей, пишущим животных. То есть - анималистом. Удивительно, но ей удается схватить "выражение морды" животного и настолько точно передать сиюминутное состояние его души (вы же не станете отрицать, что у животных она есть?), что так и хочется написать об этом, как о портретной живописи, а точнее - о создании образов: льва, рыбы, лошади. Впрочем, лучше все-таки назвать лошадь скакуном. Потому что в этом определении будет больше правды. В галерее Natavan два небольших зала, по периметру которых - карабахские скакуны. Большая советская энциклопедия сообщает, что масти карабахских скакунов - это "рыжая, золотисто-рыжая, бурая, буланая, гнедая, серая и лимонно-желтая с золотистым или серебристым отливом". В былые времена этих лошадей азербайджанцы называли "кюрат", что означает энергичная лошадь. Вот как увидел особенности характера этой породы лошадей М.Ю.Лермонтов в поэме "Демон":

Под ним весь в мыле конь лихой

Бесценной масти, золотой.

Питомец резвый Карабаха

Прядет ушьми и, полный страха,

Храпя косится с крутизны

На пену скачущей волны.

Вот как описывали в газете "Кавказ" (1853, №44) этих энергичных коней с завода последнего карабахского хана Мехти-Кули хана: "Старая и лучшая порода этого завода известна под именем Сарулар, т.е. золотогнедые; они невелики ростом; голова прекрасная, похожая на арабскую, выпуклые огненные глаза, отверстые ноздри, уши небольшие, но складные, шея хорошая; только горло бывает иногда с кадыком, и оттого, когда под седоком лошадь соберется, шея похожа бывает на оленью; спина хорошо сложена, круп мясист, более круглый, нежели продолговатый, хвост прекрасный, грудь полная, берцы и окорока мускулистые, бока хорошо сложены, мускулы и жилы окороков видны и крепки, казанки иногда немного длинны; эти лошади никогда не засекаются".

Настоящего расцвета коневодство в Карабахе достигло при дочери Мехти-Кули хана - Хуршидбану Натаван. Карабахские скакуны Натаван принимали участие во всемирной выставке в Париже, на выставках в Москве и Тифлисе. И уже тогда, во второй половине XIX века, занимали первые места, получая золотые медали и грамоты.

Сегодня карабахский скакун изображен на эмблеме агдамского футбольного клуба "Карабах". И совсем не удивительно, что латвийская художница Алла Дзевалтовская, принимая участие в Международной художественной выставке в Габале (2013), увидев скакуна, влюбилась в него навсегда. Надо сказать, что Алла многое знает о лошадях. Причем она прекрасная наездница и понимает толк в них. Только предпочитает все же общаться с лошадьми иначе. Не на скаку. Потому седло и уздечку воспринимает как насилие над совершенством и независимостью лошади. Может быть, и Натаван прекрасно гарцевала на лошади, несмотря на то, что по тем временам восточной женщине не пристало уподобляться амазонке? И могла заниматься коневодством не хуже любого мужчины? Почему бы не предположить, что она, как и Алла, тоже была прекрасной наездницей? И вот, уехав в Латвию, художница Алла Дзевалтовская стала писать карабахских породистых скакунов, которые остались не просто приятным воспоминанием о стране с интересной культурой, но эмоциональной памятью гармоничного слияния с миром. Говорят, что лошади обладают телепатическим даром и умеют сканировать людей даже на уровне подсознания. Поэтому и возникла такая направленность в медицине, как иппотерапия. То есть лечение лошадьми. Хочется верить, что это именно так. А веря в это, представлять, как Алла, вынашивая замысел о создании серии работ под названием "Карабахские скакуны", мысленно повторяла стихи о лошадях. Все, что знала и любила. И даже те, что помнила плохо.

 

"Звездный конь"

Его грива развевается по ветру, срывая звезды с неба и неся их в пространстве, как вселенную - мечты, счастья, радости и добра, как в сказочных историях детства. Он может увезти тебя так далеко навстречу горизонту, как только сможет. И так, как ты сам этого захочешь!

 

"Конь-огонь"

Он как будто вынырнул из прошлого, прорвав толщу веков, презрев законы линейности времен, разрушив скептические взгляды на правдивость происходящего! Любимый скакун Натаван? Не тот ли скакун, на котором она гарцевала, как амазонка: вопреки и наперекор всему? Живой, горячий, кюрат! Из-под копыт - земля вперемежку с травой и листьями, ноздри подрагивают трепетом разгоряченного бега! Кажется, еще одно мгновение, и мы услышим его храп, переходящий в ржание. Конь-огонь! Мечта и реальность. Сказка и быль.

 

"Я согласен бегать в табуне, 

Но не под седлом и без узды!"

Он спокоен и уверен в себе. Впереди - вершины снежных гор, предгорные холмы. А еще - свобода. Вольная воля. И счастье: ощущать себя частью этого мира. Он идет вперед, не останавливаясь ни на минуту. Дорогу может осилить только идущий. И он знает это. Потому что в его жилах течет древняя кровь его предков - диких коней, породистых скакунов.

 

"Элегия"

Алла написала сопроводительные тексты к своим работам. Вот один из вариантов: "Вы когда-нибудь смотрели в глаза лошади? В них есть что-то волшебное, загадочное и в то же время вопрошающее о многом…". В свою очередь хочется, перефразируя всех классиков, сразу сказать: "О чем вы грустите, лошадь? Не грустите. Не надо, пожалуйста. Всё сбудется. Пройдут зима и весна, и наступит лето. Лошадь! Милая! Всё еще будет: тихий ветер слегка подует и земля покроется клевером! И желтый диск Солнца утром появится на востоке, чтобы к ночи закатиться на западе. Только, пожалуйста, не грустите…"

 

"Танец любви"

В раскаленной оранжевости светового пространства танцуют лошади. У лошадей, как и у людей, есть чувства, свои пристрастия. Эти двое танцуют, как люди. В их движениях - слаженность и понимание партнера. Танец двоих. Танец любви. Он возможен только при единении душ, помыслов, желаний, устремлений. И в памяти всплывают строчки из повести И.Бабеля "История одной лошади": "Нас потрясали одни страсти. Мы оба смотрели на мир, как на луг в мае, по которому ходят женщины и кони". Только у этих двоих, танцующих, финал фразы, наверное, был бы таким: "Мы смотрели на мир, как на луг в мае, по которому ходим мы и люди"…

Скакуны Карабаха. Память, история, реальность сегодняшнего дня. А она в том, что слава карабахских скакунов не утрачена. Когда-то один из таких породистых скакунов по кличке Заман покинул пределы Азербайджана, отправившись в королевские конюшни Англии. Это - подарок королеве Елизавете II.

Лошадь - особенное животное. Загадочное. Таинственное. Неизученное и непонятое. Однако люди всегда знали, что лошадь - избранное животное среди всех животных, живущих на земле. Арабская легенда гласит, что Всевышний, сотворив лошадь, сказал ей: "С тобой не сравнится ни одно животное на земле; все земные сокровища лежат между твоими глазами. Ты будешь топтать моих врагов и возить моих друзей. С твоей спины будут произносить мне молитвы. Ты будешь счастлива на всей земле, и тебя будут ценить дороже всех существ, потому что тебе будет принадлежать любовь властелина земли. Ты будешь летать без крыльев и разить без меча". Разве речь не о карабахском скакуне-красавце?

 

 

Президент Азербайджана распорядился о поддержке развития карабахской породы скакунов

Президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение о дополнительной поддержке развития карабахской породы лошадей. В целях сохранения и развития племенного ядра карабахской породы лошадей, обеспечения ведения селекционно-племенной работы на научной основе глава государства распорядился выделить Министерству сельского хозяйства 2 млн. манатов из Резервного фонда президента Азербайджана. 



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:



Актуально