24 Апреля 2024

Среда, 20:05

ИЗ СОПЕРНИКОВ В ПАРТНЕРЫ

Впервые за три века позиции России и Турции сблизились почти до уровня союзнических

Автор:

09.12.2014

Президент РФ Владимир Путин совершил в первый день декабря визит в Турцию, которому был придан самый высокий статус - государственный. Визит состоялся в сложной международной ситуации. Из-за событий в Украине резко обострились отношения России с США, Евросоюзом и НАТО. Авторитетным членом Североатлантического альянса, как известно, является и Турция. Тем не менее российско-турецкие отношения все последние годы развивались по восходящей, особенно в экономической области. Что же касается внешнеполитических вопросов, то по многим из них удавалось если и не совместить подходы, то хотя бы избегнуть прямой конфронтации. Порой это достигалось с большим трудом. Достаточно вспомнить гражданскую войну в Сирии, и в частности инцидент, связанный с перехватом самолета, который выполнял рейс Москва - Дамаск: его посадили для досмотра в Турции на предмет наличия грузов военного или двойного назначения. Взаимные усилия позволили ситуацию урегулировать, а возникшую напряженность снять.

Оказавшись под действиями санкций и в определенной международной изоляции со стороны ведущих западных стран, Москва вполне ожидаемо перенаправила вектор своих дипломатических усилий на так называемую группу БРИКС (Бразилия, Китай, Индия, Южно-Африканская Республика) и крупные региональные державы, среди которых важное место по масштабам своей экономики, мощи вооруженных сил и внешнеполитическому влиянию, несомненно, занимает Турция.

Президент Владимир Путин накануне своего визита в интервью ИА "Анадолу" квалифицировал политику Турции "как продуманную и дальновидную относительно антироссийских санкций: Анкара не только не присоединилась к ним, но, напротив, готова укреплять сотрудничество с Россией". "Высоко ценим самостоятельность решений Турции, в том числе по вопросам экономического сотрудничества с Россией. Турецкие партнеры не стали жертвовать своими интересами ради чьих-то чужих политических амбиций. Считаю, что это по-настоящему продуманный и дальновидный расчет", - подчеркнул российский президент.

Россия является для Турции вторым (после Германии) внешнеторговым партнером. В свою очередь Турция занимает седьмое место во внешней торговле России. В 2013 году взаимный товарооборот составил $32,7 млрд. Общий объем прямых инвестиций пока что невелик и составляет: российских в Турции - $1,7 млрд., а турецких в России - $1 млрд. Около 4 млн. россиян ежегодно посещают Турцию с целью туризма.

Позитивный отпечаток на российско-турецкое сотрудничество накладывают уважительные и доверительные отношения между лидерами обеих стран. Владимир Путин и Реджеп Тайиб Эрдоган более десяти лет находятся на властном Олимпе, соответственно в России и Турции, и добились видимых успехов в экономическом развитии, росте благосостояния населения, укреплении геополитических позиций своих стран. Оба этих лидера сталкиваются с критикой в авторитаризме со стороны Запада, но считают ее необъективной и вызванной нежеланием мириться с восстановлением Россией и Турцией своей роли в качестве самостоятельных и влиятельных игроков в международной политике. 

Президент РФ Владимир Путин прибыл в Анкару в сопровождении десяти министров. Государственный статус визита предполагал целый ряд протокольных мероприятий, но центральным стало проведение пятого заседания Совета сотрудничества высшего уровня - органа, созданного для координации и углубления стратегического российско-турецкого партнерства. Российский лидер провел переговоры с глазу на глаз со своим турецким коллегой Эрдоганом. Причем, как отметили наблюдатели, вместо запланированного одного часа беседа продлилась почти три часа. 

По итогам визита президента Владимира Путина в Турцию было подписано 8 документов. Подписанные соглашения и декларируемые намерения сторон должны всячески способствовать дальнейшему углублению стратегического партнерства Турции и России. Однако не стоит трактовать это как отход Анкары от евроатлантических ориентиров. Демонстрируемая Турцией самостоятельная позиция по многим региональным и глобальным проблемам не выходит за границы, определенные союзническими обязательствами. Поэтому возможность присоединения Турции к формируемому ЕАЭС, даже в нынешнем урезанном формате испытывающему большое внутреннее напряжение, представляется маловероятной и в ходе визита Владимира Путина в Анкару никак не артикулировалась. Что же касается "Шанхайской пятерки", то заинтересованность Анкары участвовать в этом формате, хотя бы в качестве наблюдателя, ранее уже озвучивалась. Укрепляющееся стратегическое российско-турецкое партнерство может обеспечить благожелательную позицию Москвы в данном вопросе. Позитивное отношение тюркских участников в лице Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана также легко предсказуемо. Но очевидно, что решающее слово в этом вопросе принадлежит Китаю, который пока не считает целесообразным расширять рамки "Шанхайской пятерки", ограничиваясь разовыми приглашениями на заседания тех или иных заинтересованных стран. Турция и Россия остались на своих противоположных позициях по кризису в Сирии и по вопросу Крыма, хотя заявили о полезности диалога и продолжении поиска урегулирования существующих конфликтов на неконфронтационной основе.

Что же касается экономической стороны двусторонних отношений, то Россия и Турция на самом высоком уровне подтвердили намерение о доведении объема внешнеэкономического сотрудничества до $100 млрд. Было заявлено о подготовке к осуществлению масштабных энергетических проектов, включая строительство первой в Турции АЭС "Аккую", о начале работы по переходу во взаиморасчетах на национальные валюты, о налаживании взаимодействия в освоении космоса. Так, в 2015 году Россия готовится вывести на орбиту турецкий спутник Turksat-4В и т.д. 

Самый большой ажиотаж в мировых СМИ вызвало заявление В.Путина о том, что проект "Южный поток" закрывается. Вместо него с турецкой государственной трубопроводной компанией Botaш был подписан меморандум о взаимопонимании, согласно которому обе стороны проработают вопрос о сооружении газопровода мощностью 63 млрд. кубометров в год, проходящего по дну Черного моря в Турцию. Поставки по действующему морскому трубопроводу "Голубой поток" будут расширены с 16 до 19 млрд. кубометров, а цена за газ в будущем году будет снижена на 6%. В дальнейшем, в зависимости от складывающейся конъюнктуры, размер скидки может стать еще больше. По словам Миллера, из планируемого нового морского газопровода через Черное море в направлении Турции 14 млрд. кубометров газа предназначаются для местного рынка, а оставшиеся около 50 млрд. кубометров будут доставляться на границу Турции и Греции, где предполагается создать "газовый хаб" европейского значения.

Некоторые азербайджанские и зарубежные обозреватели поспешили высказать опасения, что новые планы "Газпрома" и Botaш могут обострить конкуренцию с проектами TANAP и TAP, реализуемыми Азербайджаном с целью доставки газа с месторождения "Шахдениз-2" на турецкий и европейский рынки. Чтобы избежать такой конкуренции и не сталкиваться с российскими интересами в Центральной Европе, Азербайджан в свое время отказался от варианта NABUCCO и выбрал южное направление. Теперь обстоятельства вынудили сюда же направить свой взор и российский "Газпром". 

Следует признать, что основания для определенного беспокойства есть, но преувеличивать их, конечно, не стоит. Во-первых, Россия только подписала меморандум о взаимопонимании, тогда как Азербайджан уже прошел все стадии договорно-правового и финансового порядка, а запланированные объемы газа законтрактованы. Во-вторых, в нынешнем напряженном финансовом положении, в условиях санкций изыскать 20, а, возможно, и больше миллиардов долларов для реализации этого нового проекта "Газпрому", который и без того чрезмерно закредитован, будет непросто. Ведь российский газовый гигант недавно подписал огромный контракт с Китаем по поставкам газа с новых месторождений в Сибири, на разработку которого и строительство трубопровода в несколько тысяч километров еще необходимо найти более $50 млрд. В-третьих, ни Азербайджан, ни Россия не заинтересованы в обвале цены на собственное сырье в результате бездумной конкуренции и могут еще до начала поставок газа согласовать взаимоприемлемую линию поведения. Ведь оба поставщика уже сегодня присутствуют в Турции и не раз заявляли о готовности к партнерству на третьих рынках. Кстати, такое партнерство может помочь сторонам преодолеть ограничения, накладываемые третьим энергопакетом, который запрещает совмещение в одних руках поставки, транспортировки и распределения газа на рынке Евросоюза.

Трехстороннее сотрудничество России, Турции и Азербайджана может дать не только синергетический эффект, но и помочь разрешить сложные геополитические проблемы, в частности кризисы в регионе Южного Кавказа, в первую очередь армяно-азербайджанский, нагорно-карабахский конфликт. Примечательно, что незадолго до встречи с Владимиром Путиным президент Турции Эрдоган позвонил своему азербайджанскому коллеге Ильхаму Алиеву. Как известно, председательство в "большой двадцатке" перешло к Турции и на будущий год саммит состоится в Анталье. Пригласив президента Ильхама Алиева на это мероприятие, Эрдоган заодно проинформировал его и о предстоящих российско-турецких переговорах.

Хотя официально не сообщалось, что Эрдоган и Путин обсуждали тему урегулирования карабахского конфликта, но обойти молчанием эту проблему, в которую вовлечены обе державы, непосредственно граничащие с зоной конфликта, невозможно. Российские аналитики прямо указывают, что вхождение Армении в Евразийский союз вместе с Россией требует скорейшего открытия ее границ, закрытых из-за конфликта с Азербайджаном. Иначе все российские инвестиции в эту страну окажутся запертыми или, по меньшей мере, неэффективными. Турция заинтересована в мире и стабильности на Кавказе, где она смогла бы реализовывать собственные интересы в партнерстве с Россией и союзным Азербайджаном. Отсутствие прогресса в урегулировании карабахского конфликта увеличивает риски возобновления вооруженных действий между Азербайджаном и Арменией, а это, учитывая соответствующие союзнические связи и обязательства России и Турции, может, помимо их воли, втянуть эти державы в военно-политическое противостояние. Поэтому согласованные действия Москвы и Анкары могут позитивно отразиться на динамике переговорного процесса по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта.

Практически в то же самое время, когда проходил визит президента РФ Владимира Путина в Турцию, президент Ильхам Алиев дал обширное интервью телеканалу "Россия-24", в котором подтвердил намерение всесторонне развивать стратегическое российско-азербайджанское партнерство. Поэтому в Баку не только не испытывают ревности, но всячески приветствуют углубление российско-турецкого сотрудничества. Ведь Азербайджан как братское, союзническое с Турцией и партнерское с Россией государство от этого только выиграет. 

Это трудно сказать об Армении, которая хотя и является подручной России, но с Турцией традиционно враждует, дипотношений не имеет, а ее границы с этой страной, вследствие оккупации азербайджанских территорий, остаются закрытыми. В Ереване визит президента РФ Владимира Путина в Анкару и углубляющееся российско-турецкое стратегическое партнерство породили панические параллели с ситуацией начала прошлого века. Тогда соглашение между Лениным и Ататюрком остановило непомерные и необоснованные территориальные амбиции армян. Теперь здесь опасаются повторения истории и достижения согласия между Анкарой и Москвой по вопросу обеспечения реализации известных резолюций Совбеза ООН, которые обязывают стороны к миру, выводу армянских сил с оккупированных азербайджанских территорий, возвращению беженцев и открытию коммуникаций. Баку неоднократно заявлял о готовности выполнения этих резолюций в полном объеме. В случае присоединения к этим требованиям России армянам увиливать от их выполнения будет уже крайне сложно.

Грузия, в отличие от армян, с Турцией имеет превосходные отношения, но с Россией находится в конфликте, обострившемся после подписания Москвой военного соглашения с Абхазией. Однако сближение Турции и России в целом может позитивно отразиться на военно-политической атмосфере в регионе и повысить потенциал и выгоды взаимного доверия и сотрудничества.

Азербайджан выгодно отличается как от Армении, так и Грузии, так как не только имеет тесные отношения с Анкарой и Москвой, но вдобавок располагает значительными финансовыми ресурсами, специалистами и бизнесменами, которые хорошо ориентируются как в Турции, так и в России. Поэтому мы можем выступать партнером Турции при реализации проектов в России и партнерами России при реализации последней проектов в Турции.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

626


Актуально