23 Апреля 2024

Вторник, 23:23

БОЛЬШОЙ МИР

Соглашение по всеобъемлющему урегулированию должно стать приоритетом армяно-азербайджанских переговоров

Автор:

24.02.2015

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ, посредничающей в урегулировании армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта, Джеймс Уорлик (США), Пьер Андриё (Франция) и Игорь Попов (Россия), а также личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспршик совершили на минувшей неделе визит в регион конфликта. В преддверии этого визита они провели консультации с главами МИД конфликтующих сторон (Мамедъяровым в Кракове и Налбандяном в Берлине), затем в Хельсинки с главой внешнеполитического ведомства Финляндии Эркки Туомиоя и госсекретарем Питером Стенландом. Как известно, Финляндия является членом Минской группы и на ранних этапах урегулирования карабахского конфликта даже председательствовала в ней. У этой страны есть позитивный опыт Алландской автономии, которая может представлять интерес и быть примером и для региона Южного Кавказа. 

В Баку посредники провели переговоры в МИД, затем их принял президент Ильхам Алиев. Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров еще раз довел до сведения сопредседателей Минской группы необходимость скорейшего начала работ над большим мирным соглашением, что поддерживается и президентами государств-сопредседателей. "Мы уже озвучивали позицию Азербайджана. Мы неоднократно заявляли, что посредники должны работать над мирным договором на основе шести статей Мадридских принципов. Для того чтобы в регион пришел мир, следует вести серьезные переговоры. В первую очередь должны вернуться на свои земли беженцы и вынужденные переселенцы. И главное, должны вернуться домой военные", - сказал он. Министр также привлек внимание к судьбе захваченных армянами в Кяльбаджаре двух азербайджанцев, заявив, что они должны быть переданы Азербайджану.

К сожалению, армянская сторона по обыкновению заняла противоположную позицию, которая не свидетельствует о желании продвигать застопорившийся на протяжении последних лет переговорный процесс вперед. Так, глава МИД Армении Эдвард Налбандян, комментируя призывы перейти к всеобъемлющим переговорам по выработке большого мирного соглашения, абсурдно заявил, что таким образом Баку якобы пытается провалить итоги согласования основных принципов урегулирования конфликта. "Если будет достигнуто согласие по основополагающим принципам и с ними согласится Нагорный Карабах, тогда можно будет приступить к переговорам между Арменией, Азербайджаном и Карабахом по разработке рамочного соглашения", - сказал он. Захваченных в Кяльбаджаре наших соотечественников Шахбаза Гулиева и Дильгама Аскерова он голословно назвал диверсантами и преступниками и на этом основании уклонился от выполнения условий Астраханской декларации (принята президентами Азербайджана, Армении и России в октябре 2010 года), обязывающей стороны решать подобные проблемы в гуманитарной плоскости.

В завершение своего визита посредники прибыли в Нагорный Карабах. Ничего нового в содержательном смысле это посещение не дало и самым примечательным его моментом стало эксклюзивное интервью, которое американский сопредседатель Дж.Уорлик дал местному "арцахпресс". Видимо, американский дипломат решил, с учетом своих необдуманных "твитов", за которые его неоднократно критиковали в Азербайджане, продемонстрировать общественности открытость подобным способом, хотя ранее сопредседатели Минской группы сторонились общения с сепаратистскими СМИ. Отметим, что Уорлику хватило осмотрительности не поддаваться на провокационные вопросы корреспондента "арцахпресс", и он в своих ответах ничего особенного не сказал. Более содержательным оказалось интервью Уорлика армянскому агентству "Медиамакс". Дипломат отметил возможность проведения встречи на высшем уровне в ближайшем будущем: "Мы хотим, чтобы велись реальные переговоры, мы хотим интенсификации процесса. Президент Азербайджана готов к такой встрече. Но нам не нужны встречи ради встреч. Мы должны подготовиться к ней. Работа посредников заключается именно в этом, подготовить тот круг вопросов, которые президенты смогут обсудить. Примечательно, что стороны, по сути, очень близки. Оба принимают, что основанием для урегулирования конфликта должны выступать три принципа и шесть элементов. Конечно, есть детали, вокруг которых мы продолжаем работать, но это то, чего мы хотим достичь. Так что в реальности никакого противоречия не существует". 

По словам Дж.Уорлика, для достижения долгосрочного мира необходимо доверие между людьми обеих стран: "Мы приветствуем возможности коммуникации и встреч между армянами и азербайджанцами". Интересно, готовы ли посредники в таком случае способствовать налаживанию диалога между армянской и азербайджанской общинами Нагорного Карабаха, чему сепаратистское руководство чинит всяческие препятствия? 

По факту визит сопредседателей Минской группы в регион свелся к очередной попытке реанимировать диалог президентов конфликтующих сторон. Очевидно, что на своем уровне придать динамику переговорному процессу они не в состоянии. В этой связи в Азербайджане обоснованно озвучиваются критические замечания в адрес посредников, делаются предложения по расширению или изменению их состава. Так, депутат Милли меджлиса Азай Гулиев на зимней сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ (18-20 февраля в Вене) поднял вопрос увеличения числа сопредседателей Минской группы ОБСЕ с трех до пяти, подключив в дополнение к действующим сопредседателям представителей Турции и Германии. 

Как человек, возглавлявший делегацию Азербайджана на заседании Комитета старших должностных лиц СБСЕ в Праге в феврале 1991 года, когда создавалась Минская группа, а в последующем постоянно следивший за посредническими усилиями МГ, я не уверен в продуктивности этого предложения. Во-первых, вместо того, чтобы перейти к субстанциональным, то есть предметным, переговорам по тексту Большого мирного договора, который только и может стать началом действительного урегулирования конфликта, стороны втянутся в бесплодные процедурные споры. Во-вторых, нет никаких весомых аргументов в пользу того, что увеличение численности посредников до пяти повысит эффективность их деятельности. Боюсь, что в таком расширенном составе придется назначать специального модератора для преодоления разногласий среди самих посредничающих держав. Не говоря уже о том, что сами кандидатуры Германии и Турции вызовут категорическое возражение Армении. А много ли выиграет Азербайджан от того, что даже для обсуждения кандидатуры Турции в качестве посредника последней придется еще до начала урегулирования карабахского конфликта установить дипломатические отношения с Арменией и открыть границы с ней?

Турция и Германия способны позитивно повлиять на процесс мирного урегулирования в качестве членов Минской группы. Они могут инициировать созыв Минской конференции (для подготовки которой, собственно, и была в свое время создана Минская группа) с тем, чтобы коллективно обсудить на ней не только сложившуюся ситуацию, но и сформулировать те базовые принципы урегулирования, о которых сами конфликтующие стороны не могут договориться. Анкара, как заинтересованная региональная держава, может влиять на усилия посредников через двусторонний диалог с Москвой, Парижем и Вашингтоном. Германия при этом, как влиятельный член Евросоюза, имеет возможность привлечь для стимулирования процесса урегулирования финансово-экономические и политические ресурсы этого могущественного общеевропейского объединения. Вдобавок с 2016 года ФРГ председательствует в ОБСЕ и может параллельно с Минской группой осуществлять посреднические усилия вполне официально. Одним словом, для продвижения процесса карабахского урегулирования нужны практические усилия держав, способных придать ему ускорение, а не перестановки посредничающих структур. 

Как отметил накануне визита в регион сопредседатель Минской группы от Франции Пьер Андриё, на 2015 год запланировано много встреч в рамках ОБСЕ, а также с представителями Евросоюза по обсуждению путей урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Среди них встречи в Белграде, так как Сербия является председателем ОБСЕ в этом году, а также в Минске, где в 1992 году была создана посредническая группа по Нагорному Карабаху. В Вене сопредседатели информируют коллег по Минской группе о ходе переговорного процесса. Идет диалог и с Евросоюзом, который, по словам Пьера Андриё, проявляет интерес к повышению своей роли в этом вопросе. "Германия будет председательствовать в ОБСЕ в 2016 году, и канцлер Ангела Меркель уже заявила, что Германия хочет быть более активной в вопросе нагорно-карабахского урегулирования. Евросоюз в целом также стремится играть более значимую роль", - сказал Пьер Андриё.

Накануне визита сопредседателей Минской группы президент Серж Саргсян отозвал из парламента "швейцарские протоколы", предусматривающие нормализацию армяно-турецких отношений. Сделано это было непосредственно после того, как премьер Турции Ахмет Давутоглу заявил на встрече с представителями национальных меньшинств страны, что случае освобождения хотя бы одного оккупированного азербайджанского района Анкара могла бы санкционировать открытие границ с Арменией. Отзывом этих протоколов Армения и ее зарубежные покровители по существу признали провал хитроумных планов по отрыву Турции от Азербайджана с тем, чтобы в результате побудить Баку к территориальным уступкам и миру на армянских условиях.

Нравится это Армении и ее зарубежной диаспоре или нет, но Турцию, как влиятельную региональную державу, исключить из процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта невозможно. Равно как и Иран, хотя он сам находится в международной изоляции и как страна, которая не входит в ОБСЕ, не участвует в посреднических усилиях, осуществляемых от имени этой организации сопредседателями Минской группы. Однако Иран непосредственно граничит с зоной карабахского конфликта, а отсутствие прогресса в урегулировании и возможное возобновление военных действий прямо затрагивают интересы и этой крупной региональной державы. 

Необходимо добиться освобождения азербайджанских заложников, отвадить армянскую сторону от проведения провокационных военных учений на оккупированных азербайджанских территориях. Это не только может создать позитивный фон для встречи президентов, но и будет способствовать также укреплению режима прекращения огня на линии соприкосновения. Как бы там ни было, встреча президентов Азербайджана и Армении будет иметь смысл лишь в том случае, если она даст старт переговорам по всеобъемлющему урегулированию нагорно-карабахского конфликта, предполагающему работу над текстом Большого мирного договора.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

691


Актуально