19 Апреля 2024

Пятница, 16:16

ЕВРОАРМИЯ: ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ

Что является подоплекой идеи создания единых вооруженных сил ЕС?

Автор:

17.03.2015

"Евросоюзу нужно создавать собственную единую армию". Такими словами озадачил на прошлой неделе своих коллег глава Комиссии ЕС Жан-Клод Юнкер. В интервью газете Welt am Sonntag Юнкер заявил о том, что "армия помогла бы Брюсселю осуществлять общую внешнюю политику и политику безопасности, совместно нести ответственность за Европу во всем мире". Кроме того, таким образом страны ЕС смогут экономить до 120 млрд. евро в год за счет координации средств и сил. Единая армия стала бы и самым надежным гарантом отсутствия в будущем конфликтов между странами Евросоюза.

На инициативу Юнкера довольно оперативно откликнулись в Берлине. "Наше будущее как европейцев - это европейская армия", - заявила министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен. Поддержали идею создания единой европейской армии глава германского МИД Франк-Вальтер Штайнмайер, а также канцлер ФРГ Ангела Меркель, хотя последняя и подчеркнула, что это "проект будущего". Свою поддержку также высказала президент Финляндии Саули Ниинисте. Официальный представитель Еврокомиссии Маргаритис Схинас уточнил, что этот вопрос будет обсуждаться на саммите ЕС в июне, и никакого конкретного проекта пока, конечно, не существует. 

На сегодняшний день у стран - членов Евросоюза имеются собственные вооруженные силы различной степени боеготовности, оснащенности и мобильности, а также созданное в 2004 году Европейское оборонное агентство (ЕОА), занимающееся в основном развитием оборонного потенциала. Кроме того, большинство стран, входящих в ЕС, являются членами НАТО, а ЕОА тесно сотрудничает с Североатлантическим альянсом. Также существуют такие моменты сотрудничества, как, например, франко-германская бригада, мобильное соединение польских, словацких, венгерских и чешских частей, германо-датско-польский и германо-нидерландские корпуса, Еврокорпус БР, впрочем, которые также взаимодействуют во многом именно под опекой НАТО. Европейцы уже задумывались о создании некоего подобия общей армии, особенно во время балканских событий. В данном случае весьма примечательно выглядит история существования Западноевропейского союза, который отвечал за коллективную оборону, но сдал свои полномочия ЕС, а фактически НАТО, что произошло после вступления в силу Лиссабонского договора в 2009 году. Факт остается фактом: начиная с 1949 года именно НАТО является главным гарантом безопасности в Западной Европе. 

И поэтому сейчас, хотя те же немецкие политики подчеркивают, что будущая дееспособная и сильная европейская армия должна знать свое место в НАТО, США вряд ли оценят по достоинству такую инициативу главы Комиссии ЕС. Содержание любой сильной армии требует значительных средств, а финансирование военных ЕС будет означать, что Брюсселю придется ограничить перечисление денег на нужды НАТО. Как уже заявил генсек НАТО, новая структура не должна дублировать задачи и функции Североатлантического альянса. Не стоит забывать, что на каждом саммите НАТО так или иначе озвучивается недовольство Вашингтона, настаивающего на увеличении вклада европейских союзников в Альянс. 

Однако вопрос в том, насколько сами европейцы готовы к созданию единой армии? Многие европейские страны - особенно небольшие, недавно вошедшие в состав союза, с проблемной экономикой - устраивает щит НАТО, ведь большую часть расходов на себе несут США, а европейцы могут одновременно и экономить, и чувствовать себя в безопасности. Кроме того, они могут и выбирать - участие в операциях Североатлантического альянса не является принудительным. По крайней мере внешне. Недаром поляки уже заинтересовались денежным вопросом. Глава МИД Польши Гжегож Схетына назвал "очень рискованной идеей" предложение Юнкера. "Надо сначала спросить, где взять денег на такую армию, кто будет за нее платить, как должны функционировать боевые соединения, кто должен заниматься подготовкой?" - заявил Схетына в эфире польской радиостанции ZET. Глава МИД Польши отметил, что, по его убеждению, гарантией безопасности в Европе является НАТО, и сейчас следует укреплять именно Североатлантический альянс. 

Есть ли вообще сейчас у европейцев деньги на создание боеспособной и независимой ни от кого армии (до того, как они начнут экономить обещанные 120 млрд. евро в год)? Как отмечают европейские СМИ, тот же Юнкер все еще находится в процессе доработки своего плана, направленного на экономический рост в ЕС, острыми остаются проблемы безработицы, не решен вопрос с Грецией. Вряд ли это самое подходящее время для миллиардных трат. 

Помимо этого армия может стать не объединяющим, а, наоборот, дезинтегрирующим фактором для Европы. Как, например, евроармия будет использоваться: если для локальных конфликтов вне Европы - это одно дело, а если вдруг для защиты самой Европы? Насколько испанский солдат будет готов умирать за угрозу границам, предположим, Греции или Болгарии? Кто мог бы взять на себя командные функции и каким может быть механизм выработки решений? Если вопрос о применении евроармии в реальном бою будет решаться только после согласия всех 28 стран-членов, это может создать ситуацию, когда армия никогда не будет задействована. Будут ли готовы страны ЕС делегировать свои полномочия в данной области целиком Брюсселю и как это будет расцениваться в контексте сохранения национального суверенитета? То есть будет ли это армия, подчиняющаяся верховному главнокомандующему и единая в своих целях? А если нет, речь идет о военном союзе, то есть фактически о дубликате НАТО.

Тогда действительно возникают подозрения, что европейцы (под "предводительством" Германии) желают избавиться от натовской опеки США. Наблюдатели отмечают, что всякий раз тема "единой европейской армии" возникает, когда между Вашингтоном и ключевыми странами в ЕС наблюдаются или только назревают разногласия. Последний раз такое случилось в 2003 году, когда США развернули операцию в Ираке и не все европейские столицы оказались готовы поддержать Вашингтон. Сейчас такой спорной темой являются события в Украине.

Во-первых, Юнкер негласно считается ставленником Ангелы Меркель. Во-вторых, те уровень и оперативность, с которыми немецкие политики отреагировали на его предложение, высказанное в обычном интервью, как минимум, говорит о том, что в Берлине знали, что происходит в голове главы Комиссии ЕС. Понятно, что именно Германия стала бы в проекте евроармии основной ударной силой и основным финансовым донором, а, как говорится, кто платит, тот и музыку заказывает. Тем более что понять Берлин можно. Хотя бы взять для сравнения ту же соседнюю Францию, которая сейчас экономически не так мощна, как Германия, но обладает ядерным оружием и является членом СБ ООН. Меняется экономическая и геополитическая ситуация, а вот поле для игры оказывается ограниченным созданными десятки лет назад союзами и организациями. Отсюда, думается, и "растут уши" заявлений, подобных тому, что сделал Юнкер. Их нельзя назвать инструкцией или даже призывом к действию, это скорее некое прощупывание почвы.

Между тем заявлениями главы Еврокомиссии быстрее, чем в Вашингтоне, озаботились в Москве. Дело в том, что, по мнению Юнкера, создание единой армии даст Москве понять, что европейцы серьезно относятся к отстаиванию ценностей Европейского союза. При этом, как считает министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен, единая армия позволила бы укрепить европейскую политику в сфере безопасности в свете кризисов, подобных украинскому. Это заявление тут же подхватил министр иностранных дел Украины Павел Климкин. Он назвал идею создания европейской армии "проявлением стремления к еще большему единению Европы для защиты общих ценностей", а также добавил, что Украину нужно рассматривать как государство, способное усилить общую политику безопасности и обороны ЕС, в том числе в контексте идеи европейской армии.

В Москве попросили разъяснений. "Хотелось бы понять, о чем идет речь, потому что европейские политики за последние 30 лет на разных уровнях такую тему затрагивали", - заявил замминистра иностранных дел России Алексей Мешков.

Действительно ли европейцев так обеспокоили украинский кризис и предполагаемые российские планы или же они просто хотят использовать это как предлог ослабить роль НАТО, которая всегда считалась американским стулом за европейским столом? Это станет понятно уже в ближайшее время.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

614


Актуально