25 Апреля 2024

Четверг, 10:10

"ДОБРОВОЛЬНЫЙ" УХОД?

Перетряски в "Процветающей Армении"отражаются на внутриполитической борьбе в Ереване

Автор:

17.03.2015

В Армении обсуждают очередную внутриполитическую новость, которую с равным основанием можно назвать и ожидаемой, и сенсационной. В Ереване завершился внеочередной съезд партии "Процветающая Армения", в ходе которой лидер и основатель партии Гагик Царукян заявил об уходе с поста председателя партии и главы парламентской фракции, да и в целом из большой политики. Выступая теперь уже перед бывшими однопартийцами, Царукян сказал: "Сегодня я пришел заявить о своем решении уйти из большой политики. Это решение было результатом долгих раздумий. Это мое личное решение, и я надеюсь, что вы отнесетесь к нему с пониманием. Прошу вас больше не обращаться ко мне с политическими вопросами, я, в свою очередь, обещаю не вмешиваться в принимаемые вами решения. Я больше не имею никакого отношения к ППА". На освободившийся пост председателя партии избрана Наира Зограбян, кандидатуру которой, с учетом "ее популярности и преданности команде", предложил сам Царукян. Перед уходом он также успел пообещать: "Я продолжу строить в моей стране церкви, школы, спортивные залы, помогать людям из сферы культуры и науки. Но я это буду делать как армянин, как гражданин Армении, как Царукян". То есть без политической подоплеки. 

Честно говоря, столь головокружительный политический вираж, который совершил Гагик Царукян, дает достаточно полное представление о том, по каким правилам строится политическая жизнь в Армении. В ней главным двигателем являются не электоральное соперничество и выборы, а закулисные интриги и сговоры, которые закрепляют чью-то победу или капитуляцию. А уж какие аргументы при этом могут быть пущены в ход, остается только догадываться. В случае же с Царукяном нет даже теоретического пространства для сомнений. Вначале он сделал попытку превратить свою ППА в реальную оппозицию. Затем последовали похищение и избиение одного из активистов, еще одно резкое заявление Гагика Царукяна с призывом "выйти на улицу"…После чего на олигарха, стоящего во главе партии, государственная машина "накатила" всерьез. Царукяна планомерно сместили со всех постов, служба госохраны покинула его "объекты", по распоряжению президента Армении началась налоговая проверка его бизнес-империи, замаячила перспектива лишения депутатского мандата и, следовательно, неприкосновенности… И вот на этом фоне произошла встреча Царукяна с президентом Армении Сержем Саргсяном. После чего Царукян отрекся от идеи "армянского Майдана", а затем вообще объявил о безоговорочном и полном прощании с политикой. И хотя подробности его переговоров с президентом Армении как бы остались за закрытыми дверями, нетрудно догадаться, что эта беседа была весьма далека от европейских стандартов политических переговоров и скорее напоминала то самое "предложение, от которого невозможно отказаться". Столкнувшись с реальной угрозой потери бизнеса, состояния, а возможно, и чего-то посерьезнее (кризис, напомним, начался с похищения и избиения одного из активистов ППА), Царукян предпочел капитулировать. 

Однако многие эксперты предупреждают: вполне вероятно, что история политических "перетрясок" в ППА с этой рокировкой не заканчивается, а только начинается. Потому что ППА под руководством Гагика Царукяна представляла собой эдакую "центристскую" партию, куда более близкую к властям, чем к радикальной или, если угодно, реальной оппозиции, порой даже входила в правящую коалицию. Теперь же у ее руля встала Наира Зограбян. Она уже выступила со своим программным заявлением: "Я сегодня объявляю "Процветающую Армению" оппозицией, то же самое сделаю в парламенте в соответствии с законом. Нас ожидает период серьезнейших обсуждений и анализа для разработки четкой и понятной тактики оппозиции. Я готова работать, я сторонник командной работы. И если в определенный момент я увижу, что моя работа не дает результатов, я достойно сложу с себя полномочия лидера партии". 

Декларация, что и говорить, громкая. Но вот удастся ли Наире Зограбян превратить ППА во влиятельную оппозиционную партию - вопрос открытый. 

Также не стоит забывать и тот факт, что ППА во времена Гагика Царукяна могла не беспокоиться по поводу финансирования своей деятельности. В самом деле, ежегодный оборот принадлежащего Царукяну концерна "Мульти групп", по данным журнала Forbes, приближается к $150 млн. А личное состояние олигарха оценивается в $500 млн. Более того, даже офис ППА находился на территории коньячного завода, принадлежащего Царукяну. Останется ли у его бывших однопартийцев доступ к этому помещению, непонятно. 

Ко всему прочему нет ясности также, как отреагируют на этот переход в оппозицию однопартийцы Зограбян. 

Поскольку ППА формировалась и существовала как партия "центристско-провластная", переход в оппозицию здесь поддержат не все. Процесс выхода из партии, который можно назвать и "бегством крыс с тонущего корабля", начался в ППА еще в то время, когда СМИ тиражировали оппозиционные призывы самого Царукяна. И здесь уже пищу для размышлений дает такой факт: в день, когда в ППА сменилось руководство, о выходе из партии заявил экс-министр иностранных дел Армении, глава фонда "Сивилитас" Вардан Осканян. Как он сам заявил, его уход связан с тем, что партия не смогла осуществить кардинальные изменения в стране, чего, по мнению Осканяна, желает большинство общества. Часть ответственности за неудачу партии он взял на себя. Впрочем, в том, что Осканян представил публике не более чем официальную версию, эксперты не сомневаются. Можно, конечно, предположить, что бывший министр иностранных дел сам был непрочь занять место партийного лидера. Тем более что собственные политические амбиции он обозначил еще в 2008 году. К тому же если Гагика Царукяна большинство воспринимало в лучшем случае как спонсора и некоего "громоотвода", то у Зограбян амбиций куда больше. Не стоит также забывать, что в рядах ППА во времена Гагика Царукяна существовал впечатляющий "союз бывших", где главную роль играл вовсе не Вардан Осканян, а второй президент Армении Роберт Кочарян. Он тоже, без сомнения, сделает свои выводы из смены власти в ППА. 

Роберт Кочарян является однозначно пророссийским политиком. ППА тоже была партией скорее пророссийской, чем прозападной. Царукян как раз накануне своего политического виража летал в Москву, явно пытаясь заручиться поддержкой влиятельных фигур. Ереванский политический бомонд в свое время весьма горячо обсуждал его дружбу с Модестом Колеровым, в те годы советника президента РФ Владимира Путина и руководителя агентства Regnum. Российский фактор является самымглавным в политической жизни в Армении. Эта страна, находится в сильнейшей зависимости от России, и после вступления в Евразийский союз эта зависимость еще больше усилилась. В то же время "евразийская интеграция" не принесла, а с учетом "зажатого" положения Армении и отсутствия у нее границ и сухопутной связи с другими странами, входящими в ЕАЭС, и не могла принести быстрого решения социальных и экономических проблем. Что очень четко определило политическую направленность армянской политической жизни. С одной стороны, в "коридорах и кабинетах власти" уже формируются группировки, готовые бросить вызов стремительно теряющему популярность Сержу Саргсяну и привести к власти своих кандидатов - при помощи и поддержке Москвы. Среди таких "тайных соперников" называют и Овика Абрамяна, и Сейрана Оганяна. С другой - парламентская и "уличная" оппозиция открыто играет на усиливающемся в Армении "евразийском разочаровании". Зограбян в этих условиях обречена играть роль "улично-прозападного" оппозиционного политика, но такой поворот вряд ли придется по вкусу Роберту Кочаряну, главный козырь которого - это прочные позиции в Москве. 

А это значит, закулисные игры внутриполитической жизни Армении будут увеличивать обороты.


РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

636


Актуально