Автор: Джейхун НАДЖАФОВ Баку
Шиитские повстанцы-хуситы движения "Ансаруллах" захватили власть в Йемене. По просьбе президента Абд Раббу Мансура Хади Саудовская Аравия начала наносить авиаудары по позициям хуситов. К Саудовской Аравии присоединились девять стран: Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Египет, Иордания, Марокко, Пакистан и Судан.
О причинах и возможном развитии конфликта своими мыслями с R+ поделился старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения Российской академии наук Сергей СЕРЕБРОВ.
- Йемен уже третья страна после Сирии и Ирака, где ведется война между сторонниками внутриконфессиональных исламских течений. Чем чреват конфликт в Йемене, учитывая участие в боевых операциях против мятежных шиитов военных других арабских стран?
- Особенность ситуации в Йемене в том, что зейдитское движение "Ансаруллах" выдвинулось в число ведущих политических сил Йемена из положения аутсайдера, одержав верх над салафитскими ополчениями "Братьев-мусульман" и мощной группировкой племен клана шейха аль-Ахмара в составе партии "Ислах". Это случилось совершенно непредвиденно, непосредственно в процессе контролируемого СБ ООН мирного процесса урегулирования кризиса в Йемене, начавшегося в 2011 году. Этот сценарий явно не входил в планы США и Саудовской Аравии. Столь же непредвиденным стало рождение причудливого (из-за полной противоположности целей) альянса между "Ансаруллах" и блоком бывшего президента Али Абдаллаха Салеха, который остался лидером ведущей партии страны ВНК (Всеобщий народный конгресс) и вдобавок сохранил большое влияние над элитными частями йеменской армии. Бывших врагов объединило соперничество с еще более опасным противником - партией "Ислах", о солидарности с которой заявила АКАП ("Аль-Каида на Аравийском полуострове").
Надо отметить, что зейдитская община, в недрах которой сформировалось течение хуситов в 1990-е годы, составляла ядро йеменской государственности с IX века по 1962 год. По своей религиозной доктрине зейдизм считается самой близкой суннизму школой шиитской ветви ислама.
Витку политической напряженности, создавшей обстановку двоевластия в Йемене, предшествовали важные события. Первое - это заявление о добровольной отставке президента Хади, поданное 22 января 2015 года - синхронно с аналогичным заявлением главы нового кабинета министров. Второе - начало переговоров под эгидой ООН для создания новых временных органов власти, чтобы заполнить образовавшийся вакуум. Параллельно хуситы создали свои органы управления на время безвластия и проведения диалога - Высший революционный совет и Высший совет безопасности (во главе с министром обороны из последнего правительства). Третье - внезапное возвращение во власть президента Хади 21 февраля и его переезд в Аден.
Все это время переговоры в Сане продолжались в присутствии спецпосланника ООН в Йемене Джамала Беномара.
Но параллельно Саудовская Аравия вела полным ходом подготовку удара по Йемену и откликнулась на призыв Хади начать вторжение, прозвучавшее из Адена.
Эта акция де-факто перечеркнула миссию СБ ООН и весь многолетний план мирного урегулирования, авторство которого принадлежало самому Эр-Рияду. Но кто санкционировал это вторжение? Заявленная поддержка военной операции президентом Обамой указывает на то, что власти США были в курсе и, видимо, дали зеленый свет. Но не ООН.
- Значительные шиитские общины есть в Ливане, Бахрейне, Кувейте и даже в самой Саудовской Аравии. Нет ли угрозы большой войны между суннитами и шиитами, которая охватит весь Ближневосточный регион с вовлечением стран Центральной Азии?
- Раздувание шиито-суннитской линии противостояния уже давно привело к гуманитарной и политической катастрофе многие страны Ближнего Востока. В Йемене много веков наблюдался мир между зейдитами и шафиитами - двумя ведущими традиционными общинами страны, составляющими 97% населения. Думаю, что йеменцы извлекли уроки из событий, попавших в водоворот конфессиональных распрей стран. Ставка на "Аль-Каиду" как катализатор для разжигания подобного конфликта в Йемене пока не оправдалась, и этот сценарий там может захлебнуться.
Тем не менее риск существует, но зачинщики играют с обоюдоострым оружием.
Вероятность прямого вовлечения Ирана в конфликт с Саудовской Аравией в связи с ударом по Йемену возрастает, а это было бы подлинной катастрофой не только для данного региона и всего исламского мира, но и континента в целом.
- Коалиция во главе с Саудовской Аравией уже ведет воздушные, военно-морские операции против йеменских мятежников. В случае удачного исхода военной кампании в Йемене пойдет ли коалиция воевать дальше - в Сирию?
- В случае быстрого успеха в Йемене эта коалиция во главе с Эр-Риядом, несомненно, попытается укрепиться как новая реалия в противовес Ирану, и очень возможно ее участие в свержении сирийского президента Асада.
Но пока трудно увидеть даже цели начавшегося вторжения, кроме попытки физического уничтожения руководства "Ансаруллах" и полной ликвидации военной инфраструктуры этой беднейшей страны арабского мира. Главное предназначение сил особого назначения, по лагерям которых сейчас наносят удары, - борьба с АКАП, в которую США вкладывали колоссальные средства с 2002 года.
Начало операции многим в Йемене может принести удовлетворение, ведь хуситам нанесен столь чудовищный удар. Но вместе с тем многие йеменцы наверняка заметят, что удар направлен на обороноспособность всей страны. Тогда йеменцы могут начать протестовать и начнется непредсказуемый сценарий, исключающий легкую победу интервенционистской коалиции.
Положение Эр-Рияда тоже может ухудшиться, и прогноз тогда придется менять на противоположный. Судить пока рано. Главное, что операция началась, когда в Йемене еще не были исчерпаны мирные перспективы решения кризиса и просматривались пути по практическому вступлению его в завершающий этап урегулирования. Военная операция создала также чрезвычайно высокие риски для всего нефтяного региона и для транспортных артерий мирового значения.
- Как объяснить столь стремительную реакцию Саудовской Аравии по формированию "арабского НАТО" и моментальное начало боевых действий военной коалиции? Такое впечатление, что саудиты восприняли йеменские события в качестве вызова от главного конкурента - Ирана?
- Эр-Рияд начал реагировать сразу после того, как 21 сентября 2014 года хуситы вошли в столицу Сану и предложили форсировать реализацию решений ВНК. Заключенный тогда договор о мире и национальном партнерстве резко повысил роль "Ансаруллах" и "Мирного движения юга" ("Хирак") в процессе урегулирования. В прежних договоренностях они выступали аутсайдерами политического процесса. Вот это и послужило главной причиной обеспокоенности Эр-Рияда, который увидел в этом угрозу своим давним интересам в Йемене. Опасность для своих интересов почувствовал также и Вашингтон.
Однако США оказались в довольно сложном положении, поскольку открытое выступление против "Ансаруллах" поставило бы их по одну линию фронта с АКАП, объявившей джихад "Ансаруллах". Для общественного мнения в США и в Конгрессе такой разворот американской политики было бы крайне трудно объяснить.
Инициатива удара принадлежала Саудовской Аравии, но ее цели определяет совместный американо-саудовский штаб, созданный в Эр-Рияде. В этом, по-видимому, и состоит логистическая и разведывательная поддержка операции со стороны Вашингтона, о которой заявил президент Обама. В этой связи очень странным выглядит тот факт, что коалиция наносит удары именно по антитеррористической инфраструктуре, т.е. базам йеменского спецназа, которые подготовили сами же американцы для борьбы с "Аль-Каидой". Они контролируются не движением "Ансаруллах", а скорее бывшим президентом Салехом, которого США считали опорой в антитеррористической кампании почти десять лет!
Зачем нужно уничтожать объекты военной инфраструктуры, необходимые для противодействия "Аль-Каиде", перечеркивая плоды всей длительной антитеррористической кампании США в Йемене? Это тоже неприятный вопрос. Не развяжет ли это руки экстремистам в Йемене после завершения кампании?
Что касается Европы и России, то они уже потребовали немедленного прекращения ударов по Йемену со стороны коалиции.
- Президент Турции Эрдоган напрямую обвинил Иран в разжигании гражданской войны в Йемене…
- Члены коалиции преподносят "Ансаруллах" в качестве проводника интересов Ирана на основании участившихся контактов их представителей и подписания торгово-экономических соглашений. Но разве не Эль-Рияд отказался от продолжения финансовой помощи Йемену, у которого даже не осталось средств для выплаты зарплаты госслужащим уже в феврале? Иран был готов прийти на помощь не столько хуситам, сколько для спасения государственности в Йемене, что вряд ли можно трактовать как превращение Йемена в иранскую марионетку.
Есть и некоторые пересечения во взглядах лидеров хуситов и Ирана. Идеологи хуситов считают глобальную антитеррористическую кампанию США против "Аль-Каиды" предлогом для широкого вмешательства в сферу арабских и исламских интересов. Они критически оценивают роль Эр-Рияда в арабском мире после установления их стратегического партнерства с Вашингтоном. Как и большинство лидеров арабского мира, они тоже обвиняют Вашингтон в пособничестве Израилю. Действительно, хуситы смотрят на Иран как на страну, которая не поддалась давлению США и удержалась в собственном культурно-политическом пространстве, сохранив исламскую идентичность. Тот факт, что иранцы тоже шииты, был предметом гордости хуситов. Но не более.
Наличие контактов с Ираном не означает, что хуситов не интересовало сотрудничество с Саудовской Аравией. Я считаю, что если бы "Ансаруллах" стало бы оказывать влияние на внешнюю политику будущего Йемена, оно состояло бы в усилении роли этой страны как модератора отношений между ИРИ и Саудовской Аравией, в снижении противоречий между ними. Эффект был бы оздоровительным, а не конфронтационным.
Турецкий лидер Эрдоган прекрасно знает, что хуситы не являются ставленниками Ирана, но как лидер суннитской страны, имевшей влияние в Йемене в историческом прошлом, он не мог остаться в стороне. В Йемене сейчас пересеклись интересы большого числа стран, которые хотят показать, что Королевство Саудовская Аравия (КСА) не единственный претендент на "особый статус" в этой части полуострова.
- Как может повлиять война в Йемене на цены на нефть?
- Через Аденский залив проходят треть мировой торговли и большая часть поставок нефти в Европу. Начало военной кампании в Йемене - удар по системе безопасности в этой зоне, а значит - по интересам Европы и ее энергетической безопасности. Мировые цены на нефть уже начали расти.
- Некоторые западные политики проводят параллели с происходящим в Сирии и Йемене с 30-летней войной католиков и протестантов. Как будут развиваться события в дальнейшем?
- В Йемене есть еще один болезненный конфликт - давнее и твердое желание населения бывшей НДРЙ оформить окончательный "развод" с Севером (бывшей ЙАР), с которым они объединились в 1990 году. Южане хотят вернуть свое независимое государство по многим веским причинам. Это требование стало основным лозунгом "Хирака" с 2009 года.
Закономерен вопрос: как повлияет начатое иностранное вторжение на перспективы сохранения территориальной целостности Йемена? Думаю, что однозначно плохо. Но дело может не ограничиться распадом страны на Север и Юг. Длительная общая нестабильность в Йемене привела к ослаблению государственных институтов, особенно Юга. Появилась угроза распада страны не только на Север и Юг.
Как это может отразиться на карте полуострова? Например, КСА давно проявляло интерес к Хадрамауту - самой большой по площади провинции на востоке Южного Йемена. Этот интерес ранее состоял в создании окна из КСА прямо на берег Аравийского моря, минуя Ормуз. Теперь, когда в Хадрамауте обнаружены и эксплуатируются самые многообещающие месторождения нефти в Йемене, это может подстегнуть региональный сепаратизм.
Таким образом, угрозу расчленения Йемена на части и зоны влияния разных сил также, к сожалению, приходится брать в расчет. Но это может произойти в случае окончательной деградации всей государственной системы в Йемене, важным элементом которой является ее военная составляющая, под ударами коалиции.
Есть и другой сценарий, при котором военное вмешательство коалиции во главе с Саудовской Аравией вызовет консолидацию йеменцев для отражения агрессии. Надо иметь в виду, что Саудовская Аравия ассоциируется в Йемене не только с богатыми соседями и страной заработка для сотен тысяч йеменских мигрантов. В исторической памяти современных йеменцев хранится немало эпизодов, рисующих негативный образ Саудии из-за набегов, наносивших колоссальный ущерб цивилизации этого древнего ареала. Фактор исторического сознания может оказать заметное влияние на поведение йеменцев в данной обстановке.
Очаги недовольства могут появиться и внутри Саудовской Аравии, где также живут шииты и этнические йеменцы. Напомню, что три провинции, ныне входящие в Саудовскую Аравию, ранее считались частью йеменского вилайета Османской империи, - Асир, Наджран и Джизан. Они отошли к Саудовской Аравии после саудовского вторжения в 1934 году по Таифскому договору.
Если пламя конфликта перекинется на территорию саудитов, то весь сценарий придется переписывать заново. Поэтому немедленное прекращение военного вторжения в Йемен и возвращение всех йеменских сторон к мирному процессу являются наилучшим выходом из создавшейся ситуации.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: