5 Мая 2024

Воскресенье, 10:28

ЖИЗНЬ ДРУГИХ

В киноклубе YARAT! состоялось обсуждение фильма британского режиссера Шезада Давуда "Пронзительная яркость"

Автор:

26.05.2015

Встреча в киноклубе YARAT! Он был задуман создателями как место для неформальных встреч, интеллектуального общения и, разумеется, обсуждения современного кино и арт-видео. Направляясь сюда, вспомнила строчку из стихов Булата Окуджавы "возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке!". И очень кстати. Потому что тотальное разобщение людей в мегаполисе уже прорастает разного рода проблемами. Кажется, мы уже разучились проводить время вместе. И не за едой в ресторанах, обсуждая разного рода проблемы, а вот так - неформально, на просмотре. А после - в совместных размышлениях об увиденном фильме. И в размышлениях этих не только попытка проникнуть в мысль автора, но еще и практика слушать и слышать другого. Кажется, что такие мероприятия просто необходимы. Для нас. Для наших детей. 

Такое общение может оказаться взаимно интересным и выгодным, если хотите. Потому что даст дополнительную возможность сохранить то, что мы еще не совсем потеряли. А именно: связь поколений, понимание и уважение друг к другу, сохранение нашей общей культуры, замешанной, прежде всего, на осознании того, что сегодня принято называть ментальной особенностью нации.

 

Вникнуть в философию жизни

На втором заседании киноклуба, организованном совместно с Британским советом Азербайджана (British Council Azerbaijan), был показан фильм Шезада Давуда "Пронзительная яркость".

Шезад Давуд - британец пакистанского происхождения, в настоящее время живет и работает в Лондоне, является научным сотрудником Экспериментального медиаотделения Вестминстерского университета. Окончил Центральный колледж искусств и дизайна имени Св.Мартина и Королевский колледж искусств, позже получил докторскую степень в Университете Метрополитан в Лидсе. Шезад работает сразу в нескольких плоскостях: кино, живопись и скульптура. Таким образом, он совмещает технику изображения, языка и множественного рассказа для раскрытия смысловой и формальной связи между кино и живописью.

К своим сорока с небольшим лет режиссер значительно преуспел, путешествуя по миру, изучая разнообразные виды искусства, людей, их быт и философию жизни. 

Чтобы снять фильм "Пронзительная яркость", он год потратил на то, чтобы стать "своим" в общине китайцев, стремительно обживающих пространство города Престон (графство Ланкашир).

Это не каприз автора и не развлечение, а желание понять и изучить суть происходящего процесса, который каким-то мистическим образом связан еще и с тем, что именно здесь, в графстве Ланкашир, зарегистрировано наибольшее количество случаев появления НЛО. Так же, как и стремительно растущая численность китайской общины. В этом, судя по фильму, автор усматривает некую мистическую связь.

 

О фильме

"Пронзительная яркость" - фильм, который вряд ли можно отнести к жанру научной фантастики, как поторопились об этом сообщить некоторые представители СМИ. Впрочем, его нельзя отнести и к большому кино. Отсутствие четко выстроенного сюжета по событийному ряду, отсутствие концептуального взгляда на суть проблемы, а также попытка втиснуть в рамки 70-минутного действия вопросы экологии, биосферы, метафизики, мистицизма, которые сегодня можно рассматривать как проблемы нравственные и даже духовные, дали результат довольно странный. Элементы документального кино, перемежающиеся клиповыми отражениями реальности, наводят на мысль о том, что все происходящее - это всего лишь течение земной жизни, которую наблюдают, исследуют, пристально изучают те, кого нам увидеть не придется. Но это незримое око всегда здесь - по эту сторону объектива. 

Фильм - попытка переосмыслить тему, которая уже неоднократно поднималась в мировом кино с большим успехом. Мы на маленькой планете Земля не одиноки. Параллельные миры, космический разум, пришельцы и звезды - все так перемешано! 

В фильме главные герои - китайцы. Точнее - это сущности, вселившиеся в тела китайцев. Они прибыли на Землю с какой-то звезды, чтобы установить контакты с теми, кто уже давно освоился и прекрасно себя чувствует в пространстве земного времени и бытия. 

Высадившись на Землю из звездолета в графстве Ланкашир, парень и девушка с китайской внешностью должны найти команду посланцев, прибывших сюда тысячу лет назад с миссией изучения планеты. За эти тысячу лет посланцы пережили несколько реинкарнаций и успели генетически прирасти к этой планете, где иной раз даже пороки имеют привлекательно-соблазнительный вид. Ну а поскольку такое количество времен очень серьезно отразилось на состоянии не только генетической памяти, но и самом генетическом коде засланных на Землю казачков-агентов, то, естественно, им уже и возвращаться домой не хочется. Впрочем, прибывший парень-агент тоже совсем не прочь испробовать всего запретно-порочного на этой планете! И, похоже, ему это очень нравится. 

Почти метафорический взгляд автора на проблему, связанную с "вторжением" желтокожей расы в пределы ареала обитания европейцев. Если вспомнить "Лисистрату" Эврипида, то можно утверждать, что за такое количество веков проблема так и не сдвинулась с места в сторону ее разрешения. И сейчас пространство Италии интенсивно осваивают темнокожие беженцы, а еще - нелегалы из Молдовы и с Украины. А китайцы успешно осваивают большие континенты - Евразию, Америку. Впрочем, великое переселение народов началось с тех пор, как мировая лодка стала раскачиваться изо всех сил. 

 

Они среди нас

"Пронзительная яркость". Странное на первый взгляд название. По крайней мере с точки зрения русского языка. Почему яркость должна быть пронзительной? В соответствии со словарем русского языка слово "пронзительный" означает не что иное, как "пронизывающий, то есть проникающий глубоко внутрь". Яркость же - это световой поток, направленный на проекцию площади. Вот и получается, что речь-то идет о глубоко проникающем в структуру земной жизни явлении, которое способно пронизывать все материальное и нематериальное на Земле. В том числе и человеческие сущности. Умы, души, сердца. И часто в кадре возникают стаи птиц - то черных, летящих огромной стаей над крышами домов, как в фильме Бекмамбетова "Ночной дозор", например. Или белых - клином проплывающих в небе, а потом, как у Хичкока ("Птицы"), падающих на объектив камеры. В фильме слишком много параллельно текущих мыслей автора, которые он попытался втиснуть в идею о том, что "они" уже давно среди нас. А еще он, вслед за чеховским Костей Треплевым, размышляет о мировой душе. И отсюда цитатные отсылки к наработкам кинематографа XX века, которые прослеживаются в операторской работе фильма и стремлении режиссера объять необъятное. 

Пожалуй, фильм Шезада Давуда не стал потрясением для публики. Не стал и откровением. Зато стал предметом для длительного обсуждения и размышления о том, в каком мире мы с вами живем сегодня и что такое на самом деле реальность: то, что мы видим, или же то, что скрыто от нашего глаза? Склонность автора к философским и эзотерическим размышлениям разделял весь зал. По крайней мере те, кто остался на обсуждение. А таких желающих было немало.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

599


Актуально