24 Декабря 2024

Вторник, 17:46

МОЙ ГОРОД КРАСОТЫ

Приобретая облик в стиле модерн, Баку продолжает бережно хранить многовековое наследие

Автор:

30.06.2015

"Го­род ве­т­ров", "во­с­точ­ный Па­риж", "но­вый Ду­бай"… Как толь­ко не на­зы­ва­ли пу­те­ше­с­т­вен­ни­ки сто­ли­цу Азер­бай­джа­на - пре­крас­ный Ба­ку.

"Па­ри­жем" он стал пос­ле пер­во­го стро­и­тель­но­го бу­ма кон­ца XIX - на­ча­ла XX ве­ка, ко­г­да пе­ре­жи­вал неф­тя­ной бум. А "но­вым Ду­ба­ем" - в на­ча­ле XXI ве­ка, с раз­ма­хом оче­ред­но­го эта­па стро­и­тель­ст­ва. В го­ро­де ста­ли по­яв­лять­ся все но­вые и но­вые зда­ния - со­вре­мен­ные офи­сы, круп­ные тор­го­вые цен­т­ры, жи­лые вы­со­тки… Но вме­с­те с тем он про­дол­жа­ет ис­кус­но со­че­тать са­мые раз­но­об­раз­ные ар­хи­тек­тур­ные сти­ли, во­с­точ­ные и ев­ро­пей­ские тра­ди­ции.

 

Слав­ные стра­ни­цы ис­то­рии

Не­уди­ви­тель­но, что Ба­ку при­ко­вы­ва­ет вни­ма­ние пу­те­ше­с­т­вен­ни­ков все­го ми­ра. Имен­но здесь под­нял за­на­вес пер­вый на му­суль­ман­ском Во­с­то­ке на­ци­о­наль­ный те­атр, про­зву­ча­ла пер­вая опе­ра, бы­ла от­кры­та пер­вая азер­бай­джан­ская биб­лио­те­ка…

Ба­ку се­год­ня - круп­ней­ший куль­тур­ный центр Азер­бай­джа­на с мно­го­чис­лен­ны­ми му­зе­я­ми, биб­лио­те­ка­ми, те­а­т­ра­ми, фи­лар­мо­ни­ей, опер­ным те­а­т­ром и ки­но­те­а­т­ра­ми.

Но ес­ли мы уне­сем­ся в дав­ние вре­ме­на, то уви­дим: ис­то­рия Ба­ку ухо­дит кор­ня­ми в эпо­ху па­лео­ли­та, во вре­ме­на, ко­г­да на Аб­ше­рон­ском по­лу­ос­т­ро­ве оби­тал древ­ний че­ло­век.

Го­род воз­ник как не­боль­шое по­се­ле­ние-кре­пость на бе­ре­гу древ­не­го Ка­с­пия. Он был об­не­сен мощ­ной кре­по­ст­ной сте­ной. Но уже в на­ча­ле пер­во­го ты­ся­че­ле­тия Ба­ку стал раз­ви­тым пор­то­вым го­ро­дом.

В са­мые раз­ные пе­ри­оды го­род об­ре­тал все но­вые и но­вые очер­та­ния. Од­на­ко раз­лич­ные ар­хе­о­ло­ги­че­с­кие на­ход­ки сви­де­тель­ст­ву­ют, что рас­цвет Ба­ку на­чал­ся еще в ан­тич­ный пе­ри­од. Од­ним из са­мых по­се­ща­е­мых ту­ри­с­та­ми мест яв­ля­ет­ся "Иче­ри­шэ­хэр" - "Вну­т­рен­ний го­род" или, как его еще на­зы­ва­ют, "Ста­рый го­род", "Ба­кин­ский ак­ро­поль".

Это и есть та са­мая мор­ская кре­пость на бе­ре­гу Ка­с­пия, за ко­то­рую би­лись мно­го­чис­лен­ные пра­ви­те­ли. Мно­гие сред­не­ве­ко­вые со­ору­же­ния "Иче­ри­шэ­хэр" по­стро­е­ны на фун­да­мен­тах раз­ру­шен­ных ан­тич­ных зда­ний, часть ко­то­рых до сих пор не иден­ти­фи­ци­ро­ва­на.

До­под­лин­но из­ве­ст­но, что лю­ди в Иче­ри­шэ­хэр жи­ли еще в брон­зо­вом ве­ке, а в VIII-XI ве­ках кре­пость бы­ла за­се­ле­на пол­но­стью. Так что се­год­ня Иче­ри­шэ­хэр - са­мый древ­ний жи­лой квар­тал Ба­ку. В 1977 го­ду он был объ­яв­лен ис­то­ри­ко-куль­тур­ным за­по­вед­ни­ком, а в 2000-м во­шел в Спи­сок все­мир­но­го на­сле­дия ЮНЕСКО.

Этот не­по­вто­ри­мый ис­то­ри­че­с­кий ан­самбль хра­нит сра­зу не­сколь­ко уни­каль­ных па­мят­ни­ков ста­ри­ны - Дво­рец Шир­ван­ша­хов, Гыз га­ла­сы (Де­ви­чья баш­ня), ме­че­ти и ми­на­ре­ты, ба­ни, ка­ра­ван-са­раи.

Иче­ри­шэ­хэр - осо­бен­ный. Ба­ку XVII-XIX ве­ков не вы­хо­дил за пре­де­лы древ­ней кре­по­с­ти. Здесь рас­по­ла­га­лись как двор­цы пра­ви­те­лей, так и жи­лые квар­та­лы. Тер­ри­то­рия кре­по­с­ти бы­ла не­ве­ли­ка, по­это­му из­древ­ле до­ма здесь воз­во­ди­лись бу­к­валь­но бок о бок. Так что вы не уви­ди­те здесь ро­с­кош­ных са­дов и ви­но­град­ни­ков, за­то про­ник­ни­тесь ат­мо­сфе­рой на­сто­я­щей ста­ри­ны, лю­бу­ясь не­боль­ши­ми зда­ни­я­ми с ма­лень­ки­ми дво­ри­ка­ми, раз­де­лен­ны­ми узень­ки­ми улоч­ка­ми, ту­пи­ка­ми и пе­ре­ул­ка­ми…

Лишь с на­ступ­ле­ни­ем XIX ве­ка го­род стал раз­рас­тать­ся за пре­де­ла­ми кре­по­ст­ных стен. То­г­да и при­шлось сне­с­ти вто­рую - внеш­нюю кре­по­ст­ную сте­ну, ко­то­рая бы­ла от­де­ле­на от вну­т­рен­ней глу­бо­ким рвом. По­это­му ту­ри­с­ты, по­се­ща­ю­щие Иче­ри­шэ­хэр, мо­гут уви­деть толь­ко од­ну ста­рин­ную кре­по­ст­ную сте­ну, со­хра­нив­шую 25 ба­шен и 5 во­рот.

Дух это­го ме­с­та не­воз­мож­но пе­ре­дать сло­ва­ми. В Иче­ри­шэ­хэр вы по­па­да­е­те в иной мир, ог­раж­ден­ный от веч­ной су­е­ты со­вре­мен­но­го Ба­ку.

Здесь есть все - рос­сыпь мно­го­чис­лен­ных су­ве­нир­ных ла­во­чек, пред­ла­га­ю­щих ту­ри­с­там ста­рин­ные азер­бай­джан­ские ко­в­ры, па­па­хи, кин­жа­лы, мед­ную и фа­ян­со­вую по­су­ду, про­ник­но­вен­ные зву­ки аза­на - при­зы­вы к мо­лит­ве, раз­да­ю­щи­е­ся с ме­че­тей, ста­рин­ные ба­ни-ку­паль­ни Га­джи Га­и­ба, Ага Ми­ка­и­ла, Ка­сум бе­ка, Двор­ца Шир­ван­ша­хов…

Каж­дая вы­мо­щен­ная ста­рин­ны­ми бу­лыж­ни­ка­ми улоч­ка, каж­дый дом рас­ска­зы­ва­ет о древ­ней ис­то­рии кре­по­с­ти. До­ста­точ­но за­крыть гла­за, и вы пе­ре­но­си­тесь на мно­го ве­ков на­зад, на­блю­дая за ка­ра­ва­на­ми с бо­га­ты­ми куп­ца­ми, ме­ст­ны­ми тор­гов­ца­ми, пред­ла­га­ю­щи­ми ко­в­ры, шел­ка, зо­ло­то; неф­тя­ны­ми ма­гна­та­ми, под­счи­ты­ва­ю­щи­ми при­быль от про­да­жи пер­вой ба­кин­ской неф­ти; скром­ны­ми азер­бай­джан­ски­ми жен­щи­на­ми, за­ку­тан­ны­ми в па­ран­д­жу…

 

Не­по­ко­рен­ная…

Вы уди­ви­тесь ог­ром­ной ка­мен­ной баш­не ци­лин­д­ри­че­с­кой фор­мы с узень­ки­ми окон­ны­ми про­ема­ми ти­па бой­ниц. Баш­ня воз­вы­ша­ет­ся на вы­сту­пе ска­лы, вда­ю­щей­ся в Ка­с­пий­ское мо­ре. Се­год­ня баш­ню уже не омы­ва­ют во­ды Ка­с­пия - она от­де­ле­на от не­го про­с­пек­том и зна­ме­ни­тым Ба­кин­ским буль­ва­ром.

Вам рас­ска­жут, что Гыз га­ла­сы - Де­ви­чья баш­ня та­ит ле­ген­ду, со­глас­но ко­то­рой с нее бро­си­лась в во­ды бу­шу­ю­ще­го Ка­с­пия мо­ло­день­кая де­вуш­ка, не же­ла­ю­щая вы­хо­дить за­муж за не­лю­би­мо­го.

На­зва­ние "де­ви­чья" оз­на­ча­ет "не­при­ступ­ная", "не­по­ко­рен­ная". Ле­ген­ды ле­ген­да­ми, но до­под­лин­но не из­ве­ст­но, для че­го бы­ло воз­ве­де­но это уни­каль­ное со­ору­же­ние. Из-за ма­лой пло­ща­ди и узень­ких окон­ных про­емов баш­ня бы­ла ма­ло при­год­на для обо­ро­ны. Ско­рее все­го это был зо­ро­а­с­т­рий­ский храм. А в XVIII-XIX ве­ках баш­ня слу­жи­ла ма­я­ком.

Гыз га­ла­сы - уни­каль­ней­шее со­ору­же­ние Древ­не­го Во­с­то­ка - яв­ля­ет­ся са­мым ве­ли­че­с­т­вен­ным и за­га­доч­ным па­мят­ни­ком Ба­ку, не­глас­ным сим­во­лом сто­ли­цы Азер­бай­джа­на.

Баш­ня не­од­но­крат­но ре­с­та­в­ри­ро­ва­лась. Се­год­ня вос­ста­нов­ле­ны при­мы­ка­ю­щая к ней боль­шая ры­ноч­ная пло­щадь и ар­ка­да. С 2000 го­да Гыз га­ла­сы вклю­че­на в спи­сок па­мят­ни­ков ЮНЕСКО.

Вы­со­та баш­ни со­став­ля­ет 29,5 м, ди­а­метр - 16,5 м. Вну­т­ри она де­лит­ся на во­семь яру­сов, каж­дый из ко­то­рых пе­ре­крыт ка­мен­ным ку­по­лом с круг­лым от­вер­сти­ем.

Вну­т­ри Гыз га­ла­сы име­ет­ся му­зей, где пред­став­ле­ны древ­ние ко­в­ры, ут­варь, за­бав­ные ин­стал­ля­ции, де­мон­стри­ру­ю­щие быт в XVIII-XIX ве­ках.

Под­нять­ся на вер­ши­ну мож­но по вин­то­вой ка­мен­ной ле­ст­ни­це, и ко­г­да ока­же­тесь там, на са­мом вер­ху, вы смо­же­те на­сла­дить­ся про­хла­дой и ве­ли­ко­леп­ней­шим ви­дом на Ба­кин­скую бух­ту.

 

Кре­по­ст­ная же­м­чу­жи­на

Здесь же, в Иче­ри­шэ­хэр, рас­по­ла­га­ет­ся на­сто­я­щее со­кро­ви­ще азер­бай­джан­ской ар­хи­тек­ту­ры - Дво­рец Шир­ван­ша­хов, воз­ве­ден­ный в XV ве­ке. Этот ве­ли­ко­леп­ней­ший дво­рец как бы спу­с­ка­ет­ся с вер­ши­ны Ба­кин­ско­го хол­ма - три глав­ные его по­строй­ки воз­ве­де­ны на трех раз­ных уров­нях.

Ан­самбль вклю­ча­ет не­по­сред­ствен­но двух­этаж­ное зда­ние двор­ца, усы­паль­ни­цу, ме­четь, ди­ван­ха­не, мав­зо­лей Сей­и­да Яхья Ба­ку­ви, ба­ню, "Во­ро­та Му­ра­да".

Зда­ние со строй­ны­ми пор­та­ла­ми, де­ко­ри­ро­ван­ны­ми уни­каль­ной резь­бой, увен­ча­но ро­с­кош­ны­ми ку­по­ла­ми. Не­по­вто­ри­мая кра­со­та тво­ре­ния рук сред­не­ве­ко­вых ма­с­те­ров при­вле­ка­ет мно­го­чис­лен­ных ту­ри­с­тов, ко­то­рые про­во­дят здесь не­ма­ло вре­ме­ни, лю­бу­ясь уни­каль­ны­ми тво­ре­ни­я­ми ста­ри­ны.

Джу­ма-ме­четь, или Со­бор­ная ме­четь, так­же рас­по­ла­га­ю­ща­я­ся на тер­ри­то­рии Иче­ри­шэ­хэр, - вот еще од­но ме­с­то па­лом­ни­че­с­т­ва му­суль­ман, а так­же мно­го­чис­лен­ных ту­ри­с­тов.

Она бы­ла по­стро­е­на на ме­с­те хра­ма ог­не­пок­лон­ни­ков. От ста­рой по­строй­ки ос­та­лись все­го че­ты­ре ар­ки без по­кры­тия, ко­то­рые пред­по­ло­жи­тель­но от­но­си­лись к хра­му.

По мне­нию мно­гих со­вре­мен­ных ар­хе­о­ло­гов, на ме­с­те Джу­ма-ме­че­ти рас­по­ла­гал­ся язы­че­с­кий са­к­раль­ный центр, где со­би­ра­лись ог­не­пок­лон­ни­ки.

Уже в XIV ве­ке язы­че­с­кий храм пре­вра­тил­ся в ме­четь. Об этом сви­де­тель­ст­ву­ет над­пись: "… В ме­ся­це ра­джа­бе 709 го­да хид­ж­ры (1309 год) при­ка­зал об­но­вить эту ме­четь Амир Ша­раф ад-Дин Мах­муд".

В XV ве­ке к ме­че­ти был при­стро­ен ми­на­рет. Но к кон­цу XIX ве­ка ста­рая ме­четь при­шла в не­год­ность, по­это­му на ее ме­с­те бы­ла воз­дви­гну­та но­вая - Джу­ма-ме­четь.

 

"Язы­ки пла­ме­ни"

И так уж слу­чи­лось, что зо­ро­а­с­т­ризм, ко­то­рый ис­по­ве­до­ва­ли древ­ние пле­ме­на на тер­ри­то­рии Азер­бай­джа­на, на­хо­дит от­ра­же­ние и в ар­хи­тек­ту­ре со­вре­мен­но­го Ба­ку. Но ес­ли быть мак­си­маль­но точ­ным, из­древ­ле Азер­бай­джан ве­ли­ча­ли Стра­ной ог­ней - из-за по­сто­ян­но вос­пла­ме­ня­ю­щих­ся неф­те­га­зо­вых ме­с­то­рож­де­ний, за­ле­га­ю­щих близ­ко к по­верх­но­с­ти зем­ли. Это и оп­ре­де­ли­ло бу­ду­щую сим­во­ли­ку гер­ба Ба­ку, где изо­бра­же­ны язы­ки пла­ме­ни.

Так в цен­т­ре Ба­ку на вы­со­ком хол­ме с ви­дом на Ба­кин­скую бух­ту по­явил­ся но­вый, но уже став­ший все­мир­но из­ве­ст­ным сим­вол сто­ли­цы Азер­бай­джа­на - FlameTowers (Баш­ни пла­ме­ни). Это три вы­со­чен­ных зда­ния, вклю­ча­ю­щих 5-звез­доч­ный от­ель, офи­сы и жи­лой сек­тор.

FlameTowers вид­ны чуть ли не из лю­бой точ­ки го­ро­да. И не толь­ко бла­го­да­ря вы­со­те, но и ве­ли­ко­леп­но­му ос­ве­ще­нию, ко­то­рое при­зна­но луч­шим в ми­ре. Баш­ни пол­но­стью по­кры­ты LED-эк­ра­на­ми, от­об­ра­жа­ю­щи­ми раз­лич­ные по­ста­нов­ки. Но каж­дая из "кар­тин" не­пре­мен­но сме­ня­ет­ся "дви­же­ни­ем ог­ня". В ве­чер­нее и ноч­ное вре­мя эти баш­ни воз­вы­ша­ют­ся над го­ро­дом буд­то фа­ке­лы-ис­по­ли­ны. На это зре­ли­ще - дви­жу­щий­ся огонь - мож­но смо­т­реть бес­ко­неч­но.

 

Уни­каль­ная Га­ла

Но Ба­ку - это не толь­ко уни­каль­ный Иче­ри­шэ­хэр с мно­же­с­т­вом па­мят­ни­ков ста­ри­ны и не­обыч­ны­ми не­бос­кре­ба­ми. Го­род ок­ру­жен де­сят­ка­ми сел, мно­гие из ко­то­рых пред­став­ля­ют ог­ром­ный ин­те­рес для пу­те­ше­с­т­вен­ни­ков. И не толь­ко бла­го­да­ря по­бе­ре­жью Ка­с­пия с бла­го­ус­т­ро­ен­ны­ми пля­жа­ми, са­на­то­ри­я­ми, пан­си­о­на­та­ми и ле­чеб­ни­ца­ми. Здесь, в не­сколь­ких ки­ло­ме­т­рах от цен­т­ра Ба­ку, мож­но оз­на­ко­мить­ся с древ­ней ис­то­ри­ей Азер­бай­джа­на.

По­се­тив Га­ла, не­боль­шое по­се­ле­ние в ок­ре­ст­но­с­тях Ба­ку, мож­но уви­деть сра­зу 243 ис­то­ри­ко-ар­хи­тек­тур­ных па­мят­ни­ка.

У этой тер­ри­то­рии бо­га­тей­шее ис­то­ри­че­с­кое про­шлое, ухо­дя­щее ко­ня­ми в са­мую глу­би­ну ве­ков. Не зря же в 1988 го­ду тер­ри­то­рия Га­ла пло­ща­дью бо­лее 200 га бы­ла объ­яв­ле­на Го­су­дар­ствен­ным ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­че­с­ким за­по­вед­ни­ком. 

На­зва­ние "Га­ла" оз­на­ча­ет "кре­пость". Про­ис­хо­дит оно от по­стро­ен­ной на воз­вы­шен­но­с­ти ци­та­де­ли XIV ве­ка. К со­жа­ле­нию, кре­по­ст­ная баш­ня по­чти пол­но­стью раз­ру­ше­на. Се­год­ня здесь со­хра­ни­лись лишь ос­тат­ки кре­по­ст­ных стен и при­мы­кав­шая к ним сред­не­ве­ко­вая Джу­ма-ме­четь, под ко­то­рой име­ет­ся вход в под­зем­ную га­ле­рею.

На тер­ри­то­рии се­ла мож­но уви­деть не­сколь­ко ста­рин­ных бань, ко­лод­цев и во­до­хра­ни­лищ. На­ибо­лее древ­ний ко­ло­дец, да­ти­ру­е­мый 1665 го­дом, со­хра­нил­ся на тер­ри­то­рии клад­би­ща. На этом же клад­би­ще мож­но уви­деть уни­каль­ней­шие мо­ги­лы в ви­де скле­пов, а так­же мо­ги­лы с ка­мен­ны­ми сун­ду­ка­ми, ук­ра­шен­ны­ми резь­бой и араб­ской вя­зью, ста­рин­ные мав­зо­леи XVII-XVIII ве­ков.

 

Храм веч­но­го ог­ня

Но, по­жа­луй, са­мой на­сто­я­щей эк­зо­ти­кой яв­ля­ет­ся из­ве­ст­ный во всем ми­ре зо­ро­а­с­т­рий­ский храм "Атеш­гях". Рас­по­ло­жен он в 30 км от цен­т­ра Ба­ку, на ок­ра­и­не по­сел­ка Су­ра­ха­ны.

Тер­ри­то­рия эта сла­вит­ся уни­каль­ным при­род­ным фе­но­ме­ном: газ, вы­ры­ва­ясь на­ру­жу, со­при­ка­са­ет­ся с кис­ло­ро­дом и за­го­ра­ет­ся. От­сю­да и по­шло на­зва­ние - "Храм веч­но­го ог­ня Атеш­гях".

В том ви­де, ко­то­рый пред­ста­ет пе­ред ту­ри­с­та­ми се­год­ня, храм был по­стро­ен в XVII-XVIII ве­ках про­жи­вав­шей в Ба­ку ин­дус­с­кой об­щи­ной, от­но­ся­щей­ся к ка­с­те сик­хов.

Но ис­то­рия хра­ма древ­няя. При­мер­но в на­ча­ле на­шей эры здесь рас­по­ла­га­лось свя­ти­ли­ще зо­ро­а­с­т­рий­цев-ог­не­пок­лон­ни­ков, при­да­вав­ших ог­ню ми­с­ти­че­с­кое зна­че­ние. Сю­да съез­жа­лись мно­го­чис­лен­ные ве­ру­ю­щие.

Са­мая ран­няя по­строй­ка хра­ма от­но­сит­ся к 1713 го­ду. На­ибо­лее позд­нее стро­е­ние - цен­т­раль­ный храм-ал­тарь, по­стро­ен­ный на сред­ства куп­ца Кан­ча­на­га­ра в 1810 го­ду. В те­че­ние XVIII ве­ка во­круг свя­ти­ли­ща по­сте­пен­но по­яв­ля­ют­ся ка­ра­ван-са­рай, мо­лель­ни и ке­льи, где име­ют­ся рез­ные над­пи­си, ис­пол­нен­ные шриф­та­ми ин­дий­ско­го пись­ма - да­ва­на­га­ри и гу­м­ру­ки.

В на­ча­ле XIX ве­ка храм "Атеш­гях" уже имел ны­неш­ний вид - пя­ти­у­голь­ное со­ору­же­ние с зуб­ча­той внеш­ней сте­ной и вход­ным пор­та­лом.

В цен­т­ре дво­ра воз­вы­ша­ет­ся ал­тарь-свя­ти­ли­ще, вы­пол­нен­ный в ви­де ка­мен­ной бе­сед­ки, по уг­лам ко­то­рой рас­по­ло­же­но не­сколь­ко оча­гов. В цен­т­ре ал­та­ря - ко­ло­дец, из ко­то­ро­го бьет "веч­ный огонь".

Над вход­ным пор­та­лом воз­вы­ша­ет­ся тра­ди­ци­он­ная для Аб­ше­ро­на гос­те­вая ком­на­та - "ба­ла­ха­не".

В се­ре­ди­не XIX ве­ка вы­ход ес­те­с­т­вен­но­го га­за в хра­ме пре­кра­тил­ся, что бы­ло свя­за­но с дви­же­ни­ем зем­ной по­верх­но­с­ти. Па­лом­ни­ки вос­при­ня­ли это как на­ка­за­ние бо­гов и на­ча­ли по­ки­дать это ме­с­то. Храм как ме­с­то по­кло­не­ния про­су­ще­с­т­во­вал вплоть до 1880 го­да. Но се­год­ня "Атеш­гях" от­крыт для по­се­ще­ния, при­вле­кая ис­кус­ствен­ны­ми ог­ня­ми ту­ри­с­тов.

Но га­за в не­драх Азер­бай­джа­на по-преж­не­му мно­го, он по­сто­ян­но про­са­чи­ва­ет­ся на по­верх­ность. Го­ра Янар­даг, рас­по­ло­жен­ная в 25 км к се­ве­ру от Ба­ку в по­сел­ке Ме­хем­ме­ди, - еще од­но по­пу­ляр­ное сре­ди ту­ри­с­тов ме­с­то "веч­но­го ог­ня". Это ско­рее холм, не­же­ли го­ра, на скло­не ко­то­ро­го с древ­ней­ших вре­мен го­рит газ. Ме­т­ро­вые язы­ки пла­ме­ни "об­ли­зы­ва­ют" зем­лю при­мер­но на 10 м в ши­ри­ну.

Обыч­но ту­ри­с­ты за­ни­ма­ют ме­с­та на ска­мей­ках, что­бы вдо­воль на­смо­т­реть­ся на го­ря­щий холм ве­че­ра­ми, ко­г­да зре­ли­ще на­ибо­лее кра­си­во.

 

Му­зей под от­кры­тым не­бом

Нель­зя не упо­мя­нуть и Го­бу­с­тан­ский го­су­дар­ствен­ный ис­то­ри­ко-ху­до­же­с­т­вен­ный за­по­вед­ник. Этот ар­хе­о­ло­ги­че­с­кий за­по­вед­ник - на­сто­я­щий му­зей древ­ней­шей ис­то­рии под от­кры­тым не­бом, рас­по­ло­жен­ный в 60 км к югу от Ба­ку. Имен­но здесь, в Го­бу­с­та­не, в 30-х го­дах XX ве­ка со­вер­шен­но слу­чай­но бы­ли най­де­ны древ­ние сто­ян­ки пер­во­быт­ных лю­дей, ко­то­рые ос­та­ви­ли пос­ле се­бя уни­каль­ные на­скаль­ные изо­бра­же­ния - пе­т­ро­гли­фы, на­сто­я­щие па­мят­ни­ки ис­кус­ства пер­во­быт­но­об­щин­но­го строя, от­об­ра­жа­ю­щие быт, ми­ро­воз­зре­ние, куль­ту­ру, тра­ди­ции и обы­чаи древ­них лю­дей.

По дан­ным уче­ных, пе­т­ро­гли­фы от­но­сят­ся к раз­ным эпо­хам. Сде­ла­ны они в пе­ри­од от XVIII-X тыс. до н.э. до сред­них ве­ков на­шей эры.

Ри­сун­ки эти - не что иное, как эво­лю­ция все­го че­ло­ве­че­с­т­ва. Сце­ны охо­ты на гор­ных коз­лов и ри­ту­аль­ные пля­с­ки с ко­пь­я­ми от­ра­жа­ют эпо­ху ме­зо­ли­та, кон­ная и пе­шая охо­та, ба­та­лии, сце­ны кол­лек­тив­но­го тру­да, сбо­ра уро­жая, жен­щин у оча­гов - пер­вые ве­ка на­шей эры. Бли­же к сред­не­ве­ко­вью ри­сун­ки умень­ша­ют­ся в раз­ме­рах, ста­но­вят­ся бо­лее схе­ма­тич­ны­ми…

В Го­бу­с­та­не най­де­ны и жи­ли­ща древ­них лю­дей - пе­ще­ры и сто­ян­ки. Вни­ма­ние при­вле­ка­ют изо­бра­же­ния ло­док с греб­ца­ми, ко­то­рые вы­зва­ли ог­ром­ный ин­те­рес у все­мир­но из­ве­ст­но­го уче­но­го и пу­те­ше­с­т­вен­ни­ка Ту­ра Хей­ер­да­ла. В Го­бу­с­та­не, у под­но­жья го­ры Бе­юкдаш, име­ет­ся над­пись на ла­ты­ни, от­но­ся­ща­я­ся к I ве­ку н.э. и сви­де­тель­ст­ву­ю­щая о по­се­ще­нии этой тер­ри­то­рии рим­ски­ми вой­ска­ми.

…Свер­ка­ю­щие не­бос­кре­бы, со­вре­мен­ные тор­го­вые цен­т­ры, пля­жи и ак­ва­пар­ки. Все ча­ще ту­ри­с­ты ас­со­ци­и­ру­ют Ба­ку с Ду­ба­ем. Тем не ме­нее, го­род бе­реж­но хра­нит на­сле­дие ста­ри­ны. Ран­ним ут­ром мож­но пой­ти в Иче­ри­шэ­хэр и ку­пить со­ткан­ный вруч­ную ко­вер, по­лю­бо­вать­ся па­мят­ни­ка­ми ста­ри­ны, под­нять­ся на Де­ви­чью баш­ню, от­обе­дать в ре­с­то­ра­не азер­бай­джан­ской кух­ни, съез­дить на один из пля­жей Аб­ше­ро­на, а ве­че­ром по­си­деть в од­ном из уль­т­ра­мод­ных ба­ров, лю­бу­ясь "язы­ка­ми пла­ме­ни" FlameTowers.

При­об­ре­тая об­лик в сти­ле мо­дерн, Ба­ку ос­та­ет­ся во­с­точ­ным го­ро­дом, с шар­мом и ко­ло­ри­том, при­су­щи­ми лишь за­га­доч­но­му Во­с­то­ку...



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

768


Актуально