19 Апреля 2024

Пятница, 22:43

ОДИН В ПОЛЕ

В НАТО поддержали Турцию в ее антитеррористической войне лишь на словах

Автор:

04.08.2015

Турция, все последние десятилетия остерегавшаяся прямого вовлечения в бушующие вокруг нее региональные конфликты, вступила в масштабные боевые действия сразу на двух фронтах - против террористических организаций "Исламское государство" (ИГ) и Курдская рабочая партия (КРП). С учетом сложнейших геополитических перипетий на Ближнем Востоке, в которых открыто задействованы ведущие державы Запада и Востока, можно однозначно утверждать, что братская страна переживает один из самых судьбоносных этапов своей новейшей истории. Ибо на кону не только настоящее, но и будущее Турции, ее государственности и территориальной целостности.

Ситуацию в Турции, да и всю внешнеполитическую стратегию Анкары буквально взорвал теракт в Суруче, унесший жизни 32 человек. Ответственность за это чудовищное преступление взяла на себя вооруженная группировка "Исламское государство", контролирующая уже значительные территории Ирака и Сирии. Ответ Анкары не заставил себя долго ждать: турецкие ВВС впервые с начала военных действий международной коалиции против ИГ нанесли авиаудары по позициям террористов в ряде занятых ими районов Сирии. Одновременно Турция разрешила Соединенным Штатам использовать авиабазу "Инджирлик" для нанесения ударов по базам ИГ у сирийской границы. Из всего этого следует один вывод: Турция фактически стала частью возглавляемой США международной коалиции, преследующей цель ликвидации террористического ИГ.

Однако военная эпопея Анкары не ограничилась акцией возмездия против ИГ. После многомесячного перемирия о себе вновь печально напомнили террористы из КРП, добивающиеся создания курдской автономии в юго-восточных областях Турции. Боевики совершили целый ряд смертоносных нападений на представителей вооруженных сил и правоохранительных органов Турции, в частности в провинциях Эрзурум, Ван и Муш. У Анкары не осталось иного выбора, как нанести ответный удар по курдским террористам, пытающимся испытать Турцию на прочность в условиях, когда ей фактически объявлена война со стороны ИГ. Турецкие ВВС атаковали лагеря курдских боевиков на севере Ирака. Кроме того, как сообщают СМИ, были нанесены танковые удары и по позициям курдских "Сил национальной обороны" в Сирии.

Но если военная активность Анкары в отношении ИГ была одобрена ее западными союзниками, то удары по позициям курдских террористов вызвали у США и Евросоюза в целом неодобрительную реакцию. Что и не удивительно, ведь именно на курдское движение сделана одна из главных ставок Запада в осуществляемой им долгосрочной стратегии, направленной на основательную геополитическую перекройку всего Ближнего и Среднего Востока. Поэтому защита Анкарой своих законных интересов по курдскому вопросу не вызывает на Западе должного понимания. И даже военные акции Турции против ИГ многие на Западе склонны рассматривать как прикрытие для борьбы с курдскими вооруженными формированиями.

Позиция Анкары по курдскому вопросу, действительно, выходит за пределы исключительно турецкого измерения. При поддержке Запада создана и действует курдская автономия на севере Ирака. Аналогичный сценарий реализуется в курдонаселенных областях Сирии, тем более что курды рассматриваются в качестве одной из ударных сил в борьбе против сирийского президента Башара Асада (как в свое время им была отведена особая роль при свержении иракского лидера Саддама Хусейна). Однако создание второй курдской автономии станет четким сигналом, адресованным также и курдским сепаратистским организациям в Турции. С подобным вариантом, усиленно раскручиваемым западными державами, Анкара, понятное дело, смириться не может. 

Именно в стремлении добиться понимания и заручиться хотя бы политической поддержкой западных союзников Турция выступила инициатором созыва экстренного заседания постпредов стран - членов НАТО в Брюсселе. Анкара надеялась как на то, что Североатлантический альянс согласится оказать ей действенную поддержку в противодействии с "Исламским государством" (во всяком случае президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган призвал союзников к более активному участию в военной операции против ИГ), так и на признание ее законного права на пресечение курдского терроризма. Однако в НАТО, во-первых, дали понять, что Анкара не получит ожидаемой поддержки в войне с ИГ. Как заявил генеральный секретарь Альянса Йенс Столтенберг, НАТО приветствует усилия Турции по противодействию ИГ, однако уверено, что у турецких властей для этого достаточно собственных ресурсов.

Во-вторых, Альянс предпочел выразить скептическое отношение и к военным операциям Анкары против КРП. Западные лидеры предостерегли турецкие власти от дальнейшей эскалации конфликта с курдами. В частности, генсек НАТО подверг критике открытие турками "второго фронта" борьбы с террористами, в турецком перечне которых первое место занимает печально известная КРП. С резким осуждением военной операции Турции против курдских террористов выступила и Германия.

В этой связи обращает на себя внимание, что НАТО отмежевалось и от инициативы Турции по созданию вдоль сирийской границы "безопасной (или буферной) зоны". Анкара настаивает на необходимости данной меры, поскольку она могла бы "обеспечить безопасность мирных жителей, находящихся в районе военных действий, и сократить поток беженцев в Турцию". По словам Эрдогана, создание "безопасной зоны" на севере Сирии может сыграть важную роль в оттеснении боевиков ИГ, а также позволит вернуться на родину 1,7 млн. беженцев, перебравшихся из Сирии в Турцию. Однако в этой турецкой инициативе Запад усматривает расчет Анкары на расчленение преимущественно курдонаселенных регионов Сирии, что сделает невозможным создание второй курдской автономии.

По большому счету, от союзников по НАТО Турция получила четкий сигнал, что они не поддержат ее действий, направленных на реализацию собственных, а не сугубо западных интересов. Альянс желал бы видеть турецкую политику, следующей исключительно в фарватере геостратегии, осуществляемой Вашингтоном и Брюсселем. Однако Анкара решительно настроена на продолжение осуществляемых ею антитеррористических ударов. Президент Эрдоган заявил, что Турция продолжит военные операции против "Исламского государства" и курдских экстремистов. Причем в связи с последними он подчеркнул невозможность проведения переговоров с теми, кто "совершает нападение на наши национальное единство и братство".

Вне всяких сомнений, эти силы будут пытаться и далее прилагать все усилия для дальнейшей дестабилизации ситуации в Турции. Что лишь еще больше актуализирует необходимость мобилизации огромного потенциала турецкого народа, который, вне всяких сомнений, достойно переживет и нынешние смутные времена.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

571


Актуально