Автор: Кямал БАЙРАМОВ Баку
Есть люди, чье творчество и общественная жизнь носят поистине мессианский характер. Таковыми были Мирза Фатали Ахундов, Мирза Алекпер Сабир, Гасан бек Зардаби и другие азербайджанские просветители. Человек, о котором пойдет речь, сделал за свою жизнь не меньше, но с посмертной славой у него не сложилось. Между тем география работы замечательного режиссера театра, актера, педагога и просветителя Александра Александровича Туганова охватила одну шестую часть суши - от Петербурга до Дальнего Востока. Большую роль он сыграл и в истории становления азербайджанского театра.
Вышел от Льва Толстого
Он родился и жил в дореволюционной Москве, в зажиточной семье, имел все возможности получить карьеру дипломата и переводчика, так как сызмальства интересовался языками. Однако другим и самым большим увлечением Туганова был театр. Ему он и посвятил всю свою жизнь. Туганов был романтической натурой - много читал, занимался спортом, верховой ездой и фехтованием. В 1890 году в возрасте девятнадцати лет собрал сменную одежду и верхом на коне, прикрепив к поясу шпагу, отправился в путешествие в Крым. Путь его, как и у многих беспокойных натур того времени, лежал через Ясную Поляну, где жил Лев Николаевич Толстой.
Тут важно отметить, что Толстой в те времена был для жителей империи кем-то вроде Ганди, учителем-отшельником, мудрецом-даосом, к которому приходили люди за советом. Туганов задержался у Льва Николаевича больше чем на неделю. Неизвестно, о чем "мудрец-даос" говорил с юным "падаваном" (ученик), но в Крым Туганов не поехал. Об этой встрече он вспоминал потом, говорил о ее важности, но в детали не вдавался. Известно лишь, что шпагу и коня он оставил, уехал в Петербург и с того времени до конца жизни занимался только и только театром.
Туганов на Кавказе
В 1898 году молодым, но уже опытным актером Туганов в составе гастролирующей труппы московского театра Ф.А.Корша оказался в Тифлисе. Он был к тому времени уже ведущим актером театра и успел сыграть Чацкого и Гамлета (для актера самый что ни на есть потолок - дальше только небесные сферы). Конечно, Туганов не мог не задуматься о режиссерской карьере, а также отметить для себя полное отсутствие в Тифлисе профессиональных театров (при том, что спрос на театры тут был). Он много говорил в тот год с местными любителями театра, и те, естественно, сетовали на провинциальность, отсутствие денег и профессионального подхода. Туганов все запомнил, но до режиссерской работы на тот момент, по его собственному мнению, недотягивал. Ему было тогда 27. Вернулся Туганов в Тифлис лишь спустя 14 лет, в 1912 году, причем не только в качестве актера, но и как режиссер труппы антрепренера П.Заречного. И теперь Туганов остается в Тифлисе уже на долгие годы. И тут происходит несколько важных вещей. Способный к языкам Александр Александрович учит не только грузинский, но также азербайджанский язык. Он ставит спектакли сразу в нескольких театрах и участвует, кроме того, в создании Тифлисского государственного азербайджанского драматического театра в качестве художественного руководителя и режиссера.
Туганов и азербайджанский театр
Надо сказать, что за свой долгий мессианский путь по просторам империи Туганов еще не раз будет возвращаться к азербайджанскому театру. Но обо всем по порядку.
Тогда, в 1923-24 годах, именно Туганов выводит азербайджанский театр Тифлиса на новый уровень. Он собирает команду, отдавая предпочтение молодым актерам, обучает их мастерству. И уже на следующий год Тбилисский азербайджанский театр имеет такой успех, что Туганова приглашают работать в Баку, причем ни много ни мало, а создавать Азербайджанский драматический театр, т.е. фактически главный театр республики. Надо отметить, что всего за два сезона работы в Тбилиси Туганов, человек со стороны, еще недавно не знавший азербайджанского языка и культуры, поставил спектакли "Мертвецы", "Пери джаду", "Гачаг Гара", "Айдын", "Октай Эльоглу", "Отелло" "Шейда", "Дьявол", "Пропасть", "Шейх Санан", "Разбойники", "Кузнец Гавя".
Туганов охотно принял это предложение и приехал не только сам, но взял с собой также некоторых из актеров. Это Али Курбанов, Гамер Топурия, Мир-Сейфеддин Кирманшахлы (очень интересный, но малоизвестный сегодня актер, обладатель прекрасного голоса. Играл Аскера в "Аршин мал алане" на всех тбилисских сценах) и Ульви Раджаб.
В то время в Баку была создана своя труппа из уже маститых актеров - это Гусейн Араблинский, Аббас Мирза Шарифзаде, Марзия Давудова, Джаван Зейналов, Мирза Ага Алиев, Сидги Рухулла. Любопытно, что обе труппы хорошо знали друг друга. Актеры в те времена много гастролировали, встречались в Тбилиси, Шуше, Батуми, Казани и других городах. И, как это часто бывает во время бурных гастролей, заменяли друг друга в разных пьесах. Так что некоторые из бакинских актеров уже знали Туганова как режиссера, а Раджаб и Араблинский вообще давно дружили. Так что никакого конфликта не произошло, хотя оборотная сторона театра, как говорится, - это бесконечные интриги, причем такие, что не снятся даже политикам. И не секрет, что слияние трупп часто могло обернуться скандалом. В случае Аздрамы этого не произошло, и все благодаря Туганову. "Когда создавался этот театр, для меня один год можно было считать за три", - писал он в своих мемуарах. Но прошло два года, и коллектив "спелся" в буквальном и переносном смыслах этого слова.
Аздрама
Главным событием для Аздрамы стал тогда "Гамлет" ("Гамлет" - вообще большое событие, своего рода проверка театра на дееспособность). И тут огромную роль сыграло знакомство Туганова с замечательным драматургом Джафаром Джаббарлы, которое он считал в своей жизни одним из ключевых пунктов и даже сравнивал это со своим пребыванием в Ясной Поляне. Оно случилось во время лекции, которую читал Туганов молодым театралам, где он увидел большие глаза, которые "пристально на меня смотрели, интересуясь и вместе с тем вопрошая, как будто желая, как губка, впитать в себя все услышанное. Это повторялось на нескольких уроках, и я уже привык к этому и обращался именно к этим черным глазам, я искал их, эти большие вопрошающие глаза".
Джаббарлы было всего 25, Туганов же был почти на 30 лет старше. Но, несмотря на это, Туганов охотно работал в паре с молодым драматургом, они отлично понимали друг друга. Туганов ставил пьесы, Джаббарлы переводил их на азербайджанский, режиссурой они занимались часто вместе и точно так же вместе пришли к выводу, каким должен быть их "Гамлет". "Не может быть, чтобы весь смысл "Гамлета" сводился к черному трико и шляпе с пером, и с надетой на голову чалмой этот смысл менялся", - писал позднее Туганов. Он отлично понимал значение шекспировской драмы и хорошо понимал, что Дания, как место действия и внешний вид действующих героев, - это только функции. И Туганов, и Джаббарлы знали, что сила "Гамлета" в его универсальности. И потому действие драмы было перенесено на Восток (кстати, Восток как таковой, без конкретики).
Дальше на Восток и обратно
Александр Александрович вообще болел Востоком, он говорил на нескольких тюркских языках, а еще и на персидском (который, кстати, начал изучать задолго до переезда в Баку). И вот в 1931 году, спокойно оставив на плечи тридцатидвухлетнего Джаббарлы Аздраму, он отправился не куда-нибудь, а к самой китайской границе, где в небольших городах один за другим открывались театры. Туганов занимался там подбором кадров.
В 1934 году он стал набирать труппу для театра в Грозном и прибыл в Москву, чтобы уговорить нескольких театральных профессионалов поднять грознинский театр. Это было в августе. Совершенно случайно Туганов встретил там своего старого друга Джаббарлы. Они много говорили о театре, и Джаббарлы убедил Туганова вернуться в Баку. Тот дал слово.
Это была их последняя встреча. Через полгода Джаббарлы, которому было всего лишь 35 лет, скончался от сердечной недостаточности.
В следующем году Туганову пришло официальное приглашение вернуться в Аздраму. Его главной работой на тот момент становится "Макбет", драма сложнейшая как для актеров, так и для режиссера. Леди Макбет играет в нем Марзия Давудова. Спектакль имеет колоссальный успех. Одновременно Туганов работает с коллективами и других начинающих на тот момент театров, так как в Баку режиссеров его уровня и с таким опытом не хватает.
Туганов работал в тот период и в Русском драматическом театре, и в Театре юного зрителя, параллельно продолжал педагогическую деятельность, готовил для страны новые кадры. В хореографическом училище, например, он читал лекции по истории балета, а в консерватории, театральном училище и оперном театре преподавал актерское мастерство. Вряд ли можно было найти в 30-40-е годы прошлого века в Баку режиссера, который бы так много работал.
Сразу после войны в Баку открылся Азербайджанский государственный театральный институт, где Туганов был одним из ведущих профессоров - преподавал на азербайджанском и русском языках. Александр Александрович Туганов в общей сложности 30 лет своей жизни отдал азербайджанскому театру, как педагог воспитал три поколения актеров, и сегодня трудно переоценить тот вклад, который он внес в культурную жизнь Азербайджана.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: