29 Марта 2024

Пятница, 15:39

ПРИЗНАНИЕ ПОД ГРОХОТ СНАРЯДОВ

Серж Саргсян в растерянности проговорился, подтвердив территориальные претензии Армении к Азербайджану

Автор:

29.09.2015

Снова переговоры по карабахскому урегулированию прошли на фоне напряженности на армяно-азербайджанском фронте. Оставшись верной своей традиции, Армения перед каждым раундом переговоров пытается дестабилизировать ситуацию на линии соприкосновения войск, чтобы отвести внимание от предмета переговоров и довольствоваться лишь восстановлением перемирия. 

Уже который год оборонные ведомства обеих стран практически ежедневно сообщают в среднем аж о сотне фактов нарушений противником режима прекращения огня на различных участках фронта. Но чтобы применять тяжелую артиллерию, громить из дальнобойных орудий позиции противника, даже расположенные в десятках километров от линии соприкосновения, - такого история конфликта не видала, пожалуй, со времен заключения режима перемирия в мае 1994 года. 

Еще несколько дней назад армянская газета "Айкакан жаманак" со ссылкой на дипломатические источники оптимистично сообщала, что на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке возможна встреча не только глав внешнеполитических ведомств двух стран, но и самих президентов. Однако после того, как над карабахским небом загрохотали артиллерийские канонады, а обе стороны сообщили о гибели в результате обстрелов не только военных, но и гражданского населения прифронтовых районов, казалось, что и встреча министров встала под вопрос. 

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ выступили с заявлением, выразив озабоченность гибелью гражданского населения с обеих сторон и призвав Баку и Ереван к сдержанности. Стороны конфликта тем более не стали отмалчиваться. Внешнеполитические ведомства обменялись обвинениями в сознательном нарушении противоположной стороной режима прекращения огня с целью срыва переговоров. Оборонные ведомства двух стран, как и следовало ожидать, были менее дипломатичными и заявили о намерении без предупреждения уничтожать военную технику противника на передовой и даже в тылу. При этом Минобороны Азербайджана подчеркнуло, что армянские жители прифронтовых деревень никогда не были мишенью азербайджанского солдата, в отличие от армянской стороны, которая "обстреливая наши населенные пункты и убивая гражданских лиц, пытается возместить свои потери на поле боя". "Интересно то, что почему-то международные структуры, которые незамедлительно реагируют на потери армянской стороны, равнодушны к обстрелам населенных пунктов Азербайджана и убийству гражданских лиц, закрывая глаза на преступления армян", - заявили в оборонном ведомстве Азербайджана после того, как в результате обстрела прифронтовых сел погиб мирный житель. 

Но более всего запомнился армянский президент, пообещавший "нарушителям" режима прекращения огня неизбежное возмездие в результате карательной операции. Вообще, комментируя обстановку на линии фронта, Серж Саргсян был заметно в такой растерянности, что договорился до того, что "Нагорный Карабах является неотъемлемой частью Армении".

В конечном счете сопредседателям Минской группы ОБСЕ удалось-таки не только встретиться по отдельности с каждым из министров, но и усадить их за общий стол. О настроениях, которые царили на переговорах, догадаться не трудно. И тем не менее по их завершении посредники отрапортовали о том, что встреча была продуктивной. "Министры согласились подготовить встречу президентов Армении и Азербайджана до конца текущего года. Сопредседатели призвали президентов Армении и Азербайджана принять предложенный посредниками механизм по расследованию приграничных инцидентов. Без этого стороны продолжат обвинять друг друга в приграничных инцидентах и человеческих жертвах", - говорится в итоговом заявлении посредников.

Очевидно, что армянская сторона, которая за два десятилетия безрезультативности переговорного процесса уверовала в незыблемость статус-кво в конфликте, оказалась в откровенном замешательстве. Азербайджан всегда заявлял, что обладает правом восстановления любым путем своей юрисдикции над оккупированными землями. За годы переговорного процесса в Ереване, видимо, образовался иммунитет к этим заявлениям. Однако артиллерийский ответ по тыловым позициям сепаратистов стал неприятным сюрпризом для армянских властей. 

Именно об этом говорит спонтанное заявление С.Саргсяна, что Карабах является частью территории Армении, явно нацеленное на не на шутку обеспокоенное армянское население. Что могут значить эти слова, как не показатель слабости и бессилия армянских властей? В Ереване считают своим козырным тузом возможность признания независимости Нагорного Карабаха, мол, держа его на случай, когда иссякнет потенциал мирных переговоров и Азербайджан начнет войну. Сейчас, причисляя Карабах к армянской территории, Саргсян словно намекает на близость этого признания. Но что это изменит и кого остановит? 

Президент Армении Серж Саргсян своим заявлением подтверждает факт оккупации этой страной части территорий Азербайджана, заявил пресс-секретарь азербайджанского МИД Хикмет Гаджиев. "Заявление руководства Армении о том, что "Карабах неотъемлемая часть Армении", является железным доказательством оккупации этой страной территорий Азербайджана, политико-правовой ответственности Еревана в конфликте и ее истинным лицом",- говорится в заявлении дипломата.

Осознавая собственное бессилие перед противником, армяне пытаются, как обычно, усмирить "агрессора" чужими руками, привычно укрываясь за спиной старшего брата. Глава армянского МИД на встрече министров из стран ОДКБ в Нью-Йорке пожаловался коллегам на "воинственный Азербайджан". Однако, к сожалению Налбандяна, министры союзных Армении стран так и не отправили свои войска "на усмирение агрессора" и, судя по всему, предпочли отделаться словами сочувствия. Кстати, и эти страны, как и весь остальной мир, официально признают Карабах неотъемлемой частью Азербайджана. Судорожные попытки армянских властей при любом инциденте на линии фронта втянуть в конфликт ОДКБ или хотя бы только Россию уже давно стали предметом для сарказма в аналитическом сообществе самой Армении. И это при том, что еще за несколько дней до встречи глав МИД министр обороны этой страны Сейран Оганян гордо заявлял, что ВС Армении самостоятельно справляются с ситуацией в зоне конфликта, а попытки вовлечь ОДКБ в противостояние после каждого нарушения режима прекращения огня означали бы признание слабости армянской армии перед противником.

Режим Саргсяна в настоящее время находится в незавидном положении. Как сообщил R+ дипломатический источник, близкий к переговорам, сегодня о необходимости начала освобождения оккупированных азербайджанских районов говорят практически все вовлеченные в мирный процесс члены международного сообщества, включая Россию. 

Кстати говоря, там же, в Нью-Йорке, глава МИД РФ Сергей Лавров обсудил нагорно-карабахское урегулирование c сопредседателями Минской группы ОБСЕ, а также с личным представителем действующего председателя ОБСЕ по Нагорному Карабаху. Стороны обсудили "актуальные вопросы нагорно-карабахского урегулирования, текущую ситуацию на армяно-азербайджанской границе и линии соприкосновения"."Каждая из стран-сопредседателей привержена этому процессу, говорим ли мы о французской или американской инициативе в этом направлении или об усилиях России, учитывая наши отношения с Арменией и Азербайджаном", - сказал на встрече Лавров, намекая на особую роль своей страны в решении проблемы.

А в Ереване, еще не пришедшем в себя от крупных поставок российских вооружений в Азербайджан и вообще сближения Баку и Москвы, продолжают получать неприятные месседжи о том, что эта роль, о которой говорит Лавров, отнюдь не совпадает с чаяниями армян. Сотрудники аналитического центра Stratfor, который еще именуют "теневым ЦРУ", редко ошибаются в своих прогнозах. Так вот в своем недавнем анализе они пришли к выводу, что военная активность Азербайджана в зоне карабахского конфликта для принуждения Армении к компромиссам является одним из возможных согласованных с Россией сценариев развития событий в урегулировании проблемы. "Недавно Москва проявила больше гибкости в отношении военных действий Азербайджана на линии соприкосновения, но Россия будет осторожна, чтобы не показаться полностью отказавшейся от Армении. Основной целью России будет баланс между двумя сторонами и роль главного посредника", - полагают эксперты центра Stratfor. По мнению авторов материала, всплеск напряженности в зоне конфликта приемлем для Москвы в случае его достаточности для принуждения Армении к переговорам и сохранения влияния России в обеих странах. Среди прочих возможных сценариев развития ситуации аналитики Stratfor называют полный вывод армянских войск из семи азербайджанских районов, прилегающих к Нагорному Карабаху, при размещении в регионе российских миротворцев или же международных миротворцев под контролем России.

То есть любой из возможных сценариев - не в пользу Армении. 

Потеря безоговорочной поддержки со стороны своего главного стратегического союзника - России способна вынудить находящуюся в замешательстве Армению пойти на любой необдуманный шаг. Скорей всего именно поэтому армянские военные не нашли иного выхода, как начать прибегать к тактике, которую облюбовали террористы на Ближнем Востоке, - наносить удары по противнику с позиций, размещенных на территории населенных пунктов. То есть совершать вооруженные провокации из-за спины мирных жителей, чтобы потом возможные жертвы среди гражданского населения после гарантированного ответа противника преподнести всему миру как свидетельство жестокости и преступной беспринципности врага. На войне, как на днях изрек Саргсян, плов не раздают. Так и есть. Но прикрываться телами мирных граждан могут только террористы. 

Выводы из последних событий очевидны. Азербайджан всегда был против того, чтобы по мере нарастания украинского, ближневосточного и прочих кризисов карабахская проблема отводилась на второй план как "менее актуальная". В конце концов, угроза возобновления войны в Карабахе ничуть не снизилась, а принятые два десятка лет назад резолюции Совета Безопасности ООН никто не отменял. Эскалация напряженности в зоне карабахского конфликта пришлась на период проведения очередной сессии Генассамблеи ООН, на которую выносятся самые актуальные проблемы глобальной безопасности, и это является как нельзя лучшим моментом убеждения ведущих держав мира в том, что армяно-азербайджанское противостояние не является "замороженным". 

Баку откровенно дает понять, что не намерен терпеть вечно затягивание выполнения резолюций Совбеза ООН, то есть вопрос освобождения азербайджанских земель от оккупации, и проблему незаконного пребывания на своей территории войск вражеского государства вправе решать самостоятельно.

В этом же ключе глава азербайджанского МИД Э.Мамедъяров прокомментировал призыв сопредседателей МГ ОБСЕ рассмотреть вопрос создания механизмов по расследованию инцидентов на линии карабахского фронта: "Создание такого механизма может быть рассмотрено в том случае, если он не будет служить сохранению существующего статус-кво, которое не принимают президенты стран-сопредседателей, и не будет оправдывать оккупацию".

В каком бы тяжелом положении ни находился режим Саргсяна, рассчитывать на то, что он внемлет советам посредников и приступит к скорому выводу войск с территории Азербайджана, было бы наивно, ведь попытки удержать оккупированные земли являются для него единственным путем сохранения власти. Но если он не придет к осознанию этой необходимости, то это должны сделать за него армянские граждане. Они и так едва сносят провалы режима Саргсяна во внутренней политике, когда же власти прячутся от пуль за спинами мирных жителей, это способно вывести из себя даже самый терпеливый народ.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

497


Актуально