26 Апреля 2024

Пятница, 08:54

ВСЕ ХОТЯТ ВОЙНЫ?

"В отношении Сирии сейчас преобладает не политический, а силовой подход", - турецкий эксперт

Автор:

06.10.2015

Россия впервые в новейшей истории проводит военную операцию на Ближнем Востоке. Вне антитеррористической коалиции самостоятельно российские ВВС наносят авиаудары по позициям "Исламского государства" (ИГ) в Сирии. Уже три сопредельных с Азербайджаном государства - Турция, Иран и Россия - ведут антитеррористическую войну с "Исламским государством". О позиции Анкары на происходящие в регионе Ближнего Востока процессы в контексте российской военной операции R+ рассказал эксперт турецкого Центра международных стратегических исследований Хасан Селим ОЗЕРТЕМ.

- Российские самолеты приступили к боевым операциям в Сирии. Какими вы видите ближайшие политические и военные действия Москвы в этом регионе?

- Изначально "Исламское государство" претендовало на 4-5 сирийских провинций, которые правительственные войска Асада не способны были удержать. Некоторое время назад, до решения Москвы начать бомбежки, президент Турции Реджеп Тайиб Эрдоган в своем выступлении сообщил, что Россия готова начать антитеррористическую операцию в ряде регионов, подконтрольных ИГ и другим террористическим группировкам в Сирии. По сути Россия стремится создать определенную зону безопасности для своего союзника - правительства Башара Асада. Сейчас тысячи боевиков из ИГ, а также организаций "Джабхат-ан-Нусра", "Хоросани Тагай" и других захватили территории и объявили там независимые государства.

Вполне вероятно, что российские ВВС, а также коалиции во главе с США, ЕС и другими странами достигнут успехов в обезвреживании боевых группировок. Но ситуация в Сирии и в целом Ближневосточном регионе такова, что на место одних террористических формирований придут другие, возможно, еще более жестокие и кровавые. Проблема не в ИГ, а в целом ряде политических, этнических, религиозных, конфессиональных, социальных противоречий в регионе. Терроризм на Ближнем Востоке может быть ослаблен, но не искоренен. Потому что остается благоприятная среда для формирования экстремистских группировок. С авиаударами, пресечением финансовой подпитки можно значительно ограничить поле деятельности террористических организаций. Но нельзя сказать, что с этим явлением будет покончено. В Сирии нет политической силы, которая единолично сформировала бы устойчивую власть. Стабильность в Сирии может быть достигнута путем формирования власти, при которой сунниты, шииты и алевиты могли бы жить в мире и согласии. Формирование такой власти возможно при представительстве в руководстве страной всех религиозных и этнических групп. В этом руководстве может быть и Башар Асад. Формирование такого правительства возможно только под эгидой Совета Безопасности ООН в рамках женевских принципов по урегулированию ситуации в Сирии. Но ничего в этом направлении не делается. На сессии Генеральной Ассамблеи ООН главы США и РФ Барак Обама и Владимир Путин говорили только о силовых мерах. Международная площадка ООН была бы прекрасной возможностью с участием всех заинтересованных сторон - США, РФ, Франции, Саудовской Аравии, Ирана и других стран обсудить хотя бы контуры возможного переходного сирийского правительства. К сожалению, сейчас преобладает не политический, а силовой подход.

- Как в Турции отнеслись к военной операции РФ в Сирии?

- Практически все турецкие СМИ и турецкое правительство пока стремятся понять цели и задачи российской операции. Из-за большого количества дезинформации в зарубежных СМИ турецкие политики предпочитают пока присмотреться к происходящим процессам. В частности, различные иностранные источники сообщали о том, что удары наносят не по позициям ИГ, о жертвах среди мирного населения, неизбирательных атаках и пр. Потом эти сообщения частично опровергались. Близкие к политическим партиям турецкие СМИ констатируют только факты бомбежек. Россия стремительно начала боевую операцию. Несмотря на санкции и международное давление в связи с событиями в Украине, Москва за очень короткий срок стала важным игроком в Ближневосточном регионе. Бомбардировки российские ВВС начали почти сразу после встречи Путина с Обамой. Тут необходимо время для правильной оценки происходящих событий. В целом позиция Турции такова, что война должна вестись только с террористами ИГ. Анкара очень опасается авиаударов и ослабления вооруженной сирийской оппозиции - Сирийской свободной армии, которую поддерживает правительство Эрдогана. Пока Турция выжидает, наблюдает за ситуацией.

- Можно ли победить ИГ только авиаударами?

- ИГ невозможно победить без наземной операции. Но вопрос в том, кто будет воевать танками, артиллерией, пехотой против террористов. Пока с ИГ на земле воюют курдские отряды пешмерга, которым оказывается поддержка с воздуха. Также с ИГ воюют определенные военные формирования, которых подготовили США, Турция и другие страны по антитеррористической коалиции. Но этого недостаточно. Война отдельными вооруженными формированиями, не подчиненными авторитетному центральному командованию, не принесет успеха. Причем эти формирования должны будут принимать политические решения, которые с высокой долей вероятности будут отвергнуты правительством в Дамаске.

- В каком случае Россия все же пойдет на наземную боевую операцию? Скажем, если ИГ нанесет удар по российской военной базе в Тартусе…

- Россия не настроена на сухопутную операцию. Для России очень рискованно за тысячи километров вести наземную войну. Военная кампания СССР в Афганистане, США в Ираке, России в Чечне показала, что применение войск против асимметричных вооруженных формирований чревато большими внешними и внутренними политическими проблемами. Россия в условиях продолжающегося украинского кризиса и противоречивой ситуации на Ближнем Востоке не пойдет на риск сухопутной войны. В широком понимании военная акция России против ИГ не решит саму проблему терроризма в Сирии. Не представляю, какие должны произойти события, чтобы Москва решилась броситься в это болото и направить боевые части в Сирию. Для России достаточно будет решить какие-то конкретные, быстро достижимые цели. 

Что касается возможной атаки на российскую базу, то ИГ не стремится продвигаться на запад Сирии, террористы планируют укрепиться на уже захваченных территориях в центральной и северной частях Сирии. Но это не значит, что они не попытаются действовать традиционным методом - подрывом автомобилей со взрывчаткой, терактами в отношении российских объектов в Сирии и других странах. К примеру, ИГ проведены кровавые теракты в Турции. Конечно, спецслужбы могут в какой-то мере ограничить возможности таких акций. Но терроризм способен проникать через границы.


РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

576


Актуально