29 Марта 2024

Пятница, 18:30

РАЗБОРКИ ПОД ЗНАКОМ "РУСТАВИ-2"

Межпартийная борьба в Грузии будет обостряться в контексте дальнейшей внутри- и внешнеполитической стратегии Тбилиси

Автор:

24.11.2015

В последние недели наблюдается определенное обострение ситуации в Грузии. Между тем внутренние процессы в соседней и дружественной Азербайджану стране имеют ярко выраженную геополитическую подоплеку.

Ключевым субъектом внутригрузинской конфронтации стала популярная в стране телекомпания "Рустави-2". Всё началось с октябрьского решения городского суда Тбилиси об аресте имущества телекомпании "Сакартвело", которая владеет контрольным пакетом акций "Рустави-2". Причиной тому стал иск предпринимателя Кибара Халваши, потребовавшего возвратить ему долю в телекомпании, от которой он отказался в пользу государства еще в 2006 году под давлением, как он утверждает, тогдашнего руководства Грузии во главе с Михаилом Саакашвили. По решению суда была арестована и доля нынешних владельцев "Рустави-2", а также частично ограничена финансовая деятельность телекомпании. В первых числах ноября тот же городской суд назначил временных управляющих в "Рустави-2", коими стали основатель телекомпании Давид Двали и экс-директор конкурентного канала "Имеди" Реваз Сакеваришвили. Данный вердикт окончательно породил эффект разорвавшейся бомбы в ситуации вокруг "Рустави-2". Ника Гварамия, гендиректор телекомпании, полномочия которого приостановлены судом, охарактеризовал это решение как нарушение свободы слова и обвинил власти, ни много ни мало, в совершении государственного переворота. Поскольку, заявил он, "государственным переворотом является любой акт присвоения власти". Конкретизируя выдвинутое им обвинение, Гварамия назвал имя "присваивающего себе власть" экс-премьера, фактического лидера правящей в стране "Грузинской мечты" (ГМ) Бидзины Иванишвили.

Однако костер взаимных обвинений еще более разгорелся вследствие обнародования украинскими СМИ аудиозаписей разговоров экс-президента Грузии, а ныне губернатора Одесской области Украины Михаила Саакашвили с тем самым Никой Гварамия, с бывшим руководителем Совета национальной безопасности страны Гигой Бокерия, а также известной певицей Софо Нижарадзе. Аудиозаписи вызвали громкий скандал, поскольку в них шла речь о возможном развитии событий в случае, если конфликт между властями Грузии и телеканалом "Рустави-2" пойдет по силовому руслу. Саакашвили призывал устроить баррикады у входа в "Рустави-2" для того, чтобы "не пустить на территорию телекомпании спецназ". Оказание физического сопротивления властям, как говорит экс-президент в аудиозаписи, приведет к революции в Грузии.

В другой аудиозаписи экс-секретарь грузинского Совбеза Бокерия обещает Саакашвили подключить представителей их партии "Единое национальное движение" (ЕНД) к обороне "Рустави-2". Здесь уместно напомнить, что ранее СМИ распространили информацию о встрече Саакашвили и Бокерия 22 октября в стамбульском аэропорту, на которой они обсуждали план переворота в Грузии в ходе акций в поддержку опальной телекомпании. Наконец в аудиозаписи разговора между Саакашвили и Софо Нижарадзе экс-президент говорит о возможном начале кровопролития в Грузии. Впрочем, сама певица категорически опровергла подлинность этого "секретного материала".

Грузинские власти не замедлили приступить к расследованию дела о заговоре с целью насильственного свержения или захвата государственной власти. Президент Грузии Георгий Маргвелашвили заявил, что эпоха революционных сценариев в стране закончилась, а тот, кто планирует подобные процессы, полностью оторван от общества и политической реальности.

Однако один из ключевых фигурантов скандала - Ника Гварамия опроверг выводы властей о том, что телекомпания "Рустави-2" планировала смену власти путем революции. "Саакашвили - мой друг, - заявил он. - Его позиции мне интересны, но это не значит, что я согласен со всеми позициями".

От обвинений в подготовке "революционного переворота" открестилась и бывшая правящая партия - ЕНД. Лидер ее парламентской фракции Давид Бакрадзе заявил, что движение будет бороться за власть только в рамках закона. "Я хочу категорически заявить: мы не планировали, не планируем и не будем планировать никакого насилия. Наша задача - отправить домой это правительство законно, конституционно и путем мирных выборов", - сказал он.

Однако подобные заверения не убедили радикальную часть противников партии Саакашвили. Несколько офисов ЕНД в столичном Тбилиси и ряде других городов страны подверглись нападению. По мнению пострадавшей стороны, эти агрессивные акции осуществили группы молодежи, связанные с правящей ГМ.

Как бы там ни было, очевидно, что происходящее в Грузии предвещает острую межпартийную борьбу в ходе предстоящих осенью следующего года парламентских выборов. Не зря руководство "Рустави-2" утверждает, что наблюдаемые политические процессы в Грузии инициированы правящей силой с той целью, чтобы "закрыть телекомпанию до парламентских выборов 2016 года".

Судя по всему, именно ГМ и ЕНД будут главными участниками грядущего избирательного марафона, итоги которого предсказать чрезвычайно сложно. Особенно с учетом последних социсследований, свидетельствующих о том, что рейтинг бывшей правящей силы в Грузии чуть выше, чем у ГМ. И не потому, что ЕНД увеличила свой электорат, он как был, так и остался на уровне примерно 13-16%. А потому, что ГМ за последние несколько месяцев потеряла 13% своих сторонников и ее рейтинг снизился с 24 до 11%. Эти данные означают, что если бы парламентские выборы в Грузии состоялись сейчас, партия Саакашвили имела бы реальный шанс победить и вновь стать правящей силой. Таковы последствия для ГМ ее не совсем удачной экономической политики, а также некоторого разброда в правящем стане. Показатель последнего - нарастающие противоречия между президентом страны Георгием Маргвелашвили и премьером Ираклием Гарибашвили, с которыми, похоже, не в силах совладать сам "толкач" нынешних грузинских лидеров - Бидзина Иванишвили.

Уместно отметить в этой связи один примечательный момент - в разгар конфликта властей с телекомпанией "Рустави-2" глава правительства разразился с чрезмерно жесткой, даже оскорбительной критикой в адрес оппозиции и назвал ЕНД уголовной структурой. Первым ему возразил не кто иной, как президент Маргвелашвили, отметив, что заявления премьер-министра вместо того, чтобы разрядить ситуацию, еще больше осложняют ее.

Поэтому не исключено, что обострение отношений между Маргвелашвили и Гарибашвили будет одной из отличительных черт политического действа в Грузии в ближайшей перспективе.

Последние события в грузинской политике, разумеется, не связаны лишь с внутренними факторами. А потому перипетии борьбы вокруг влияния на телеканал "Рустави-2", разоблачительные аудиозаписи, в целом - подготовка к предстоящим спустя год парламентским выборам происходят на фоне мощного воздействия внешнеполитических факторов.

Прежде всего следует остановиться на взаимоотношениях Грузии и Украины, еще недавно представлявших собой почти абсолютно идиллическую картину. Ее, судя по всему, явно подпортил "трансфер" в украинскую политику грузинского экс-президента Михаила Саакашвили, состоявшийся, впрочем, без особого желания официального Тбилиси. Еще бы, ведь Михаил Саакашвили разыскивается на родине по четырем статьям УК, что грозит ему заключением на срок до 11 лет. Киев отказывается выдавать его Тбилиси, ссылаясь на политический характер преследования Саакашвили. И громкий скандал вокруг аудиозаписей, выявляющих тесную связь экс-президента Грузии с грузинской оппозицией и его намерение разжечь на родине новую "революцию", внесли еще один оттенок охлаждения в отношения между Киевом и Тбилиси.

Сразу после обнародования скандальных аудиозаписей президент Грузии Георгий Маргвелашвили заявил о недопустимости вмешательства "высокопоставленного чиновника зарубежного государства" во внутреннюю политику страны. МИД Грузии передал украинской стороне ноту протеста, также расценив призывы одесского губернатора как "вмешательство во внутренние дела Грузии, что недопустимо и не соответствует духу существующих между двумя странами дружественных и партнерских отношений". Премьер Грузии Ираклий Гарибашвили направил письмо президенту Украины Петру Порошенко, выразив беспокойство в связи с тем, что телефонные разговоры Михаила Саакашвили с бывшим руководителем Совета национальной безопасности Грузии и гендиректором "Рустави-2" содержат конкретные призывы к антигосударственным и насильственным действиям. Гарибашвили особо подчеркнул, что "подобные действия не соответствуют дружественным отношениям Грузии и Украины" и призвал главу Украины "заинтересоваться данным вопросом".

Еще резче выразила свою позицию министр обороны Грузии Тинатин Хидашели: "Я очень надеюсь, что Украина, наконец, объяснит нам: то, о чем говорит их губернатор, - это государственная позиция Украины либо заявление одного неполноценного человека?". А глава грузинского Минюста Тея Цулукиани, заявив о начале процедуры лишения Михаила Саакашвили гражданства Грузии, сообщила о получении официальной ноты Киева, в которой напоминается о том, что бывший грузинский президент имеет украинское гражданство. "Представить себе нельзя, чтобы в Грузии гражданин Украины занял высокий пост и при этом выступал с антиукраинскими заявлениями, - подчеркнула Тея Цулукиани. - Конечно, президент Украины и власть этой страны должны отреагировать".

Однако официальный Киев, по сути, не отреагировал на происходящее таким образом, чтобы грузинская сторона посчитала себя удовлетворенной от украинских разъяснений. Что и неудивительно, ведь сложившаяся ситуация - не столько продукт украино-грузинского диалога, сколько один из сюжетов продолжающегося противоборства между Россией и Западом на Южном Кавказе, одним из эпицентров которого является Грузия. Примечательно в этом смысле заявление Ники Гварамия об "открытом сотрудничестве" нынешних грузинских властей с российскими спецслужбами, так как "все эти записи добыты ФСБ".

В геополитическом контексте следует рассматривать и отношение западных кругов к ситуации вокруг близкого к Саакашвили телеканала. ОБСЕ и Госдепартамент США выразили обеспокоенность в связи с судебным процессом по делу о "Рустави-2". Американский посол в Грузии заявил, что попытка сменить правление телеканала имеет основательное политическое содержание. И заодно выразил "поддержку евроатлантических стремлений Грузии", фактически обозначив неприятие Вашингтоном некоторых пророссийских тенденций в нынешней политике официального Тбилиси.

Столкнувшись с мощным давлением со стороны Запада, грузинские власти вынуждены были сделать шаг назад в противостоянии с "Рустави-2". Тбилисский городской суд отменил свое прежнее решение и временно вернул полномочия гендиректора телеканала Нике Гварамия. Однако неправильно считать этот шаг стратегическим отступлением правительства "Грузинской мечты" и, тем более, сдачей позиций Михаилу Саакашвили и его "Единому национальному движению". Межпартийная борьба в Грузии будет и далее обостряться и, судя по всему, обеспечит весьма насыщенный фон предстоящим через год парламентским выборам, чрезвычайно значимым в контексте дальнейшей внутри- и внешнеполитической стратегии официального Тбилиси.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

487


Актуально