24 Апреля 2024

Среда, 04:03

ПРИЗРАК ЭКСТРЕМИЗМА

Представитель УМК в Грузии Айваз МАРДАНОВ: "Радикалы - угроза не только межконфессиональному согласию, но и политической стабильности Грузии"

Автор:

12.01.2016

Акт религиозного экстремизма, произошедший в селе Соганлыг грузинского региона Квемо-Картли, всколыхнул общественность страны. Молодой последователь салафитского течения ислама Рамин Исаев убил своего односельчанина Фикрета Ахмедова. Причиной инцидента стало интервью Ахмедова телеканалу "Имеди", в котором он выразил обеспокоенность распространением религиозного радикализма в Грузии. По поводу инцидента с заявлением выступили мусульманские религиозные организации Грузии, жители села провели акции простеста, грузинская прокуратура обещала провести тщательное расследование не только факта преступления, но и ситуации с религиозными течениями. О том, что в Грузии стремительно растет число исламских радикалов, специалисты, общественные деятели говорили давно. Убийство 23-летнего жителя Соганлыг в какой-то мере является результатом распространения деятельности общин, исповедующих нетерпимость и радикальные взгляды. О том, чем грозят эскалация внутриконфессиональной напряженности и рост сторонников экстремистских религиозных течений в Грузии, рассказывает представитель Управления мусульман Кавказа в Грузии, муфтий Айваз Марданов.

- Был ли какой-то другой, нерелигиозный мотив в произошедшем в селе Соганлыг преступлении?

- Все началось с попытки группы лиц, проповедующих радикальный ислам - салафитов, построить мечеть в селе, где почти все верующие традиционно проповедуют шиитское течение ислама. Это вызвало у верующих Соганлыг беспокойство, так как они опасаются проявления нетерпимости и пропаганды религиозного экстремизма со стороны ваххабитов. По их мнению, работа общины, пропагандирующая радикальные взгляды, приведет к конфликтам в этом селе, угрозе терроризма. К чему приводит радикализм, видно на примере терактов и насилия на Северном Кавказе, Ближнем Востоке. В связи с этим ваххабитам пришлось собираться на религиозные обряды в помещении рядом с недостроенной мечетью. Недавно репортеры телеканала "Имеди" снимали сюжет в Соганлыге о религиозной ситуации в этом селе. В этом репортаже выступил Фикрет Ахмедов. Я не видел его выступление, но, как сообщили жители села, Ахмедов выразил беспокойство тем, что в Грузии растет число радикальных исламистов, что представляет угрозу стабильности грузинского общества. Высказанное мнение не понравилось его знакомому, другу детства Рамину Исаеву, который присоединился к общине радикальных исламистов. Исаев вызвал Ахмедова на разговор, между ними произошла драка, во время которой последний получил ножевые ранения. Через два дня от полученных ран Ахмедов скончался. Никаких других мотивов в этом преступлении нет. Возмущенные этим преступлением сельчане провели митинг протеста с требованием обуздать религиозных радикалов, готовых на насилие в отношении верующих традиционных религиозных течений. В ответ ваххабиты начали угрожать и запугивать сельчан. Они посылают SMS с угрозами участникам митинга, всем людям, которые выразили протест в СМИ, предупредили на случай новых митингов. Ситуация в селе остается напряженной. 

- А что предпринимают государственные структуры, чтобы ситуация стабилизировалась?

- В связи с произошедшими событиями представительство Управления мусульман Кавказа и Управление мусульман Грузии обратились к правительству с призывом предпринять меры по обеспечению безопасности, свободы вероисповедания в регионе Квемо-Картли. Непосредственно религиозные структуры по мере возможностей ведут работу во всех городах компактного проживания азербайджанцев, чтобы оградить молодежь от влияния радикалов. Мы считаем, что это угроза не только внутриконфессиональному и межконфессиональному согласию, но и политической стабильности Грузии. В отличие от Армении, в Грузии живет много мусульман. И сюда различными путями проникает религиозный радикализм. В первую очередь это большая угроза в отношении азербайджанцев Грузии. Население Марнеули, Гардабани, Болниси и других городов однозначно не приемлет исламский радикализм. Спонсорами строительства мечети в Соганлыг были чеченцы. Кстати, 10 лет назад в Марнеули прибыл один арабский общественный деятель, который планировал по всему региону построить мечети. Было понятно, что кроется за этими планами арабского гостя, и тогдашний представитель УМК Али Алиев предпринял всевозможные меры, чтобы предотвратить распространение радикализма в нашем регионе. В связи с этим Али Алиев даже встретился с президентом Грузии. Уверен, что если бы не были предприняты эти шаги, регион Квемо-Картли был бы в руках сил, проповедующих религиозный экстремизм. 

Вместе с тем надо отметить, что немало общин ваххабитов в регионе Кахетия, городах Телави, Рустави, в Аджарии.

- Предпринимало ли правительство превентивные меры по этой проблеме?

- Некоторое время назад в социальной сети появилось видео грузинских боевиков, которые воюют на стороне террористов "Исламского государства" в Сирии и Ираке. На видео террорист Тархан Батирашвили (генерал "Рыжая борода", командующий северным фронтом ИГИЛ. - прим. R+) обещал, что они вернутся на родину и накажут религиозных деятелей из-за того, что они "ведут народ по неправильному пути" и что они "наведут порядок в Грузии". Это видео привело в действие грузинские правоохранительные органы. Полиция провела аресты среди родственников террористов, которые были связаны с радикальными организациями исламистов, во время обысков были изъяты немало огнестрельного оружия, флаги ИГИЛ и пр.

Были единичные случаи также, когда грузинские правоохранительные органы находили оружие у ваххабитов в городах и селах, населенных азербайджанцами. Инцидент в Соганлыг показал, как легко они идут на совершения насилия.

- Получается, что действия правительства в сфере предотвращения религиозного экстремизма были не столь эффективны? 

- Грузия небольшая страна и тут нетрудно выявить потенциальные угрозы. Но с точки зрения обеспечения прав и свобод правительство в затруднительном положении. На фоне усиленной евроинтеграции нелегко выдвигать обвинения касательно подозрений в радикальных религиозных взглядах и экстремистских планах. Определенную работу по обузданию возможностей религиозного экстремизма предпринял грузинский парламент. Были приняты законы об уголовной ответственности за участие в незаконных вооруженных формированиях за рубежом и пособничество терроризму. Но чисто с практической точки зрения правительство вынуждено быть особенно осторожным в таком чувствительном вопросе, как религиозные конфессии. Власти Грузии стремятся обеспечить право и свободу вероисповедания всем конфессиям, избежать каких-либо нарушений, дискриминации в этой сфере. Будучи православным государством, правительство проявляет особое внимание к созданию условий свободного вероисповедания для нацменьшинств. 

- В каком регионе Грузии наибольшее влияние ваххабитов?

- В селах Кахетии. Думаю, что в целом в Грузии распространение и влияние радикальных течений будут расти. Потому что пока нет адекватного противодействия в плане просветительской работы со стороны структур, проповедующих традиционный ислам. У мусульманских управлений Грузии немало своих организационных проблем.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

538


Актуально