25 Апреля 2024

Четверг, 04:33

ПОКУШЕНИЕ НА ИМИДЖ

Ойтун ОРХАН:"Теракт на площади Султанахмет был нацелен на такую важную сферу экономики, как туризм"

Автор:

19.01.2016

Как и год назад, в начале 2016-го Турцию потрясли чудовищные теракты, произошедшие на сей раз в Стамбуле - на площади Султанахмет и в провинции Диярбакыр. В ответ власти ввели комендантский час, армия проводит тщательную зачистку в городах юго-западного региона, где орудуют террористы ПКК. Одновременно турецкая армия совершила свыше 500 обстрелов из артиллерии и танков позиций ИГИЛ в Сирии и Ираке. Словом, как обещал премьер-министр Ахмет Давутоглу, Анкара начала беспощадную войну против всех, кто посягает на стабильность и безо-пасность Турции. О том, что происходит в братской стране, и стратегическом союзнике Азербайджана R+ рассказал эксперт турецкого Центра стратегических исследований Ближнего Востока (Ортадоьу Стратежик Араштыр-малар Меркези) Ойтун ОРХАН. 

- Как заявили турецкие власти, за терактом в Стамбуле стоит террористическая организация ИГИЛ. Каких конкретных целей хочет достичь ИГИЛ в Турции?   

- За последние полгода Турция усилила давление на "Исламское государство" по ряду важных направлений. Это вызвало жесткую антитурецкую риторику у лидеров джихадистов. Они дали понять, что отныне у членов ИГИЛ в Турции, как говорится, развязаны руки, и даже были слышны призывы к джихадистам "перейти к действию". Как отметил президент Турции, террористические акты, взрывы в Анкаре, Стамбуле являются местью ИГИЛ. Причем теракт на площади Султанахмет в Стамбуле был нацелен на такую важную сферу турецкой экономики, как туризм. Террористы стремились дискредитировать имидж Турции на международной арене.  

- Турецкая армия начала обстреливать позиции ИГИЛ из артиллерии и танков. Не повышает ли это вероятность сухопутной операции Турции в Сирии и Ираке? 

- По соглашению между Анкарой и Вашингтоном на севере Сирии планировалось создать зону безопасности, но этот план не был реализован в связи с кризисом в российско-турецких отношениях. Россия дала понять, что будет наносить удары по любым неправительственным вооруженным формированиям в этом регионе. Поэтому Турция приостановила также удары с воздуха по объектам ИГИЛ на севере Сирии. Но турецкая армия успешно ликвидирует базы террористов в 50-километровой зоне вдоль турецко-сирийской границы из дальнобойной артиллерии и ракет. Что касается Ирака, то там наряду с артиллерией в приграничной зоне могут быть задействованы турецкие военные базы в подконтрольных курдам иракских провинциях. На этих базах турецкие военные специалисты ведут подготовку иракских солдат. Находящиеся там танки и артиллерия также могут быть использованы против террористов. Очень важно, что без использования авиации можно успешно вести борьбу против джихадистов, которые в основном контролируют территории вдоль турецкой границы.      

- Что станет, если ИГИЛ ответит Турции ракетами?

- Если судить по имеющимся возможностям и тактике вооруженных формирований ИГИЛ, адекватный ответ со стороны террористов, обстрел турецкой территории маловероятны. ИГИЛ является прообразом "Аль-Каиды". У таких организаций есть излюбленная тактика ведения войны - взрывы террористов-смертников. Фронтальная атака на турецкую армию грозит ИГИЛ противостоянием с очень мощным противником. Естественно, в этом случае Турция предпримет все меры, чтобы нанести сокрушительный удар по террористам. 

- Может ли обстрел позиций ИГИЛ, ликвидация более 200 джихадистов вызвать расширение зоны активности террористов в Турции? Скажем, в Анталье, Средиземноморском регионе, где летом отдыхает много туристов? 

- У границ Турции в Сирии более пяти лет продолжается жестокая гражданская война. Результатом этой войны стало появление радикальных организаций, одной из которых является ИГИЛ. Понятно, что, проводя политику открытых дверей, Турция не могла не быть подвержена этой радикализации. Какими бы масштабными ни были меры по обеспечению безопасности, полностью перекрыть незаконные переходы  на границе невозможно. В то же время надо учесть, что ИГИЛ  - международная организация, в которую входят люди из 80 стран мира, в том числе граждане Турции. Постепенно они возвращаются обратно, и внутри страны турецкие силы безопасности все чаще пресекают попытки совершения терактов. Но всех терактов не предотвратишь. Пока не урегулирован сирийский конфликт, Турция будет находиться под высоким риском террористических угроз. У террористов есть намерение расширить географию террора, показать Турцию как страну, бессильную перед террористической угрозой. Вполне вероятно, что они выберут для себя цели в Анталье или каком-то другом туристическом регионе. Но турецкие службы безопасности постоянно усиливают, совершенствуют меры по предотвращению террористических актов. Думаю, что меры по предупреждению угроз будут совершенствоваться и в будущем, но гарантий полного исключения терактов нет. Это проблема не только Турции, как показали кровавые события в Париже, это проблема глобального характера. 

- В таком случае, сможет ли Турция обеспечить безопасность международных проектов, в которых участвует также Азербайджан: ТАНАП, Баку - Тбилиси - Эрзурум, Баку - Тбилиси - Карс и др.?

 - Тема обеспечения безопасности энергетических проектов широко обсуждается в Турции. Есть мнение, что внешние силы попытаются воспользоваться угрозой со стороны ИГИЛ и ПКК с тем, чтобы саботировать крупные международные энергетические проекты в Турции. Но в целом таким проектам особой, явной угрозы нет. По событиям в Ближневосточном регионе видно, что угроза международным энергетическим, коммуникационным проектам исходит в случае ослабления центральной власти. Пока центральная власть сильна, она может гарантировать безопасность международных транспортно-энергетических систем. На сегодняшний день в Турции действуют сильная центральная власть и мощные службы безопасности. Думаю, что в течение 1-2 месяцев ситуация в Восточной Анатолии будет взята полностью под контроль властей. Что касается других регионов страны, то возможности терактов предельно ограничены. Турецкие правоохранительные органы способны обеспечить максимальную безопасность работы всех международных проектов. 

- Как получилось, что в контролируемом турецкими спецслужбами регионе Диярбакыр ПКК сумела провести крупномасштабные теракты с использованием тонны взрывчатки? 

- Лидеры ПКК решили, что борьба с ИГИЛ ослабила Турцию и настало время создать собственное правительство в тех регионах, где сильны ячейки ПКК. В этом деле они использовали возможности и опыт сотрудничества с организациями сирийских курдов. ПКК стремится перенести опыт войны сирийских курдов на Турцию. Но успехи последних стали возможны лишь в связи с ослаблением позиций сирийского правительства. В Турции этих условий нет, поэтому ПКК надеется на ослабление власти в Анкаре в результате внешнего противостояния, в частности в борьбе с ИГИЛ. 

- Практически Турция воюет на два фронта: с ПКК и с ИГИЛ? 

- Да. К примеру, в Сурудже произошло убийство полицейского. В этом регионе турецкая армия одновременно бомбила как базы ПКК, так и позиции ИГИЛ в Сирии. В то же время ведется поддержка сирийской оппозиции, которая ведет войну с ИГИЛ.

- А как будут развиваться события на "третьем фронте" - политической конфронтации с Россией? 

- К сожалению, в 2016 году отношения между Турцией и Россией продолжат обостряться. Россия обещает оказывать всяческую поддержку курдским вооруженным формированиям в Сирии, обеспечить наступление сирийской армии и курдских вооруженных формирований и взять под контроль прилегающие к турецкой границе регионы. Тем самым Москва может нанести удар по жизненно важным областям для Анкары. Естественно, турецкое правительство сделает все, чтобы этот план не был осуществлен. Такое развитие событий грозит не только обострением политической напряженности между РФ и Турцией, но может даже привести к военному противостоянию c Москвой. Поступающие из России месседжи дают основание полагать, что Москва не намерена идти на снятие напряженности в отношениях с Анкарой. В таком случае конкуренция между нашими странами в регионе будет только нарастать.


РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

517


Актуально