20 Апреля 2024

Суббота, 04:40

ИРАН НА ПОРОГЕ НОВОЙ ЭПОХИ

Профессор Кадир ГОЛКАРИАН: "Снятие санкций можно оценить как поворотный момент в развитии иранского государства и народа"

Автор:

26.01.2016

Выполнение условий соглашения Ирана с "шестеркой" международных посредников по ядерной программе привело к снятию большинства санкций с ИРИ. Миру открывается страна с гигантским рынком. Уже сейчас крупнейшие компании готовятся к марш-броску в перспективную экономику Ирана. В Тегеране обещают не простое возвращение к досанкционному состоянию, а новую страну, новую эпоху, бум во всех основных отраслях иранской экономики. О том, каким будет Иран после санкций и изоляции, R+ побеседовал с иранским политологом, профессором Кадиром ГОЛКАРИАНОМ.

- Введенные в связи с иранской ядерной программой санкции окончательно ликвидированы. Какие ожидания у иранского народа? Некоторые медиа прогнозируют начало нового исторического периода в Иране.

- После продолжавшихся почти два года переговоров необоснованные санкции в отношении Ирана полностью сняты. Как известно, население Ирана с вводом эмбарго переживало значительные трудности. Несмотря на все ограничения, страна продолжала развиваться. Естественно, иранский народ возлагает большие надежды на снятие эмбарго. Думаю, что открывающиеся новые возможности в политической, экономической, торговой и других сферах будут сопровождаться социальным и культурным развитием. Ситуацию можно оценить как поворотный момент в развитии иранского государства и народа. В первую очередь позитивные результаты снятия санкций коснутся молодежи, которая составляет 43% населения Ирана. Это новые возможности в образовании, освоении технологий, науке, исследованиях и т.д. Население было уверено, что эмбарго, в конце концов, будет ликвидировано, причем эти санкции оказали негативное влияние также на экономику западных стран, и в том числе США.    

- В снятии санкций особая заслуга правительства Хасана Рухани, у которого имидж прагматичного политика. Может ли правительство пойти на внутриполитические перемены? К примеру, в вопросе обеспечения прав человека, преподавания азербайджанского языка, прав женщин, свободы слова и др.? 

- Еще во время избирательной кампании Рухани обещал сделать все возможное, чтобы санкции были сняты. Он обещал перевести вопрос об иранской ядерной программе из политической в правовую плоскость. Рухани сдержал данное слово. Хотя это было очень сложно осуществить.

Дело в том, что внутри Ирана этому противились радикалы и консерваторы, а в США - члены Республиканской партии. Против заключенного соглашения в рамках группы "5+1" были также Израиль и представляющее интерес этого государства политическое лобби AIPAK (American Israel Public Affairs Committee). Противниками соглашения с Ираном также были некоторые страны Ближнего Востока, которые видят в лице Ирана конкурента в регионе. 

Уникальность ситуации в том, что с 1979 года иранский народ был лишен, как говорится, спокойной жизни. Вначале были резкая поляризация и противостояние внутри страны, затем ирано-иракская война и, наконец, введение эмбарго. 

Благодаря осторожным и прагматичным действиям в отношении внутренних и внешних реакционных сил иранскому правительству удалось прийти к удачной развязке. Надо отметить, что ограничения во внешней политике тормозили проведение внутренних реформ и преобразований. В условиях мира и спокойствия правительство пойдет на необходимые реформы в правовой, культурной сферах, обеспечении прав этнических групп, женщин и свободы слова и пр. Нынешнее правительство понимает, что от решения этих вопросов зависит будущее развитие государства. Невозможно привести страну в соответствие с современными международными нормами без проведения этих реформ. Если правительство поставило цель превратить Иран в сильное и процветающее государство, оно должно выполнить законные требования и волю народа. В ином случае в отношениях между иранским народом и правительством произойдут неожиданные и очень нежелательные события. Сегодня иранская общественность понимает, что в современном мире политика, экономика, технологии, социальная жизнь стремительно меняются. Потерять один час - означает отстать на годы. Сегодня в ИРИ никто не желает, как муравей, упав со стены, вновь взбираться на эту стену. Проведение реформ - желание как населения, так и властей ИРИ. 

- Откроет ли Иран свой рынок иностранным инвестициям и как это повлияет на иранское общество? 

- Надо отметить, что за последние годы Объединенные Арабские Эмираты и Турция очень грамотно воспользовались введенными в отношении ИРИ ограничениями. В широком понимании они создали фундамент будущего экономического развития своих стран. Эмираты, создав мощный порт Джабел Али, привлекли в этот проект 700 крупных иранских компаний. Это 10% всех успешных иранских предприятий. Турция, создав свободную экономическую зону, привлекла 3500 иранских инвесторов. В марте 2010 года в связи с отключением иранских банков от системы SWIFT всем работающим в сфере торговли фирмам пришлось выбрать Турцию или ОАЭ. То есть нашим компаниям, чтобы получить прибыль, пришлось развивать экономику других стран. 

Тем временем потребности внутреннего рынка приходилось удовлетворять посредничеством зарубежных компаний, а это приводит к необоснованному удорожанию всего импорта. 

Сегодня ситуация коренным образом изменилась. Иран нуждается в $75-85 млрд. внутренних или иностранных инвестиций. Особенно иностранный капитал востребован в таких сферах, как энергетика, отельный бизнес, машиностроение, дорожное строительство и пр. Различные секторы экономики нуждаются в инвестициях. Сегодня цена на нефть ОПЕК приближается к $22 за баррель. А госбюджет Ирана рассчитан из стоимости нефти в $40. Если цены на нефть и дальше будут падать, бюджет ожидают определенные трудности. Пока дефицита здесь нет. Доходы от нефти составляют всего 25% госбюжета. Иран своевременно дифференцировал доходы госбюжета, что позволяет избежать проблем в связи с падением нефтяных цен. Надо отметить, что уже немало компаний из стран ЕС ведут переговоры об инвестировании в энергетический сектор и сферу автомобилестроения страны. Некоторые контракты уже подписаны. Как известно, Всемирный банк прогнозировал в этом году 5-процентный рост экономики Ирана. В настоящее время ожидаемый уровень иностранных инвестиций составляет $30-50 млрд. Если инвестиции не будут на ожидаемом уровне, Центробанк Ирана сможет использовать замороженные в финансовых структурах США $32 млрд. Ход событий позволяет ожидать, что с активизацией торговли повысится уровень социального обеспечения, снизятся безработица, инфляция, произойдут позитивные перемены в разных сферах жизни иранцев. 

- В Азербайджане есть опасения, что, выйдя из изоляции, Иран вернется к политике экспорта исламской революции… 

 - Исламская революция в Иране не была каким-то локальным событием. В частности, после распада СССР в мире произошли фундаментальные изменения в борьбе идеологий. В регионе Центральной Азии на место столкновений идеологий коммунизма и капитализма пришло противостояние идеологий ислама и империализма. До сих пор в мусульманских странах есть опасения, что в их страну извне будет привнесена исламская революция. Думаю, что этот страх культивируют страны, которые проводят в регионе империалистическую политику. Сегодня распространение терроризма, насилия является результатом этой идеологической борьбы и страха.   

Давление на исламский мир ведется посредством политики исламофобии, стремления устрашить людей исламом и мусульманами. По моему мнению, трагические события в регионе, терроризм - это попытка оказать давление на Иран и предотвратить возможность исламской революции в других странах. ИРИ не раз заявляла, что категорически против вмешательства во внутренние дела других стран. Думаю, что иранское государство согласовало свою внешнюю политику с мировой политикой и отказалось от приоритета экспорта исламской революции. Однако надо учесть, что Иран готов оказать поддержку любому народу, который пожелает воспользоваться иранским опытом исламской революции и соответствующими достижениями в политико-социальной, культурной жизни страны. Естественно, это не может происходить насильственным путем, вмешательством извне, а может быть только независимым, осознанным решением народа этой страны. 

- Между ИРИ и Азербайджаном был период похолодания отношений. Иран считал угрозой сотрудничество Азербайджана с США и Израилем, а Азербайджан недоволен поддержкой Ираном агрессора Армении. Какой будет нынешняя политика Ирана в регионе Южного Кавказа?

- Прежде всего хочу отметить, что по многим вопросам точки зрения Ирана и Азербайджана совпадают. Но даже имея общую точку зрения, у каждой страны могут быть свои национальные интересы. Совсем недавно мы стали свидетелями противоречий в позициях к иранской ядерной программе между такими близкими союзниками, как США и Израиль. Вполне нормально, что порой между ИРИ и Азербайджаном появляются противоречия. Действительно Тегеран выражал обеспокоенность возможностью использования Азербайджана в качестве плацдарма в каких-то планах против ИРИ. Каждое государство вправе по своему усмотрению строить отношения с другими странами. Если эти отношения не представляют угрозу другим странам, то все претензии тут безосновательны. Сотрудничество между Азербайджаном и Израилем может быть на любом уровне. Только в этом случае можно говорить о нарушении международных норм добрососедства, если в результате этого сотрудничества появляется угроза безопасности Ирана. То же самое можно сказать об отношениях Ирана и Армении. Если эти отношения не угрожают безопасности Азербайджана, то нет оснований для беспокойства в Баку. Таковы принципы норм и правил международных отношений. 

- Эксперты прогнозируют, что выход Ирана на нефтяной рынок приведет к еще большему падению цен на нефть…

 - В связи с эмбарго Иран был несколько лет лишен возможности выхода на международный нефтяной рынок. Сейчас ИРИ получила возможность продать дополнительно до 500 тыс. баррелей нефти. Естественно, это приведет к снижению мировых цен на нефть. Тут надо отметить, что на сегодняшний день падение мировых цен на нефть является результатом политики крупнейших экспортеров: Саудовской Аравии и других арабских государств. В данное время политика этих стран направлена на снижение цен на нефть с тем, чтобы вызвать в Иране финансово-экономический кризис. Но от этой же политики страдают сами саудовцы, у которых $100 млрд. бюджетного дефицита, там проведено беспрецедентное повышение цен на бензин. Думаю, что это падение цен временное явление. Через некоторое время наряду с ОПЕК Россия, Норвегия и США стабилизируют цены на мировом нефтяном рынке. В целом же формирование цен на мировом рынке нефти прежде всего зависит от арабских государств Персидского залива.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

545


Актуально