18 Апреля 2024

Четверг, 22:00

ФАБРИКА СМЕРТИ

Для устранения террористической угрозы по всему миру необходим мир в Сирии

Автор:

01.04.2016

В марте гражданской войне в Сирии исполнилось ровно пять лет. Можно долго говорить о причинах начала этого страшного периода в жизни данного государства - "арабская весна", выступления оппозиции, сильнейшая засуха, вмешательство извне, но сути это ничего не меняет и черный юбилей отмечен жизнями почти 250 тыс. человек, десятками разрушенных архитектурных памятников, миллионами беженцев. По данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, 6,6 млн. граждан стали внутренне перемещенными лицами, а 4,8 млн. покинули страну. 

Бегство жителей Сирии из родных домов ускорилось с появлением на территории республики террористической группировки "Исламское государство". Большинство беженцев сумели обосноваться в соседних странах - Иордании, Турции, Ливане, но сотни тысяч решили любыми способами прорываться в Европу, что спровоцировало сильнейший миграционный кризис. Старый Свет, поначалу широко распахнувший двери для гостей из Ближнего Востока, со временем стал понимать, что ему тяжело будет "переварить" такое число чужаков. Ситуацию сильно усугубило то, что под видом беженцев в ЕС стали проникать и боевики различных террористических группировок, в основном ИГ. Как отмечало агентство АР со ссылкой на данные спецслужб, ИГ направило в Европу около 400 боевиков, которые сбиты в автономные ячейки и должны выбрать место, время и способ для террористической атаки. Кроме того, часть мигрантской молодежи, уже успевшей осесть в странах Европы, стала пользоваться "дорогой беженцев" для обучения, приобретения военного опыта в Сирии и Ираке и возвращения обратно. Как напоминает телерадиокомпания DW, в 2015 году джихадисты Реда Хаме и Николя Моро, задержанные французскими спецслужбами, предупреждали о том, что ИГ готовит теракты. Эти исламисты прошли подготовку в лагерях ИГ в Сирии и вернулись во Францию, а свой опыт в САР называли "настоящей фабрикой" по подготовке террористов для проникновения в Европу. Именно такой след имели Парижские теракты 13 ноября 2015 года, унесшие жизни 130 человек, а также теракты, прогремевшие совсем недавно, - 22 марта в Брюсселе в аэропорту Завентем и на станции метро "Маальбек", в результате чего погибли 35 человек (граждане Великобритании, Италии, Китая, Нидерландов, Франции, Германии, Швеции и США) и еще 250 пострадали.

Брюссельский и парижский теракты вообще оказались тесно связаны. Моленбек - мигрантский квартал и место, где прятался Салах Абдеслам, организатор парижских терактов, и где его задержали 18 марта. По данным бельгийских СМИ, террористы на самом деле хотели устроить взрывы не 22 марта, а 28-го - на католическую Пасху, но арест Абдеслама спутал им карты и заставил выступить раньше. 

Теракты в Брюсселе по числу жертв оказались не такими масштабными, как парижские, но они нанесли огромный моральный урон, ведь удар был нанесен по самому сердцу Европы, туда, где расположены институты ЕС, и впервые по европейскому аэропорту. Хотя, возможно, планы у террористов были масштабнее - местная АЭС. 

Серьезный удар получил и имидж европейских служб безопасности, которые не смогли предупредить взрывы, хотя, как выясняется, почти все смертники и подозреваемые до этого имели проблемы с законом, но почему-то были выпущены из поля зрения. Как минимум один из убийц жил в Бельгии по поддельному паспорту. Более того, по сведениям турецких СМИ, официальная Анкара, оказывается, предупреждала бельгийских коллег о неблагонадежности одного из вероятных смертников - в июне прошлого года он был задержан недалеко от турецко-сирийской границы и депортирован в Нидерланды. Спецслужбы долго искали Абдеслама, который вовсе не прятался где-нибудь в Альпах, а находился у них практически под носом, в так называемом мигрантском квартале Брюсселя - Моленбеке. 

И эта проблема не только бельгийская. Свои "моленбеки" есть во многих европейских столицах (Скарбек под Брюсселем, Сен-Дени в окрестностях Парижа, Нойкёльн в черте Берлина, Ринкебю и Хусбю в Стокгольме, Тингбьерг в Копенгагене и др.) - и везде местная полиция старается там не появляться, потому что слишком опасно, да и вообще чревато социальными выступлениями. Все помнят мигрантские беспорядки во Франции 2005 года, спровоцированные гибелью двух подростков-мигрантов, которых преследовали полицейские. Кстати, образовались многие мигрантские кварталы уже давно, и европейцы рассматривали это как неизбежную расплату за свое колониальное прошлое. Мигранты, давно получившие бельгийские паспорта и пособия, жили своими коммунами, не лезли во власть, голосовали за определенные партии, и всех все устраивало. Но тогда еще не было такого потока беженцев в Европу, Сирия была мирным государством, а ИГ в нынешней его форме еще не существовало. Сейчас же среди всех европейских стран в Бельгии на душу населения самое высокое число боевиков, которые едут воевать в Сирию. И Франция, пострадавшая в ноябре прошлого года, от своей соседки не особо отстает. 

То есть немалое расстояние до Сирии и Ирака Европе не помогает - проблема терроризма шагнула к европейцам домой, и понятно, что устранить эту угрозу они уже не в состоянии только с помощью своих спецслужб. К сожалению, не помогут и традиционные европейские ценности, такие, как, например, толерантность. Не поможет окрашивание архитектурных европейских символов или аватарок в социальных сетях в цвета флагов пострадавших стран. Как не помогут различные марши неравнодушных граждан, тем более что в Бельгии марш против страха, который намеревались провести местные жители в знак солидарности с жертвами терроризма, отменили из соображений безопасности. То есть марш против страха отменили из-за страха. Увы, путь только один. Чтобы европейцев не взрывали у них дома - в их театрах, аэропортах, стадионах и кафе, нужно уничтожить терроризм на Ближнем Востоке. Но для этого, самое малое, нужен гражданский мир в Сирии.  

С 27 февраля в САР по инициативе России и США действует соглашение о прекращении огня. Большие усилия были приложены в формате Международной группы поддержки Сирии. Но главные надежды возлагаются, конечно, на пока непрямые межсирийские переговоры, которые проходили в Женеве с 14 по 24 марта. Спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура поочередно встречался и с представителями Дамаска, и с различными группами оппозиции, которая, как отмечают наблюдатели, была представлена достаточно широко. В итоге удалось выработать некое подобие общей позиции сторон. Дальше речь пойдет о конкретных условиях политического перехода власти, о новой конституции. 

И вот тут начинается самое интересное и самое сложное. Казалось бы, с решением России о выводе своих основных сил из Сирии позиции Асада на переговорах должны были пошатнуться. Также высказывалось мнение, что в ходе наступления на Алеппо будто бы стало ясно, насколько сирийская армия ограничена в своих возможностях. Но через несколько дней после завершения очередного раунда женевских переговоров сирийская армия при поддержке оставшейся российской авиации освободила древний город Пальмиру, который боевики ИГ взяли под контроль еще в мае прошлого года. Это первое столь крупное поражение ИГ за более чем два года, конечно, имеет большое символическое значение, не говоря уже о "рекламной кампании" Асаду и Москве.  

На этом фоне торг за будущее Сирии продолжается. В Москву в начале марта наведывался директор ЦРУ Джон Бреннан, а в конце месяца приехал госсекретарь Джон Керри. Его визит сопровождался загадочным красным чемоданчиком (в котором были то ли ценные сведения, то ли подарок, то ли "деньги для торга", как пошутил Путин, то ли некий компромат, как подозревают в российских соцсетях), загадочными шутками и намеками сторон. Чем обернется эта встреча, покажет ближайшее будущее, но сразу же после четырехчасовых переговоров с Путиным и Лавровым глава американского внешнеполитического ведомства отметил, что сотрудничество Москвы и Вашингтона привело к серьезным результатам в разрешении сирийского кризиса. Путин ответил, что всеми успехами, которых Россия достигла в Сирии, она обязана позиции США. Такое "кукушка хвалит петуха" в разговоре Москвы и Вашингтона на данной стадии их "холодных" отношений не может не настораживать. Между двумя странами сохраняются главные разногласия в вопросе о будущем Сирии, и основное из них - судьба Башара Асада. Так, пресс-секретарь Госдепартамента США Джон Кирби уже по итогам визита Керри в Москву заявил, что сирийская армия под его командованием не может принести Сирии мир. Далее переговоры вовлеченных в сирийский конфликт сторон продолжились в Вашингтоне во время встречи главы Госдепа США Джона Керри с министром иностранных дел Турции Мовлютом Чавушоглу. Практически в это же время ситуацию в Сирии обсудили по телефону президенты России и Ирана Владимир Путин и Хасан Рухани.

Как минимум сторонам еще предстоит решить так называемый "курдский вопрос" - курды не были представлены на переговорах в Женеве, но остаются значительной силой внутри страны, с которой трудно не считаться. Как пишет WSJ, после брюссельских взрывов США усилили давление на Турцию, чтобы перекрыть последний коридор, используемый ИГ для выхода из Сирии через Турцию с беженцами, силами именно курдских бойцов. В СМИ появлялись сообщения, что в так называемом Сирийском Курдистане идет активное создание американских военных объектов. Это вполне логично. США нужен "выход из Сирии и региона", если прибрежные районы будут под контролем Асада и России, а этот сценарий уже фактически реализован. Но такой расклад вряд ли устроит Иран и уж тем более Турцию, которая на переговорах с ЕС по поводу мигрантов настаивала на создании на севере Сирии "безопасной зоны" - укрытия для беженцев из зон боевых действий и базы для дружественных сил оппозиции, не связанной с ИГ и другими террористическими группировками. 

Одновременно стало известно, что иракские военные при поддержке самолетов международной коалиции под руководством США начали долгожданную операцию по возвращению захваченного почти два года назад боевиками ИГ города Мосула - второго по величине города Ирака, находящегося в 360 км от столицы Багдада. Как в Сирии, так и в Ираке террористы теряют территории, контрольные пункты и источники финансирования. Это не может не радовать, но наблюдатели предупреждают: поражения могут подтолкнуть боевиков к совершению новых терактов и где они прогремят, спрогнозировать трудно. Телеканал Sky news со ссылкой на источники в разведслужбах сообщает, что ИГ разработало планы по совершению терактов против еврейских школ, детских садов и молодежных центров в Турции. Наиболее вероятной целью террористов является синагога в стамбульском районе Бейоглу, при которой работают школа и культурный центр. Ранее проходила информация о возможной угрозе терактов в США. 

Война продолжается, и, к сожалению, новые жертвы, наверное, неизбежны. Но, похоже, у мирового сообщества, каким бы разобщенным оно ни было, нет иного выхода, чтобы хоть как-то договориться по Сирии и начать разбираться с терроризмом на Ближнем Востоке вплотную. Только так его можно победить и в других частях света.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

383


Актуально