18 Апреля 2024

Четверг, 04:23

С МЕЧТОЙ О РЕБЕНКЕ

В Азербайджане в ближайшее время будет принят закон "О репродуктивном здоровье", который должен устраивать всех

Автор:

01.05.2016

Вот уже несколько лет в Милли меджлисе обсуждается проект закона о репродуктивном здоровье. Главные его пункты, вызывающие весьма неоднозначные, а зачастую и полярные мнения в обществе, - вопросы искусственного оплодотворения и суррогатного материнства. Это разделение позиций по законопроекту, несмотря на то, что он уже несколько раз выдвигался на обсуждение, и мешает прийти к общему знаменателю и определить законодательную базу для частично существующих практик. Главными противниками проекта выступают чиновники, основными постулатами в риторике которых являются сохранение национальных ценностей и следование менталитету, а также религиозные деятели. 

 

Не все идут на усыновление

В целом в мире законы о репродуктивном здоровье приняты в 140 странах. При этом преимущественно это западные и европейские страны. В мусульманских странах, включая Турцию и Иран, такой закон вообще не выдвигался, так как считается, что он противоречит исламской культуре. Но при всем этом в этих странах, в частности в Турции, в центрах планирования семьи за счет государства раздаются средства контрацепции, проводится просветительская работа. В нашей стране эти темы в силу "менталитета" все еще считаются табуированными, так как "не соответствуют национальным ценностям". При этом статистика абортов и бесплодия в Азербайджане угрожающая. Уровень бесплодия в стране составляет 13% - угрожающая ситуация формируется уже при 15%. По статистике на 2014 год, в Азербайджане зарегистрировано более 27 тысяч абортов, при этом немалый процент среди них - более тысячи - аборты среди молодых девочек 15-19 лет. При осуществлении и проведении грамотной политики просвещения, обусловленной законодательной базой, такие факты можно было бы предотвратить.

Э.А. (имя изменено) в течение ряда лет безуспешно пыталась завести ребенка. После продолжительного и дорогостоящего лечения врачи заявили, что единственный путь - это экстракорпоральное оплодотворение. "В процессе лечения мне пришлось проходить множество неприятных и болезненных процедур, - говорит наша героиня, - к тому же сама процедура ЭКО тоже непростая и дорогая. На тот момент нам озвучили сумму от 2 до 6 тысяч манатов. Если учесть, что не всегда ЭКО бывает успешным с первого раза, значит, на возможность стать матерью пришлось бы потратить порядка 10-15 тысяч манатов". 

Наша героиня не пошла на этот шаг, предпочтя усыновление ребенка. Но известно, что и процедура усыновления у нас весьма сложная. "К самому закону об усыновлении у меня претензий нет, - говорит Э.А. - Да, процедура длительная, нужно собрать много документов, но она справедливая. К примеру, учитываются состояние семьи, материальный достаток, здоровье обоих потенциальных родителей. Понятно, что и генетические родители могут иметь какие-либо заболевания, но если у человека болезнь, несущая потенциальную угрозу его жизни или нормальному функционированию, то таким людям давать ребенка на усыновление, мягко говоря, неосмотрительно". Положительные отзывы получили и представители исполнительной власти, в ведении которых находится первичный сбор документов для усыновления: "Все необходимые действия были проведены своевременно, документы подготовили аккуратно и выдали в срок". Проблемы начались на стадии следующей инстанции (которой оказалось Министерство здравоохранения). "Здесь нам пришлось столкнуться с бюрократией, которая продлилась еще год. Только после этого нас взяли на учет. Пришлось писать жалобы, обивать пороги. Нам повезло, мы смогли удочерить девочку всего через год после постановки на учет, но есть люди, которые ждут в очереди по 4-5 лет", - делится наша героиня. 

Самым примечательным в этом является несоответствие предоставляемой информации. "Мы обращались в Дом малютки, - говорит она, - нам сказали, что у них есть примерно 200 детей. Но, по информации здравоохранительного учреждения, у них в наличии было всего 4-5 детей, а очередь очень большая. Это рождает множество вопросов в прозрачности".

Понятно, что не каждая семья, не способная самостоятельно завести ребенка, может сделать такой выбор. Если для женщины инстинкт материнства естественен, то для мужчин воспитание не своего ребенка может оказаться серьезным испытанием. То же относится и к необходимости использовать стороннего донора в вопросе искусственного оплодотворения. Что, собственно, и является одним из аргументов, выдвигаемых противниками закона. 

Впрочем, заместитель председателя Комитета по социальной политике Милли меджлиса Муса Гулиев в беседе с R+ заметил, что у подавляющего большинства (99%) людей, нуждающихся в искусственном оплодотворении, нет нужды в доноре, а оставшийся 1% не окажет существенного влияния на социум. 

      

Суррогатное материнство

К слову, в Азербайджане некогда существовал и банк спермы. Под законодательную базу его существование подведено не было, но и незаконной его деятельность не считалась. И даже несмотря на это, за все годы существования очень малое количество людей воспользовались им, возможно, будучи не в силах преодолеть предубеждения. Судя по всему, и суррогатному материнству не стать угрозой для общества, как это предрекают противники законопроекта. Как говорит наша респондентка, сама бы она никогда не выбрала для себя суррогатное материнство как способ завести ребенка: "Я понимаю, что это наши собственные клетки. Но ведь материнство - это не только клетки. Эта женщина девять месяцев будет вынашивать плод, где гарантия, что у нее не проснутся материнские чувства и она не откажется отдать ребенка?". По словам нашей героини, в любом случае это выбор семьи, выбор матери, но она сама не смогла бы растить ребенка, зная, что есть женщина, по факту биологическая мать, которая может узнать о том, где ее ребенок. По той же причине многие не считают возможным, как рекомендуют некоторые чиновники, брать на воспитание ребенка из семьи родственников: "Мало того, что я постоянно буду знать, что это ребенок моего родственника, так я еще буду с ним в постоянном или периодическом контакте. Дискомфорта при этом не избежать".

Так или иначе, этическая сторона суррогатного материнства до сих пор предмет для обсуждений и даже судов в ряде стран. Поэтому при существовании такого факта, а также передачи своего ребенка на воспитание родственникам необходимо государственное регулирование, чтобы обезопасить все стороны. По словам Мусы Гулиева, по большей части проблема суррогатного материнства не медицинская, а юридическая. Могут возникнуть вопросы со статусом суррогатной матери, с возможностью возникновения проблем в ее здоровье в результате вынашивания ребенка и т.д. 

Руководитель Общественного объединения помощи женщинам "Тямиз дюнья" Мехрибан Зейналова также высказывается против суррогатного материнства: "Это может привести к очень нелицеприятным фактам, вплоть до криминала. Могут начаться злоупотребления, которые приведут к новому этапу торговли людьми". 

 

Причины неоднозначности

Конечно, закон о репродуктивном здоровье не может обойти и вопрос о доступности искусственного оплодотворения для всех слоев населения. Обсуждался также вопрос об оказании репродуктивной поддержки малоимущим семьям за счет государства. 

Муса Гулиев: "Это очень серьезная проблема, но я думаю, что и она найдет свое решение. В частности, этому может помочь внедрение медицинского страхования". В целом, по словам депутата, главная причина задержки внедрения законопроекта - это то, что многие чиновники не вполне представляют себе его суть и формируется превратное мнение: "Искусственное оплодотворение - это результат внедрения самых современных медицинских технологий. Но некоторые считают, что рождение ребенка таким путем противоречит исламу. На это могу сказать, что в строго мусульманском Иране давно внедрены и успешно проводятся такие медицинские процедуры. Обычные люди делают многое из того, что запрещено религией - курят, употребляют алкоголь и пр. Почему же в таком случае, лояльно относясь к таким негативным вопросам, мы должны слепо опираться на духовный аспект в вопросах репродуктивного здоровья и планирования семьи, при том, что ЭКО может дать надежду многим семьям иметь долгожданных детей". 

Как говорит депутат, в любом случае закон рассчитан на людей, которые хотят детей, но не могут произвести их на свет. Этот закон не принудителен, никто никого не заставляет им пользоваться. Главная его цель - уменьшить бесплодие и препятствовать таким образом развалу семей. 

Что касается позиции религиозных деятелей, то она в данном вопросе часто бывает однозначно негативной по всем пунктам. Теолог, доктор философских наук Гаджи Агиль Ширин комментирует нам ситуацию так: "В исламе можно иметь ребенка только в рамках семьи. То есть мужчина не может иметь ребенка от женщины, которая не является его женой. Поэтому отношение к суррогатному материнству, равно как и к суррогатному отцовству, то есть в случаях, когда используется сторонний донор-мужчина, у всех религиозных деятелей однозначное. По поводу искусственного оплодотворения могу сказать, что оно допустимо опять-таки, если соблюдается условие, что используются клетки обоих супругов. В этом случае, если зачатие обычным путем невозможно, его осуществляют в медицинских, лабораторных условиях. Ничего противоестественного и противоречащего религии здесь нет". Теолог отмечает, что мы живем в светском государстве, где религия отделена, поэтому строгие исламские предписания не являются непременным условием для запрета, но позиция ислама в этом вопросе определена. 

 

Медицинский аспект

Врач-гинеколог Нармина Аскерова проясняет ситуацию: "Определимся с тем, что такое бесплодие. Это неспособность пары в течение года при регулярной половой жизни без предохранения иметь ребенка. Различают первичное бесплодие, когда у женщины, ведущей половую жизнь, беременность не наступала ни разу (включая внематочную, замершую, завершившуюся абортом и т.д.), и вторичное - когда беременность уже была (неоднократная, были роды, аборты и т.д., но сейчас женщина не может забеременеть). 

По статистике в мире примерно 5% бесплодных пар. Цифра эта    условна и варьируется, в зависимости от страны и региона, в пределах 2-6%. К примеру, в странах Африки и Южной Америки эти показатели крайне низки". Врач признает, что в своей практике нередко встречается с диагнозом бесплодие. "В мире причины бесплодия сейчас примерно делятся поровну: 50% - у мужчин, 50% - у женщин. С учетом своей практики могу сказать, что у нас это разделение составляет примерно 30% на 70% или 40% на 60% - в сторону увеличения женщин". Причин у женского бесплодия целый спектр. 

"В своей практике я несколько раз рекомендовала пациентам сделать ЭКО, - говорит Нармина ханым. - Хотя эффективность первой процедуры составляет примерно 30-40%, все же большая часть процедур проходила успешно". Противопоказания у ЭКО, по словам врача, такие же, как и для естественной беременности, - тяжелые хронические заболевания, острые заболевания, препятствующие нормальному вынашиванию беременности. 

По поводу возможного запрета на ЭКО Нармина ханым высказывается так: "Не могу понять, кому может быть нужно запрещать искусственное оплодотворение. Тысячи семей не могут завести ребенка, а искусственное оплодотворение дарит им шанс его обрести". 

Другой врач-гинеколог рассказывает: "Большая часть моих пациентов страдает от воспалительных заболеваний мочеполовой системы. Бесплодие чаще встречается у женщин после 30 лет. Немало случаев мужского бесплодия. По поводу ЭКО обращаются в основном женщины позднего репродуктивного возраста, у которых гормональная система уже не позволяет нормально зачать ребенка. Чаще это женщины возраста после 38 лет". Врач считает, что это связано с тем, что женщины поздно выходят замуж. Поскольку поздние роды связаны с рисками для здоровья, врач полагает, что запрет ЭКО не приведет к каким-то критическим ситуациям в социуме: "С одной стороны, это, может быть, и неплохо, так как природа защищает нас от рождения больных детей, с плохим генетическим фондом. В основном дети не получаются у тех пар, где есть наследственные заболевания как с отцовской, так и материнской стороны". Впрочем, врач отмечает, что если ЭКО не будут делать у нас, то те, кто может себе это позволить, будут ездить за границу. 

Что касается положения с суррогатным материнством, то гинеколог в данном случае высказывается в его пользу: "Было бы неплохо, если бы такая возможность существовала и у нас. Так как есть женщины, которые по состоянию здоровья физически не могут выносить и родить здорового ребенка. Такие женщины либо разводятся, либо находят себе суррогатную мать или покупают в Иране донорскую яйцеклетку, но такое могут позволить себе немногие. Многие просто лишаются семьи". 

Как сообщается в одной из бакинских клиник, ежемесячно не менее 90-100 человек проходят процедуру искусственного оплодотворения. Стоимость процедуры варьируется от 1700 до 2500 манатов. Требуется еще примерно 1300 манатов на дополнительные анализы и процедуры. 

Даже несмотря на то, что первая процедура может оказаться неуспешной, а последующие требуют дополнительных финансовых вливаний, желающих меньше не становится. Для проведения данной процедуры нужны профессионалы высшей квалификации. Отметим, что еще в прошлом году при учебной медицинской клинике Азгосмедуниверситета планировалось создание отдела, в котором будут проводиться операции по искусственному оплодотворению. 

Напомним, что на нынешнем этапе в Азербайджане завершается работа над новым проектом закона "О репродуктивном здоровье". От трех госструктур и Управления мусульман Кавказа уже получены заключения по этому проекту - работа над новым законопроектом почти завершена, статьи, вызывающие недовольство, уже согласованы. В ближайшее время законопроект будет представлен на обсуждение Комитета по вопросам здравоохранения, а затем на рассмотрение пленарного заседания парламента.


РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

400


Актуально