19 Апреля 2024

Пятница, 07:39

ЗАМОРОЗКА НЕ ПРОШЛА

К каким результатам может привести провал переговоров нефтедобывающих стран в Дохе?

Автор:

01.05.2016

Нефтяной рынок постепенно, но главное, уже стабильно приходит в оживление. Цены на нефть обосновались в пределах $40-45 за баррель, стремясь порой и к новой высоте в полсотни долларов. Причем подорвать этот позитивный тренд не смог и провал переговоров стран ОПЕК и не входящих в картель нефтедобывающих государств по заморозке уровня добычи нефти, прошедших в середине апреля в Дохе. 

Идею заморозки добычи активно продвигали Венесуэла и Россия, а в феврале предварительное согласие дали Саудовская Аравия и Катар. Правда, большинство аналитиков интересовали, в первую очередь, позиция Ирана, который после отмены санкций активно наращивает добычу и экспорт нефти, а также США со своей сланцевой нефтью, неконтролируемый рост добычи которой и стал одним из основных факторов обвала цен. Хотя обе страны поддержали идею заморозки, но присоединяться к ней отнюдь не спешили. В итоге до финального раунда переговоров было получено согласие 18 нефтедобывающих стран мира, в числе которых 11 стран ОПЕК (за исключением Ирана и Ливии). 

Детали предстоящего соглашения раскрыл ТАСС за день до предполагаемого соглашения министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев. По его словам, проект соглашения предусматривает заморозку добычи до октября на уровне января 2016 года. "Это джентльменское соглашение, где все страны понимают, что соблюдение установленной нормы добычи отвечает общим интересам. В нем не предусматриваются механизмы контроля, каждая страна должна сама следить за его выполнением", - сказал Алиев, отметив, что Азербайджан готов присоединиться к соглашению.

Министр энергетики добавил, что после успешного подписания соглашения цена на нефть будет медленно и поступательно двигаться к уровню $50 за баррель к концу 2016 года. 

И когда практически все ждали чисто формального утверждения уже согласованного документа, подписание сорвалось. 

Министр энергетики России Александр Новак возложил вину за срыв соглашения на арабские монархии, выдвинувшие дополнительные требования: "У нас нет задачи, чтобы все 100% экспортеров нефти участвовали в сделке, кто хочет - те и присоединяются. Требовать присоединять всех - это не совсем корректно и не совсем целесообразно", - объяснил Новак, намекая на требование Саудовской Аравии присоединить к заморозке Иран. По сведениям Financial Times, роковой звонок министру нефти королевства Али аль-Наими с требованием отказаться от заморозки сделал второй наследный принц и министр обороны Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман. 

Позицию арабских монархий озвучил в Дохе министр энергетики Катара Мухаммед ибн Салех аль-Сада: "Заморозка добычи могла бы быть определенно более эффективной, если бы крупнейшие добытчики из ОПЕК, как Иран и другие, а также страны, не входящие в ОПЕК, были бы включены в соглашение. Это помогло бы ускорить балансировку рынка". 

В итоге заморозку решили отложить до лета, чтобы предварительно рассмотреть вопрос в июне на саммите ОПЕК, а затем уже привлечь другие нефтедобывающие страны. При этом многие эксперты изначально скептически относились как к возможности достижения договоренности о заморозке, так и реального влияния этого процесса на рынок. 

В первую очередь необходимо учитывать геополитическое противостояние Саудовской Аравии и Ирана. Для Исламской Республики сейчас главной целью является восстановление собственной добычи и экспорта нефти. По словам министра нефти ИРИ Бижана Намдара Зангане, Иран ни при каких обстоятельствах не будет замораживать добычу и нацелен на восстановление своих позиций на этом рынке. 

С момента достижения соглашения о ядерной программе Ирана и ликвидации части санкций уровень добычи уже возрос с 2-2,3 млн. баррелей в сутки до 3,2 млн., но цель - достичь 4 млн. баррелей. Причем наращиванием добычи и экспорта Иран главным образом вытесняет саудовскую нефть, предлагая довольно значимые скидки (в пределах $2-5, в зависимости от сорта нефти и рынка продаж). И возможно, что главным фактором согласия Саудовской Аравии на заморозку стало как раз намерение ограничить добычу Ирана, а при отказе последнего отпал и смысл в заморозке. 

С другой, чисто экономической стороны, заморозка также не оказала бы сильного влияния на рынок, так как уровень добычи планировалось заморозить на уровне января 2016 года, а именно на тот месяц пришелся пиковый уровень добычи России и СА (10,9 и 10,2 млн. баррелей в сутки соответственно). А значит, не решался кардинально вопрос о достижении баланса между спросом и предложением на рынке, где сейчас наблюдается избыток нефти в 1,5-1,8 млн. баррелей в сутки. 

Так или иначе, мировой рынок пусть и медленно, но неукоснительно стремится к равновесию, и заморозка добычи могла лишь несколько ускорить процесс. По мнению министра энергетики РФ, "если не предпринимать усилий, рынок сбалансируется во второй половине 2017 года, коллективное решение о заморозке позволит ускорить этот процесс на три-шесть месяцев, то есть до начала 2017 года, за счет растущего спроса и неувеличивающегося предложения".

Однако не стоит забывать, что без участия Ирана и США в этой договоренности выпадающие объемы добычи будут активно замещаться этими игроками. А тогда рассчитывать на серьезный прорыв в июне на саммите ОПЕК в вопросе заморозки также не стоит.

В любом случае практически все производители и аналитики ожидают баланса между спросом и предложением уже до середины 2017 года, что неуклонно будет толкать цены на нефть вверх. Глава российской "ЛУКойл" Вагит Алекперов считает, что цена на нефть уже достигла дна при уровнях в $27-28 за баррель и следующий год начнет с уровня в $50. 

Причину тенденции к подорожанию нефти аналитики видят в том, что, с одной стороны, работал спекулятивный фактор, который всегда играл значимую роль на нефтяном рынке, а с другой - подтверждались фундаментальные факторы снижения предложения, например, продолжение падения добычи в США и Канаде вкупе с ростом потребления в Китае. 

Плюс весьма удачно с провалом переговоров в Дохе совпала забастовка нефтяников в Кувейте, в результате чего с рынка на краткий период выпали почти 1,5 млн. баррелей и он за два дня забастовки пришел к балансу. Случайно это или нет, но новости о забастовке фактически нивелировали провал переговоров в Дохе и цены опять-таки остались в диапазоне $43-45. А в последующие дни до прекращения забастовки рынок уже привык к провалу в Дохе, осознав попутно, что заморозка на самом деле и не дала бы особого эффекта. 

Но и на слухах нефтедобытчикам удалось весьма неплохо заработать. По расчетам агентства Bloomberg, с момента появления первых слухов о том, что Саудовская Аравия и Россия ведут консультации на тему заморозки, котировки подскочили на 29%. В результате крупнейшие нефтедобывающие страны заработали дополнительно $32 млрд., из которых на долю России пришлись $3,7 млрд., Саудовской Аравии - $3,3 млрд, США - $3 млрд., Канады - $1,5 млрд.

Вместе с тем угроза обвала цен продолжает оставаться на повестке. В первую очередь необходимо отметить геополитическое противостояние между Саудовской Аравией и Ираном. Их никогда не считали друзьями, но, по крайней мере в рамках ОПЕК, эти две страны умели договариваться. Сейчас же пик политической борьбы в большей степени отражается на нефтяном рынке. Как уже было отмечено, Иран стремится вернуть свою долю на рынке, вытеснив в первую очередь Саудовскую Аравию. Но саудовцы отдавать просто так завоеванные позиции не хотят - последние два года доказали, что королевство готово на любой уровень цен, лишь бы сохранить свою долю на рынке. И заявления руководства компании Saudi Aramco о намерении повысить добычу нефти в 12 млн. баррелей в сутки отнюдь не способствуют достижению баланса на рынке.

Рост цен на нефть вновь может вернуть на рынок производителей сланцевой нефти в США. Представитель Международного энергетического агентства (МЭА) Нил Аткинсон считает, что именно у США имеется "ключ к восстановлению баланса спроса и предложения".

По прогнозам аналитика компании IG Ангуса Николсона, цена в $45 за баррель нефти марки WTI способна вернуть на рынок многих производителей сланцевой нефти и вызвать новый обвал цен. 

В нынешних условиях уже не стоит от ОПЕК ждать искусственных шагов по поддержке уровня добычи нефти. Скорее всего ожидаемый в июне саммит картеля окажется очередной встречей без результатов. Но при соблюдении определенных правил игры, таких как предотвращение неконтролируемого роста добычи, соотношение темпов роста производства нефти с темпами роста спроса, балансировка рынка будет достигнута до конца 2016 года. 

Таким образом, можно сказать, что за два года нефтяной рынок показал способность саморегулирования без искусственных инъекций со стороны. Фактически это означает полный закат эры ОПЕК, властвовавшей на нефтяном рынке с 1960-х годов. И главным фактором на рынке становится именно баланс спроса и предложения. А цена, сформированная на основе этого баланса, может быть наиболее устойчивой и выгодной как для производителей, так и потребителей. По крайней мере об этом гласит экономическая теория.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

423


Актуально