29 Марта 2024

Пятница, 16:27

ГОЛЫ В ВОРОТА ФРАНЦИИ

Евро-2016 стало для Пятой республики не праздником, а проверкой на прочность

Автор:

15.06.2016

К началу чемпионата Европы по футболу Франция подошла с целым ворохом проблем - так получилось, что власти страны пропускали пенальти по всем направлениям. Международный терроризм, капризы природы, забастовочное движение грозят официальному Парижу, но он обещает все вынести и держать оборону. 

Возможные опасности для футбольных фанатов и туристов со стороны террористов "Исламского государства" и других радикальных движений, конечно, приходится принимать со всей серьезностью. Все-таки не так давно - еще в ноябре 2015 года - в Париже произошла серия терактов, в результате которой погибли 130 человек. И как раз накануне священного месяца Рамадан из уст лидеров ИГИЛ послышались призывы сделать его временем "катастроф для неверующих повсюду". Неудивительно, что во Франции по-прежнему действует режим чрезвычайного положения, а президент страны Франсуа Олланд не стал отрицать наличие угрозы безопасности, отметив, тем не менее, что непозволительно позволять запугивать себя. Для обеспечения порядка на Евро-2016 задействованы около 100 тысяч полицейских и сотрудников частных агентств, которые смешиваются с туристами и болельщиками. Кроме того, во Франции запущено мобильное приложение, которое на французском и английском языках будет предупреждать о терактах - совершенных или готовящихся. 

Вторая угроза пришла со стороны природы. По оценкам экспертов, ущерб от наводнения, которое в начале июня случилось в Париже, центральных и северных регионах Франции, составит минимум 1 млрд. евро. Из-за рекордно высокого уровня стояния воды в реках самые большие потери понесли туристическая и аграрная отрасли страны. К страховщикам поступили уже тысячи обращений, профессиональные объединения и работодатели просят о социальной поддержке и налоговых послаблениях.

Это, естественно, может стать очередным ударом по экономике страны и политической стабильности. Ведь Франция и так страдает от третьей, самой серьезной проблемы - длящихся уже третий месяц массовых забастовках в различных отраслях с требованием отказаться от непопулярной реформы трудового законодательства. Прежде всего к забастовкам, как способу выразить свое недовольство, обратились транспортники - состоящие в левых профсоюзах железнодорожники компании SNCF, которая, между прочим, является официальным партнером Евро-2016, работники метрополитена, водители общественного транспорта, сообщалось также о возможном прекращении паромного сообщения с Великобританией. На работу перестали выходить часть сотрудников столичного аэропорта Шарль де Голль, пилоты Air France, что привело к блокированию работы одного терминала. Солидарность с транспортниками проявили энергетики - это шесть из восьми нефтеперерабатывающих заводов Франции, которые либо были закрыты, либо работают на неполную мощность, местные АЭС. В результате около 20% АЗС стали испытывать серьезные трудности с бензином и дизельным топливом, сократилась общая выработка электроэнергии (во Франции атомная энергетика дает около 75% объема электроэнергии). К общенациональной забастовке присоединились и коммунальщики - работники одного из крупнейших мусороперерабатывающих заводов заблокировали все въезды, не давая выгружать отходы и бытовой мусор. Многие жители сразу же стали жаловаться на запах гнили и появившихся грызунов. Все это уже обернулось большими расходами, которые исчисляются миллионами евро. 

В то же время из-за забастовок дополнительно осложняется ситуация с безопасностью - массовые скопления людей трудно контролировать, и они представляют собой идеальную площадку для совершения теракта. Мало того, что некоторые буйные болельщики доставляют немало проблем (как, например, нетрезвые английские болельщики, которые 9 июня принялись громить центр Марселя и призывать ИГ), так еще и сами активисты нарушают общественный порядок. Несколько сотен протестующих, в том числе сотрудники железной дороги, у вокзала Монпарнас в Париже зажгли дымовые шашки и петарды под окнами здания, где велись переговоры профсоюза с руководством. Участники другой акции протеста с криками "Убирайся!" закидали яйцами министра экономики страны Эммануэля Макрона. Несколько десятков активистов осаждали дом министра труда и занятости Мириам эль-Комри. Реакция властей на такие случаи носит довольно жесткий характер - происходят столкновения с полицией, задержания, заканчивающиеся серьезными ранениями и тюремными сроками.

Но самым неприятным стали опасения, что, несмотря на систему минимального сервиса и клятвенные заверения профсоюзов не срывать чемпионат, во время его проведения во Франции может случиться транспортный коллапс. Ведь, как заранее было оглашено, ожидаемое число посетителей турнира составляет примерно 2,5 млн. человек. Так, еще за несколько дней до открытия чемпионата 10 июня на Северном вокзале Парижа участники забастовки железнодорожников перекрыли доступ к поезду, в котором находился трофей чемпионата. Побывав в 25 городах, он наконец прибыл во французскую столицу, но из-за протестов было принято решение об отмене презентации кубка. Также профсоюзы заранее объявили о проведении крупной манифестации 14 июня в Париже с обещанием не срывать чемпионат. Но опасения, что парижские машинисты могут заблокировать линию, ведущую к столичному стадиону "Стад де Франс", а сотрудники Air France не выйдут на работу, будут оставаться весь турнир. В ответ президент страны Франсуа Олланд уже предупредил, что на выполнение главного требования бастующих он не пойдет и примет все необходимые меры, чтобы государство выполнило свой долг в связи с Евро-2016. Не говоря уже о том, что Франция вложила два с лишним миллиарда евро в подготовку футбольного соревнования. 

Что же так рассердило французов, среди которых немало футбольных болельщиков, что даже Евро-2016 на собственной территории им не в радость? Работники различных областей требуют от правительства отказаться от либерализации трудового законодательства, которая вроде бы должна способствовать созданию рабочих мест во Франции, но в то же время содержит ряд крайне спорных пунктов. Так, изменения закона позволяют увеличить продолжительность рабочего дня на предприятиях (конец 35-часовой рабочей неделе), упрощают процедуру увольнения работников по экономическим причинам, делают возможным уменьшение оплаты сверхурочных работ, вводят возможность обходить путем коллективного голосования требования профсоюза на предприятии. Отдельный работодатель сможет получить возможность в обход единого 4000-страничного Трудового кодекса заключать со своими сотрудниками коллективные договоры, которые будут регулировать такие моменты, как зарплата, продолжительность рабочего дня, условия на рабочем месте. В данный момент коллективный договор на французских предприятиях тоже может заключаться, но он будет иметь законную силу, только если улучшает положения Трудового кодекса. 

Реформа выгодна бизнесменам, которые не берут на работу новых сотрудников, опасаясь, что их потом будет очень сложно уволить, а такое положение дел тормозит развитие экономики. Действительно, увольнения во Франции могут длиться несколько лет и быть очень дорогими для владельцев предприятий. Поэтому поправкам так противятся профсоюзы, которые теряют свое влияние, кроме того, как видно по комментариям в местных СМИ, лидеры профсоюзов негодуют, что с ними не были проведены предварительные консультации. Закон, предложенный правительством Мануэля Вальса, вряд ли прошел одобрение традиционным путем, и поэтому власти прибегли к статье 49.3 Конституции страны, согласно которой премьер-министр, будучи уверенным в необходимости принятия закона, своей властью проводит документ через парламент без прений и голосования. Эксперты отмечают, что подобные реформы были проведены уже во многих соседних странах, и это позволит оживить экономику и бороться с безработицей, уровень которой во Франции, в отличие от той же Германии, никак не падает. Но Пятая республика всегда крепко держалась за свои социальные завоевания, a французы, как известно, бастуют с азартом и такой волей, которую трудно видеть в других странах. 

К чему приведет это противостояние, пока сложно предположить, но, например, все помнят, чем закончился "красный май" во Франции в 1968 году. Судя по различным опросам, более 50-60% населения против нынешней реформы, а это уже серьезная сила. На данный момент активисты протестного движения, в частности из крупнейшего профсоюза страны - Всеобщей конфедерации труда, не выдвигают никаких политических требований - ни отставки премьер-министра, ни свержения президента, но кто знает, что будет дальше. На самом деле картина нынешнего противостояния вокруг реформы Трудового законодательства во Франции намного более запутанная, чем кажется на первый взгляд, - раскол есть как в самом нынешнем правительстве, так и в профсоюзной среде, а Олланда называют одним из самых непопулярных французских лидеров. Более того, в следующем году Францию ожидают президентские выборы, что означает повышение ставок для всех сторон. Это не добавляет шансов урегулировать кризис путем диалога. Но что для французов неприятнее всего - на фоне многочисленных проблем Франция постепенно теряет статус ведущей европейской державы. Но тут уже содержатся неприятности и для всего ЕС - его здоровье и стабильность напрямую зависят от здоровья и стабильности второй по величине экономики еврозоны.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

381


Актуально