20 Апреля 2024

Суббота, 15:42

ПЕРЕГОВОРЫ ПО СУЩЕСТВУ

Новый переговорный раунд по карабахскому урегулированию сконцентрирован на обсуждении субстантивных вопросов

Автор:

01.07.2016

В Овальной гостиной Константиновского дворца Санкт-Петербурга 20 июня состоялась встреча президентов Азербайджана Ильхама Алиева и Армении Сержа Саргсяна с целью урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Переговоры в таком формате инициировал президент России Владимир Путин, с которым лидеры Азербайджана и Армении вначале провели двусторонние встречи. Затем три президента около часа без помощников разговаривали с глазу на глаз. Далее их беседа была продолжена в ходе рабочего завтрака. Заключительный этап трехстороннего диалога президентов длился еще 40 минут, и к нему присоединились  сопредседатели Минской группы от России, США и Франции, а также представитель секретариата ОБСЕ. 

"Встреча прошла в конструктивной обстановке. Азербайджан положительно оценивает итоги переговоров в Санкт-Петербурге". Об этом в интервью АПА сказал министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. Глава МИД Армении Эдвард Налбандян также позитивно оценил эту встречу. По сообщению РИА "Новости", он сказал, что "она была довольно полезной, и с некоторой осторожностью могу отметить, что проходила в конструктивной атмосфере", добавив, что "достигнута договоренность продолжить встречи не только на уровне президентов, но и глав МИД. Весь этот процесс будет проходить в формате сопредседательства Минской группы ОБСЕ". По словам их российского коллеги Сергея Лаврова, разговор был доверительный и открытый.

По итогам встречи было принято совместное заявление, в котором, по сообщению пресс-службы Кремля, отмечается: "Президенты Азербайджана и Армении подтвердили достигнутые на последнем армяно-азербайджанском саммите в Вене 16 мая сего года договоренности, направленные на стабилизацию ситуации в зоне конфликта и создание атмосферы, способствующей продвижению мирного процесса. С этой целью они условились, в частности, увеличить число международных наблюдателей в зоне конфликта. Они выразили удовлетворение сохраняющимся в последнее время режимом перемирия на линии соприкосновения. Состоялся обстоятельный обмен мнениями по сущностным аспектам урегулирования. Главы государств констатировали достижение взаимопонимания по ряду вопросов, решение которых позволит создать условия для прогресса в нагорно-карабахском урегулировании. Президенты отметили важное значение своих регулярных контактов по нагорно-карабахской проблематике и договорились продолжить их в таком формате в дополнение к работе сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которые были приглашены на завершающую часть встречи в Санкт-Петербурге".

Как видно из приведенного выше текста заявления, главным итогом состоявшейся встречи является то, что дается старт переговорному раунду, причем не по второстепенным вопросам, которые в последнее время продвигали армяне (расследование инцидентов, меры доверия и пр.), а по существу. Можно сказать о начале тех самых субстантивных переговоров, к которым вот уже длительное время призывал Азербайджан. Диалог будет идти при участии сопредседателей Минской группы ОБСЕ, но под эгидой России. 

Вызывает недоумение заявление сопредседателей Минской группы, распространенное 24 июня пресс-службой ОБСЕ, в котором говорится: "Мы призываем Азербайджан и Армению убрать все оставшиеся препятствия для расширения миссии личного представителя председателя ОБСЕ посла Анджея Каспршика". Документ также призывает к прогрессу в переговорах и предложениях по внедрению механизма расследований ОБСЕ, в нем подчеркивается необходимость уважать договоренности, отраженные в соглашениях от 16 мая в Вене и 20 июня в Санкт-Петербурге. Однако в распространенном в Санкт-Петербурге заявлении президентов ничего не говорится о расследовании инцидентов. Складывается впечатление, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ в дополнение к своему привычному и комфортному "дипломатическому туризму" желают присовокупить статус внешнего "арбитра и наставника". 

Азербайджан подтвердил в Санкт-Петербурге согласие на увеличение числа наблюдателей миссии Каспршика, данное еще в ходе предыдущей венской встречи. В настоящее время она состоит из 6 человек. Но ведь при удвоении или даже утроении численности этой миссии поддержание стабильности на линии соприкосновения больше зависит от доброй воли сторон конфликта, чем от плотности осуществляемого мониторинга. Далеко за примером не нужно идти. На юго-востоке Украины сейчас размещена почти тысяча международных наблюдателей, и, тем не менее, здесь систематически нарушается режим прекращения огня, причем с использованием артиллерии и реактивных установок. Так что чрезмерно уповать на механизмы международного мониторинга не стоит. Лучше нацелить усилия на действительное продвижение процесса мирного урегулирования.

Армянским, а тем паче зарубежным политикам, дипломатам и аналитикам, рассуждающим о карабахской теме, не следует забывать о том, что территория по обе стороны нынешней линии соприкосновения сторон в Карабахе юридически принадлежит Азербайджану, и без нашего согласия проведение каких-либо действий (мониторинг или расследование инцидентов) неправомерно и невозможно. Одного желание армян и их покровителей для этого совершенно недостаточно. Приходится также напоминать, что перемирие - это не самоцель, а условие для заинтересованных и содержательных переговоров по урегулированию конфликта. В отсутствие переговоров или их имитации эрозия режима прекращения огня и возобновление вооруженного противостояния являются нежелательным, но неизбежным следствием. 

Невозможность бесконечной пролонгации нынешнего статус-кво в армяно-азербайджанском, нагорно -карабахском конфликте мир понял уже давно. Апрельские вооруженные столкновения, которые именуют "четырехдневной войной", подтвердили зыбкость перемирия в условиях тупика на переговорах по мирному урегулированию. Очевидно, что угроза миру и стабильности в регионе исходит не из неопределенности статуса Нагорного Карабаха, а из-за продолжающейся вопреки многочисленным резолюциям Совбеза и Генассамблеи ООН и других международных организаций противоправной оккупации армянскими силами азербайджанских территорий. Именно этот вопрос необходимо решить в первоочередном порядке. Азербайджан не отказывался от своего права в полном соответствии с Уставом ООН осуществить военные меры по освобождению оккупированных территорий от вооруженных сил Армении. 

Об этом свидетельствуют и продолжающиеся закупки современных видов вооружений и прошедшие 19-24 июня учения, ставшие уже традиционными в преддверии Дня национальной армии. К учениям были привлечены 25 тыс. военнослужащих, более 300 единиц танков и бронемашин, около 100 ракетных и артиллерийских установок, до 40 единиц военной авиации и 30 систем противовоздушной обороны.

Территориальная целостность Азербайджана не может быть предметом переговоров, а изменение существующего статус-кво должно быть безотлагательным. "Конфликт затянулся, как заявляли Россия и другие сопредседатели Минской группы ОБСЕ, статус-кво неприемлем, мы это заявление полностью поддерживаем", - сказал президент Ильхам Алиев на встрече с главой РФ Владимиром Путиным, "но для того, чтобы был изменен статус-кво, нужно начать деоккупацию территории Азербайджана, которая более 20 лет находится под оккупацией". Одновременно он выразил признательность за инициативу трехсторонней встречи президентов РФ, Азербайджана и Армении, а также за конструктивную роль России, которую она играет в нагорно-карабахском урегулировании.

Настрой Баку на деловые и предметные переговоры с целью продвижения процесса мирного урегулирования вперед подтверждается на всех уровнях. На данном этапе трудно что-либо конкретно сказать о контурах предварительно согласованных в Санкт-Петербурге шагов на пути мирного урегулирования. Ведь беседы президентов проходили по большей части в узком составе, без участия помощников. Однако очевидно, что их базу по-прежнему составят известные Мадридские принципы, по главным элементам которых стороны давно пришли к согласию, а разногласия касаются в основном конкретных сроков и механизма их имплементации. Но зацикливаться на общих принципах нельзя, следует идти вперед, к реализуемым решениям, и дело, по-видимому, продвигается в этом направлении. Сопредседатель Минской группы от США Джеймс Уорлик в интервью "Голосу Америки", в частности, заявил: "Должен сказать, президенты работают над очень серьезными рабочими предложениями. Конечно же, есть разногласия по этим рабочим предложениям. Никто и не ожидал полного согласия, но обе стороны, а конкретнее, оба президента согласились продолжить работы над этими предложениями".

Для успеха в процессе мирного урегулирования конфликта важно, чтобы посредники и международные организации не снижали внимание к проблеме и наращивали дипломатические усилия. И это вроде бы наблюдается. Так, следом за встречей президентов в Санкт-Петербурге действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер принял сопредседателей Минской группы и обсудил с ними ход урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта. 

Тем временем администрацией президента Сержа Саргсяна предпринимаются не до конца понятные как для армянской аудитории, так и международного сообщества шаги. Прошли аресты радикальных противников президента Сержа Саргсяна из числа бывших полевых командиров. Так, в  рамках уголовного дела об обнаружении огнестрельного оружия и взрывчатки задержан Жирайр Сефилян. По данным следствия, ему вместе с группой из 8 лиц предъявлены обвинения в планировании посредством вооруженного нападения захват зданий, в том числе телебашни в Ереване. Сам же президент Серж Саргсян по возвращении из Санкт-Петербурга направился в Нагорный Карабах - то ли для проверки устранения огрехов в обороне, обнаружившихся в ходе апрельских боев, то ли для разъяснения упрямым полевым командирам невозможность и далее удерживать захваченные азербайджанские территории. 

Очевидно, что загнавший себя и свой режим в тупик Серж Саргсян отчаянно маневрирует, пытаясь всячески оттянуть принятие неизбежных решений, связанных с выводом армянских сил с оккупированных азербайджанских территорий. Аресты радикальных противников компромиссного мира преследуют цель, с одной стороны, продемонстрировать России и другим державам террористические риски, с которым для него сопряжено согласие на деоккупацию. А с другой, Саргсяну необходимо заблаговременно нейтрализовать полусумасшедших радикалов, способных на террор и вооруженный путч, чтобы правящая армянская элита отступила от своих аннексионистских требований. Однако это проблемы самой правящей армянской элиты и решать их ей самой. Ни Азербайджан, ни мир отговорки с отсылкой на угрозы и противодействие бывших и действующих радикальных полевых командиров не примут.

Президент Ильхам Алиев 25 июня, выступая на церемонии открытия здания для военнослужащих, положительно охарактеризовав результаты петербургской встречи, сказал: "Надеюсь, процесс будет продолжен в ускоренном темпе. Мы вновь идем на эти переговоры без принятия каких-либо условий. Переговоры должны быть предметными, содержательными, а не должны вестись для вида, ради имитации. По итогам встречи принято совместное заявление, которое также было представлено общественности. В декларации изложено все, в том числе пути урегулирования вопроса". Президент Алиев внес ясность и в вопрос расширения численного состава работников офиса личного представителя председателя ОБСЕ: "…Там не указано число, но я могу сказать, что если сегодня там работают 6 человек, то эта цифра может быть увеличена максимум в два, два с половиной раза. То есть здесь речь не идет о большой миссии. Если учесть, что линия соприкосновения измеряется десятками километров, не следует искать здесь какой-то иной смысл. Мандат тоже на своем месте - никаких в нем изменений нет. Просто вместо 6 будут 12, 13 или 14 сотрудников, вот и всё". Механизма расследования инцидентов, на котором настаивает армянская сторона, нет, и никто конкретно не говорит, что он из себя будет представлять. "Если под этим подразумеваются замораживание конфликта и принятие каких-то дополнительных мер на линии соприкосновения, то Азербайджан, конечно, не пойдет на это. Это может быть при продолжении положительной динамики в переговорном процессе, чтобы мы увидели конкретные результаты, чтобы мы знали сроки освобождения наших территорий - в этом случае могут быть разработаны различные механизмы, лишь тогда может быть рассмотрен данный вопрос", - заявил Ильхам Алиев. По его словам, в заявлении, которое было принято по итогам встречи в Санкт-Петербурге, отмечалось, что в последнее время на линии соприкосновения войск обстановка стабилизировалась, режим прекращения огня восстановлен, что расценивается как положительное явление. Следовательно, нет никакой надобности в применении механизма расследования инцидентов, и это условие армян не было принято. 

В заключение своего выступления относительно прошедшей в Санкт-Петербурге встречи президент Ильхам Алиев подчеркнул: "Еще раз хочу отметить - нам следует вести переговоры по сути вопроса. Захватнической политике Армении следует положить конец. Мы должны знать, когда начнется процесс освобождения наших территорий. Этот процесс, безусловно, будет. Азербайджанская сторона и я в частности неоднократно отмечали, что мы лишь поэтапно можем разрешить этот конфликт. Потому что иначе невозможно. Армения постоянно пытается усложнить ситуацию, нарушить переговорный процесс и вариант поэтапного урегулирования. Но, по нашему мнению, это наиболее приемлемый путь. Он может привести к скорому решению вопроса. Принципиальная позиция азербайджанского государства по вопросу известна. Эта позиция никогда не менялась и не изменится. Вопрос должен быть урегулирован в рамках территориальной целостности Азербайджана. Нагорный Карабах никогда не получит независимости, на исторических землях Азербайджана никогда не будет создано второе армянское государство". 

Добавить к словам президента Ильхама Алиева нечего, так как под ними готов подписаться каждый азербайджанец. В данном вопросе власть, армия, общество едины.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

432


Актуально