23 Декабря 2024

Понедельник, 19:27

КОМНАТА ЭПАТАЖА

Белое и черное первого альтернативного театра Баку - антрепризы "АДО"

Автор:

15.07.2016

Театр "АДО", вдруг возникший три года назад из пространства бакинской жизни, сразу обратил на себя внимание тем, что дерзнул в спектакле продемонстрировать зрителю обнаженную женскую натуру. Слухи разлетелись по городу, как жареные пирожки, и публика ринулась в театр, который тогда назывался "ОДА" ("КОМНАТА"). Побывавшие на спектакле разделились на два лагеря: одни говорили, что это отстойная самодеятельность, которую нельзя пускать даже на порог большого искусства, другие - что это свежее веяние, новое слово в искусстве театра, давно заржавевшего от времени и установок, что это необычно, нетрадиционно, дерзко и талантливо. Но ни профессионалами театра, ни зрителями мнений, к какому виду искусства можно отнести это альтернативное театральное объединение, высказано не было. Все, что говорилось, было сплошной эмоцией со знаком плюс или знаком минус. И вот, наконец, зрителю были представлены два спектакля - "Стоп" и "Белое и черное". Автор обоих - Эльмин Бадалов. Милый добрый малый, бросившийся в театральные эксперименты без малейшей профессиональной подготовки, но с обостренным чувством справедливости, желанием быть услышанным и уверенностью, что нет ничего недоступного или невозможного для человека с интеллектом.

 

"Стоп"

В этом спектакле заняты Румия Агаева, Эльза Фуртадо, Айнур Заритадж, Нихад Гуламзаде, Заур Гаджизаде. Здесь не произносится ни единого слова. Весь сюжет выстроен на физическом действии. У персонажей нет имен. Это - просто люди. Люди из толпы. Они не имеют имени. Ведь имя - это принадлежность к роду, нации, государству. Участники этой сюжетной истории - люди мира. И история, которую они показали зрителю, - это история современного мира, стремительно летящего в пропасть генетического, нравственного и духовного вырождения. Миром владеют женщины, предпочитающие однополые браки и лесбийские отношения. Они жестоки, уродливы и порой смешны в своих амбициях. Но никогда Женщина не сможет занять место Мужчины в обществе, так же как и шея не может, переместившись, занять место головы на человеческом теле. Автор этой идеи - он же режиссер - обращается к аудитории с предупреждением: процесс чудовищных подмен давно набрал обороты, человечество на грани вырождения. Но еще можно что-то сделать, можно предотвратить катастрофу, если то, что происходит сегодня, остановить! Остановить можно. Если не будет в обществе равнодушных или безразличных людей. Потому что все духовные, физические и нравственные катастрофы во все времена происходили и происходят с их молчаливого согласия.

 

"Белое и черное"

В этом спектакле заняты сам Эльмин Бадалов, а также Эльза Фуртадо, Орхан Искендерли, Румия Агаева, Нихад Гуламзаде, Заур Гаджизаде, Джейхун Забитли. Это история еще одного порока под названием наркозависимость. Полутонов в этой жизни больше нет. Нет их и в спектакле. Краски исчезли, оставив жизни только черный и только белый. Черный - цвет порока, греха и преступления. Белый - цвет смерти. Он не несет ни света, ни надежды на будущее. Нет надежды на лучшее в мире, где разврат, похоть, духовное вырождение. В мире белого и черного правят деньги и сила. Деньги - вот движущая сила человеческих пороков и низменных страстей. В этом спектакле допущено всего несколько слов, которые произносит героиня Румии Агаевой, сообщая кому-то (возможно папарацци), что уже можно приехать, чтобы заснять во всем безобразии наркотического дурмана этих богатеньких идиотов. В спектакле очень много провокационных моментов, имитирующих жестокость, призывающих зрителя к содействию и соучастию в происходящем. Зрители в своих реакциях непредсказуемы. Но, кажется, и этот момент учтен участниками.

 

"Ода - Адо"

Закон о театре допускает и поддерживает создание альтернативных театральных групп и театров - антреприз. И чем больше разных театров - тем лучше. Главное, чтобы они были интересными: со своей позицией и пониманием, что и зачем они делают, во имя кого и чего жгут свой актерский порох на костре здоровых творческих амбиций. Альтернативный театр "АДО" - это независимое объединение творческих по духу людей, занятых в различных сферах социальной деятельности. Студенты вузов, педагоги, артисты и даже сотрудница французского посольства! Все они увлечены театром. Поэтому их союз и можно назвать объединением по интересам. Раньше это называлось проще - драматический кружок художественной самодеятельности. Согласитесь, в этом определении были расставлены все точки над "i", а потому и вопросов никаких не возникало. Но этот факт совсем недавней нашей жизни как-то очень быстро ушел в прошлое: ликвидированы дворцы культуры, где имели прописку все кружки и клубы самодеятельного творчества и где совершенно бесплатно родители могли развивать способности своих детей, оберегая их от порочных соблазнов улиц и подворотен. Теперь же за все надо платить. В том числе и за удовольствие развивать в детях их творческий потенциал. Не все могут себе это позволить, а потому проблемы, о которых идет речь в спектаклях Эльмина Бадалова, часто возникают еще и по той причине, что досугом детей социальные структуры больше не занимаются. А жаль. Впрочем, этот факт недавнего прошлого забыт и заброшен на задворки нашей памяти, зато очень популярно говорить о том, что вот, дескать, в Европе таких театров полно. И это - хорошо. А в подтексте всегда одно и то же: все, что есть в Европе, - это хорошо. И нам у них надо учиться. А кто спорит? Конечно, хорошо. И учиться надо. Только учиться надо тому, чего не умеешь и не знаешь сам. А если в твоем социальном и жизненном опыте все это уже было, но существовало под другим названием, зачем же ломиться в открытую дверь? 

 

Параллели

Во все времена продолжительной жизни Театра (более 2500 лет) возникали и возникают периоды так называемого кризиса. И всегда в эти периоды возникали и возникают театры, которые соответствуют как духу времени, так и потребностям зрителя. Долгая привычка к развлекательным спектаклям во все времена отправляла в прошлое идею серьезного театра, который нес с собой магнетизм образов и очищающий душу катарсис. Вот тогда-то и появлялись театры с альтернативной идеей. Например - театр жестокости (крюотический) Антонена Арто. В 1933 году он написал: "Единственное, что реально воздействует на человека, - это жестокость. Театр должен быть обновлен именно благодаря этой идее действия, доведенной до крайности и до своего логического предела… Это будет зрелище, создатель которого не побоится зайти как можно дальше, чтобы исследовать восприимчивость нашей нервной организации с помощью ритмов, звуков, слов, отдаленных отзвуков и шепота, свойства и поразительные сплавы которых составляют часть определенной техники, о чем зритель ничего не должен знать". 

Что-то сходное есть и в поисках Эльмина Бадалова. С той только разностью, что в режиссуре Эльмина нет поисков художественной формы, отождествляющей сценическое действие с реальностью, кроме желания быть предельно искренним и правдивым в своих чувствах на сцене; нет знаний, умения и понимания дисциплины под названием "сценическое движение". Потому как сцена, какой бы она ни была, требует художественного объема, а не имитации реальности.

 

Эпатажность физического театра

Структура физического театра стара как мир. Ничего нового и оригинального в этой форме нет. Физический театр древнее, чем тот к которому мы благодаря Аристотелю так привыкли. Однако на фоне городских театров, погруженных в традиционно наскучившие формы, театр Эльмина Бадалова выглядит вполне эпатажно. А эпатажность - провокация, как известно, это изобретательный пиар для привлечения внимания публики. Поэтому шокирующие спектакли, скандально-вызывающие, сотрясающие привычные представления о нравственности сюжеты - это часть приема, который призван хоть как-то расшевелить утратившую интерес к театру публику. Эпатаж - основа скандального искусства. Искусства нового, вторгающегося в обжитое пространство старых форм и провоцирующего на новые поиски, открытия и споры. Будем надеяться, что эпатажный театр Эльмина Бадалова, который три года назад открылся спектаклем по пьесе Матея Вишнека "Думаешь, будут бить?", - это действительно подступы к созданию физического театра. Театра, который, не переставая быть эпатажным, превратится в высокохудожественный и профессиональный. Во всех смыслах этого слова. Ведь порой физическое действие и точное эмоциональное состояние актера гораздо важнее и выразительнее слов, за которыми так привыкли прятаться актеры традиционных театров…



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

416


Актуально