24 Апреля 2024

Среда, 06:18

ПЕРЕЛОМНЫЙ САММИТ

Страны НАТО "адаптируются" к новым вызовам

Автор:

15.07.2016

Состоявшийся 8-9 июля в Варшаве юбилейный 25-й саммит НАТО генсек этой организации Йенс Столтенберг заранее назвал "переломным". Члены Альянса собрались, чтобы решить, как им "адаптироваться к новой ситуации в сфере безопасности". "Саммит состоится в решающий момент для нашей безопасности. Мир буквально за несколько лет стал более опасным, и мы отвечаем на это с необходимой скоростью и решительностью", - отметил Столтенберг накануне заседания. 

На встрече в польской столице присутствовали все 28 стран - участниц организации, делегации 26 государств-партнеров, а также ключевых международных организаций, таких как ООН и ЕС. В итоговой декларации нашли свое отражение многие важнейшие вопросы глобальной политики - от террористических угроз до выхода Великобритании из Евросоюза. Страны-участницы еще раз подтвердили известный североатлантический лозунг: "Нападение на одну страну будет считаться атакой на весь Альянс". Среди практических шагов самыми важными стали объявление о начальном уровне операционной готовности системы противоракетной обороны НАТО в Европе, сохранение миссии "Решительная поддержка" по обучению и консультированию афганских силовиков после 2016 года, создание новой Службы разведки и безопасности, которая должна будет обеспечить максимально эффективное использование разведывательной информации, предоставляемой союзниками, и решение укрепить присутствие НАТО в Восточной Европе на границах с Россией. 

С одной стороны, НАТО в который раз заверил, что "ни для кого не представляет угрозы", с другой - ряд наблюдателей назвали встречу в Варшаве "большим шагом к новой войне". Причиной для такого предупреждения в основном послужило то, что словесный уровень конфронтации между Североатлантическим альянсом и Кремлем все сильнее начинает напоминать времена холодной войны. 

 

Не дразнить, а сдерживать

Разительный контраст нынешний саммит представляет собой с юбилейным саммитом 2010 года, когда Россия больше представлялась партнером, нежели соперником. Тогда впервые после российско-грузинского конфликта в Лиссабон приехал президент РФ Дмитрий Медведев. Это были времена "перезагрузки" отношений Москвы и Вашингтона, а до событий в Украине и Сирии было еще далеко. Сейчас члены НАТО по-прежнему говорят о важности конструктивного диалога с РФ как "самого крупного соседа НАТО и важного элемента европейской безопасности", но Россию уже не называют стратегическим партнером, а диалог с ней решено сопроводить серьезными шагами в плане укрепления обороноспособности Альянса. Причиной тому послужили выводы многих западных политиков, гражданских и военных экспертов, которые гласят, что НАТО не сможет сдержать возможное наступление России в странах Восточной Европы, которую Москва вновь хотела бы превратить в сферу своего влияния. По мнению Запада, такое желание Кремля следует из его агрессивной политики последних лет в Украине и Сирии, из недавних инцидентов в небе над Балтийским морем. В Эстонии, Латвии и Литве, где проживают крупные рус-скоязычные меньшинства, опасаются, что Россия может сделать их защиту предлогом для давления на эти страны и даже для вторжения в них. 

Поэтому, согласно Варшавской итоговой декларации, к началу следующего года в Латвии, Литве, Эстонии и Польше будут размещены батальоны общей численностью четыре тысячи военнослужащих, сформированные США, Германией, Великобританией и Канадой, хотя в поддержке подразделений примут участие почти все члены Альянса. Срок размещения батальонов НАТО в Восточной Европе не определен, а личный состав батальонов предполагается периодически обновлять, так как Основополагающий акт Россия - НАТО 1997 года запрещает размещение военных баз Альянса у российских границ. В случае же смены личного состава базы могут позиционироваться как временные. 

Также, согласно заявлению польских официальных лиц, через несколько лет натовских военных в Польше должно стать еще на 9 тысяч больше (т.е. до 10 тысяч) - это будут 5-тысячный корпус из состава Сил сверхбыстрого реагирования (Spearhead forces), а также отдельная 4-тысячная американская бригада. Под началом американцев будет функционировать и база ПРО в Редзикове. Кстати, в начале июня в Польше прошли крупномасштабные военные учения войск стран НАТО, в которых приняла участие 31 тысяча военнослужащих из Польши, США и 17 других стран - участниц Альянса. Глава минобороны Польши Антони Мачеревич назвал такое решение отходом от политики, построенной на тактике "не дразнить Россию", к "политике сдерживания".

Кроме того, военными экспертами Альянса серьезно прорабатывается расширение присутствия в Черноморском регионе и на юго-востоке союза с помощью создания румынско-болгарской многонациональной бригады, воздушного патрулирования, поддержки турецких войск, размещения в Турции элементов ПРО НАТО. Что касается заявленного вывода системы ПРО НАТО на базовый уровень оперативной готовности, то это означает, что "корабли США, дислоцированные в Испании, радар в Турции и база ракет-перехватчиков в Румынии теперь могут взаимодействовать". Сюда же стоит добавить приглашение Черногории вступить в НАТО, подобные разговоры относительно возможного присоединения к Альянсу Финляндии и традиционное выражение поддержки Грузии и Украине. 

При этом Столтенберг особо подчеркнул, что НАТО не ищет конфронтации с Россией, не хочет новой холодной войны и новой гонки вооружений. Генсек утверждает, что все меры носят исключительно предупредительный характер, система ПРО НАТО "исключительно оборонительная" и "не представляет угрозы для российского потенциала ядерного сдерживания". Москва в эти заверения не верит и говорит, что готова предпринять аналогичные по масштабу меры со своей стороны. Официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что "НАТО продолжает существовать в некоем военно-политическом зазеркалье", концентрируя свои усилия "на сдерживании несуществующей угрозы с Востока", а "попытки демонизации России с целью оправдания шагов в сфере военного строительства приобретают все более гипертрофированные формы". 

 

Ясный месседж

Так что же ожидает мировое сообщество на этом направлении? Последует ли новая гонка вооружений или Россия и НАТО просто прощупывают друг друга? А может, перед нами разыгрывается некий спектакль? Ведь, несмотря на серьезность формата и намерений, размещение четырех тысяч военных по огромной протяженности границ России и НАТО выглядит несколько несерьезно. Также, учитывая ситуацию в Украине и Сирии, санкции и неважные дела в экономике РФ, с трудом верится, что ни с того ни с сего Москва может решиться на захват Польши или стран Балтии. Но воинственную риторику, тем не менее, с удовольствием поддерживают обе стороны. Может, потому что она выгодна обеим сторонам? Внешний враг консолидирует (как российское общество, так и ряды ЕС - НАТО), экономика оживляется за счет военных заказов. США, особенно после устроенного британцами Brexit, важно усилить влияние Альянса в регионе, а это удобнее всего делать под прикрытием какой-либо угрозы. Агрессия со стороны России в данном случае - идеальный вариант. Как заявил Обама в интервью испанской газете El Pais, лидерство США необходимо для безопасности и процветания в мире, но Вашингтон не может в одиночку решить проблемы, которые стоят перед международным сообществом. Вполне себе ясный "месседж". 

Но, с другой стороны, России не нужна новая гонка вооружений, она ее просто не выдержит (по уже упомянутым выше причинам), и она, конечно, помнит, чем такая же гонка закончилась для СССР. В то же время в рядах НАТО не все так гладко, как кажется на первый взгляд. Многие страны НАТО недовольны тем, что им придется выделять на содержание союзнических войск дополнительные финансовые ресурсы. Приводятся цифры, согласно которым общие военные расходы стран НАТО с 1990 года по сравнению с аналогичными расходами России за тот же период времени в разы больше. "Так зачем же тогда нужно опять увеличивать оборонные бюджеты?" - втихаря или в открытую недоумевают многие европейские страны. Особенно сейчас, когда нужны средства на борьбу с последствиями волн миграции из Ближнего Востока, на социальные выплаты. Далеко не все довольны таким раскладом. Кроме того, если страны Восточной Европы активно считают Россию угрозой своей безопасности, то, например, президент Франции назвал Москву партнером и даже добавил, что "у НАТО нет полномочий говорить, какими должны быть отношения Европы с Россией". Глава МИД Германии Штайнмайер как-то странно отнесся к военным учениям НАТО в Прибалтике, отметив, что не надо не по делу "бряцать оружием" у российских границ. Существует и взаимное недоверие стран - участниц НАТО по отношению друг к другу. Так, например, Франция недовольна усилением Германии. Болгария, незадолго до Варшавского саммита, неожиданно отказалась от участия в создании постоянного флота НАТО в Черном море, хотя это было составной частью стратегии по сдерживанию России. Эксперты полагают, что София испугалась доминирования Турции. Дело в том, что, согласно Конвенции Монтрё от 1936 года, военные корабли нечерноморских государств могут находиться в этом море не более 21 дня. Поэтому создать постоянный флот могут только черноморские страны - члены НАТО - Болгария, Румыния, Турция, и среди них самые сильные ВМС именно у Анкары. 

 

Пять лет спустя

Если опять вернуться к саммиту НАТО в Лиссабоне в 2010-м, который был признан чуть ли не самым успешным в истории Альянса, можно вспомнить ту волну оптимизма, которую он после себя оставил. Была принята новая стратегическая концепция, заменившая собой прежний документ, принятый в 1999 году. Тогда страны-участницы верили, что им удалось подготовить Альянс к текущим и грядущим проблемам, что отношения с Россией медленно, но верно "перезагружаются", а в Афганистане их ждет успех. Спустя пять лет очевидно, что ни одна из этих целей не достигнута. В сфере безопасности появились новые серьезные проблемы в лице ИГ, кровопролитной гражданской войны в Сирии, украинского кризиса, небывалой миграции в Европу. Ситуация в Афганистане откровенно признана "тяжелой", и просвета там не предвидится. Отношения же с Россией все больше холодеют, и причины для обострения на огромном пространстве от Балтийского моря до Ближнего Востока найти проще простого. В том числе и в регионе Южного Кавказа. Тем более что Столтенберг, конечно, лукавит - НАТО не может просто "адаптироваться" к новым реалиям. Это слишком сильная и грозная организация для такого нейтрального поведения. НАТО всегда серьезно влиял и сам создавал реалии. Но вот как реагировать на них - вариантов масса, и истинные намерения и цели порой лежат гораздо глубже декларативных заявлений.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

387


Актуально