20 Апреля 2024

Суббота, 13:26

БУНТ НА КОРАБЛЕ

Президент Армении испугался вооруженного мятежа

Автор:

15.07.2016

В Армении - очередная внутриполитическая сенсация. Со второй половины июня в центре внимания местной аудитории - "дело Жирайра Сефиляна". Один из лидеров радикально-оппозиционного "Учредительного парламента" и бывший командир Шушинского особого батальона был арестован еще в конце июня по весьма серьезному обвинению - подготовке вооруженного мятежа. 

По официальной версии, началась эта история с рядового ДТП 20 мая в Ереване, когда в одной из машин полиция обнаружила два автомата Калашникова и 120 патронов к ним. А 20 июня грянула сенсация - арест Сефиляна, который, по версии Следственного комитета Армении, имеет самое прямое отношение к обнаруженному в автомобиле арсеналу. Теперь же следствие заявляет: Жирайр Сефилян с сообщниками планировал ни много ни мало вооруженный захват зданий и средств сообщения и связи, в том числе Ереванской телевышки. "Уголовное дело возбуждено по части 2 статьи 235 УК Армении "Незаконное приобретение, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, совершенные группой лиц по предварительному сговору", - утверждают в Следкоме Армении. - Обвинение предъявлено восьми подозреваемым, из которых шестеро взяты под арест, еще один объявлен в розыск". Известно, что задержан Тату Манукян - брат члена "Объединения воинов Особого батальона Шуши" Павла Манукяна. В его доме при обыске нашли патроны. Обыски проходят и в домах активистов фронта общественного спасения "Новая Армения" и "Учредительного парламента".

Адвокаты Жирайра Сефиляна выступают с вполне предсказуемыми в таком случае заявлениями. По их словам, обвинения против лидера "Учредительного парламента" - политический заказ властей, Сефиляну не простили его заявлений о реальных потерях Армении во время апрельских боев и т.д. А сами соратники Жирайра Сефиляна, кого - возможно, пока - не "взяли в оборот" ереванские следственные органы, сделали свое заявление, которое вполне можно назвать и ожидаемым, и сенсационным. Председатель "Учредительного парламента" Гарегин Чугасзян прямо заявил журналистам: "Вы слышали, как Серж Саргсян говорил, что готов был сдать пять районов? Вот когда он попытается это реализовать, я вам обещаю вооруженный мятеж". Следует отметить, что Серж Саргсян в интервью агентству Bloomberg уверял, будто бы в 2011 году он был готов вывести войска из оккупированных районов Азербайджана. 

Заявление Чугасзяна многие эксперты восприняли как еще одно подтверждение, что арест известного своими радикальными убеждениями Жирайра Сефиляна связан с возможным скорым "политическим прорывом" в карабахском урегулировании. 

А этот прорыв предрекают сегодня многие. В особенности после апрельских боев, когда не осталось сомнений: дальнейшее затягивание переговоров и их имитация вместо реальной дипломатии оказались слишком опасным делом. Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил об этом прямо: "Если кто-то считает, что мы будем продолжать бессмысленные переговоры и в предстоящие 20 лет, то он ошибается. Мы не намерены вести бессмысленные переговоры, мы не будем вести переговоры ради имитации. Немедленно, безоговорочно дол-жны начаться осмысленные, содержательные переговоры. В таком случае можно приблизить мирное разрешение вопроса". А реальное урегулирование, как это уже не раз подчеркивали и посредники, и представители Азербайджана, невозможно при сохранении нынешнего статус-кво. То есть без вывода оккупационных войск. Армению к такому непростому решению подталкивает многое - от экономики до военных реалий, ставших для Еревана очевидными после апрельских боев. Да и апрельские бои, как об этом напоминал президент Ильхам Алиев, были спровоцированы Арменией именно в тот момент, когда на Ереван стало оказываться растущее международное давление. А накануне такого шага Серж Саргсян, по логике вещей, должен "зачистить политическое пространство" и убрать с авансцены хотя бы наиболее радикальных своих противников. Тем более что радикальные "карабахские" лозунги в новейшей истории Армении однажды уже привели к смене власти - в 1998 году свой пост вынужден был покинуть первый президент Армении Левон Тер-Петросян. Причем Серж Саргсян занимал в то время пост министра обороны и весьма активно участвовал в смещении главы государства, который в ноябре 1997 года призвал соотечественников искать компромисс с Азербайджаном, потому как ситуация в регионе меняется не в пользу Армении. 

Впрочем, в отличие от Левона Тер-Петросяна, Серж Саргсян, соучастник ходжалинского геноцида, пока что не выступил ни с каким публичным и гласным призывом к компромиссу "здесь и сейчас". Не спешит он и одергивать членов своей "команды", включая министра обороны Сейрана Оганяна, которые обещают, что никакой "уступки земель", дескать, не будет. 

Между тем власть в лице Сержа Саргсяна после апрельского поражения на фронте чувствует себя неуверенно. Позиции правящей "команды" исподволь подтачивают и нарастающие социально-экономические проблемы Армении. Наконец, Серж Саргсян и члены его "ближнего круга" не могут не учитывать также роста антироссийских настроений в Армении. В особенности после того, как вступление Армении в ЕАЭС не привело к бурному росту местной экономики, а членство в ОДКБ не застраховало от поражения в ходе апрельских боев. Плюс ко всему для начала кампании отстранения президента страны от власти под "карабахскими" лозунгами - и это в "ближнем кругу" Сержа Азатовича понимают хорошо -  вовсе не обязательно делать реальные уступки на переговорах по Карабаху. Для этого вполне достаточно слухов и утечек. 

В Ереване понимают, что Жирайр Сефилян - профессиональный террорист с "ближневосточным" опытом. Он родился в Ливане, там же получил первый боевой опыт, в Армению перебрался в начале девяностых, когда боевиков с Ближнего Востока активно "приглашали" повоевать в Карабахе. Сегодня его "Учредительный парламент", где он, кстати говоря, не единственный профессиональный террорист, - это своеобразный "боевой отряд" ереванской радикальной оппозиции.

Но самое главное, а также самое опасное для Армении то, что в этой стране власть - это единственный по-настоящему прибыльный бизнес. А с приходом к руководству Сержа Саргсяна здесь началась "эпоха полевых командиров". Они привнесли в политическую жизнь свои методы борьбы, где лучшим решением считаются "адская машина" и автомат Калашникова. Расстрел участников митинга протеста против фальсификации победных для Саргсяна президентских выборов 1 марта 2008 года был только первым эпизодом. Вооруженные разборки на улицах Гюмри, в которых оказался замешан мэр города, также дают здесь изрядную пищу для размышлений. И уж тем более заслуживает внимания инцидент в доме личного друга Сержа Саргсяна - Сурена Хачатряна, более известного под криминальной кличкой "Лиска". 

1 июня 2013 года в его доме началась вооруженная перестрелка, в ходе которой были убиты экс-кандидат на пост мэра Гориса Аво Будагян, его брат Артак Будагян, а командир одной из воинских частей в Карабахе получил ранения. Пострадал и один из телохранителей "Лиски". Под давлением общественности Серж Саргсян вынужден был освободить Хачатряна от обязанностей губернатора "Сюника", то есть Зангезура, но уже в следующем году "Лиска" вновь вернулся на госслужбу. А на таком фоне опасность вооруженного мятежа в Армении действительно высока. И не только со стороны радикальной оппозиции в лице Сефиляна.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

425


Актуально