23 Апреля 2024

Вторник, 12:09

ПОБРАНИЛИСЬ — ПОТЕШИЛИСЬ

Россия и Турция возвращаются к стратегическому партнерству

Автор:

01.09.2016

Одним из значительных политических событий последних недель, ознаменовавшихся активизацией региональных интеграционных процессов, стал визит президента Турции Реджепа Тайиба Эрдогана в Россию. Лидеры обоих государств добились серьезного продвижения на пути окончательного преодоления кризиса в двусторонних отношениях, вызванного трагическим инцидентом со сбитым российским бомбардировщиком Су-24.

 

"Высшие интересы наших граждан и стран требуют восстановить уровень наших отношений"

Президент Турции по итогам встречи в Санкт-Петербурге со своим российским коллегой Владимиром Путиным, которого он назвал "дорогим другом", заявил, что воспринял ситуацию со сбитым ВВС Турции российским самолетом как трагедию, подорвавшую двусторонние отношения. И, судя по всему, главы двух стран полностью готовы к восстановлению самых тесных партнерских отношений между Москвой и Анкарой.

Примечательно, как охарактеризовал примирение России и Турции Владимир Путин: "Мы пережили очень сложный момент в наших межгосударственных отношениях, но нам бы всем очень хотелось преодолеть эти сложности во имя интересов граждан Турции и граждан России. Высшие интересы наших граждан и стран требуют восстановить уровень наших отношений".

Серьезным фактором, повлиявшим на ускорение российско-турецкого примирения, стала поддержка Кремлем законного правительства Турции в связи с попыткой военного переворота. "Это наша принципиальная позиция: мы всегда выступаем категорически против любых попыток неконституционных действий", - объяснил свою позицию Путин. Турецкий лидер поблагодарил президента РФ словами: "Ваш звонок сразу после попытки переворота и меня лично, и моих коллег, и наш народ очень обрадовал".

Владимир Путин назвал санкт-петербургскую встречу с Реджепом Тайибом Эрдоганом предметной и конструктивной, выразив уверенность в наличии возможности для восстановления полноформатных отношений между Москвой и Анкарой. Президент РФ подчеркнул, что российско-турецкие отношения выходят на докризисный уровень. В свою очередь Эрдоган подтвердил: "Обе стороны решительно настроены на то, чтобы вывести наши отношения на докризисный и даже на более высокий уровень. У нас есть политическая воля к этому. Общественное мнение наших стран ожидает от нас именно этого".

Между тем российское руководство дает понять, что отношения с Анкарой будут восстанавливаться поэтапно. Москва уже отменила запрет на продажу россиянам турпутевок в Турцию. В ближайшее время будут проведены переговоры по отмене Россией визового режима для турецких граждан, введенного после инцидента с военным самолетом. До конца года Россия планирует отменить эмбарго на поставки сельхозпродукции из Турции.

По итогам переговоров Путина и Эрдогана стало известно о подготовке плана восстановления торгово-экономического и научно-технического взаимодействия между Россией и Турцией. Приоритетная же экономическая цель осталась той же, которую стороны ставили перед собой до инцидента со сбитым Су-24. Речь идет о достижении товарооборота между Россией и Турцией до отметки в $100 млрд. ежегодно.

Важным итогом российско-турецкого саммита стало и то, что президенты Путин и Эрдоган поручили профильным ведомствам своих стран провести в первой половине 2017 года встречу совместной группы стратегического планирования. Кроме того, достигнуты серьезные договоренности о восстановлении ряда крупных совместных проектов. Прежде всего это "Турецкий поток", предусматривающий прокладку газопровода по дну Черного моря из России в Турцию. По словам Путина, реализация данного проекта в части поставок российского газа в Турцию не подлежит сомнению. Эрдоган со своей стороны заверил в том, что Анкара обеспечит поставки российского газа не только для турецких, но и европейских потребителей. Относительно судьбы другого проекта - строительства российскими атомщиками АЭС "Аккую" - Эрдоган сообщил о намерении Анкары предоставить ему статус "стратегической инвестиции", причем это произойдет "как можно скорее". "Мы ставили вопрос о предоставлении этому проекту статуса стратегической инвестиции и сегодня услышали положительный ответ", - констатировал президент РФ.

Еще одним важным последствием примирения между Турцией и Россией может стать использование ими своих национальных валют в двусторонней торговле. Во всяком случае о подобной вероятности заявил Эрдоган, отметивший, что использование национальных валют в торговле вместо доллара будет выгодным для России и Турции.

За стремительным восстановлением стратегического партнерства между Москвой и Анкарой пристально наблюдают другие крупные силы мировой политики, прежде всего США и Евросоюз. Запад не скрывает своей обеспокоенности по поводу того, что Россия и Турция - две евразийские державы, отвергаемые евроатлантическими кругами в качестве равноправных партнеров, делают судьбоносные шаги навстречу друг к другу.

 

Запад обеспокоен

Если истоки противостояния современной России с Западом идут еще из советского прошлого, то признаки серьезного разлада между Турцией, с одной стороны, и США и ЕС - с другой, появились сравнительно недавно. В последние годы Эрдоган все чаще пытается диверсифицировать внешнюю политику Анкары, увести ее приоритетную на протяжении нескольких десятилетий составляющую - союзничество с Западом - в сторону все большего влияния на ближневосточные дела и партнерство с Россией. Это явно не по нраву Западу, хотя тот и сам способствует отдалению от себя Анкары, примером чего является нежелание Евросоюза допустить Турцию в свои ряды.

Отношения между Анкарой и Западом серьезно ухудшились после провалившейся попытки государственного переворота в Турции. Турецкое руководство обвиняет в организации путча проживающего в США мусульманского проповедника Фетхуллаха Гюлена. Именно в Соединенные Штаты, как утверждает официальная Анкара, ведут нити военного переворота, который удалось предотвратить только благодаря поддержке большинством турецкого народа своего законного правительства. Между тем Эрдоган обвиняет в поддержке путчистов не только сторонников Гюлена, но и американских военных, и это вообще ставит отношения между Анкарой и Вашингтоном перед серьезным экзаменом. Эрдоган фактически выдвинул перед Штатами ультиматум о выборе между Турцией и террористической организацией Гюлена. В отношениях же с Европой Анкара грозится отказаться от миграционного соглашения с ЕС, если Брюссель не отменит визовые ограничения для турецких граждан.

Углубляющийся водораздел между Турцией и Западом может пройти и по линии НАТО. Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу предупредил, что Турция может рассмотреть возможность сотрудничества в сфере оборонной промышленности за пределами Североатлантического альянса. С учетом того, что данное заявление было сделано сразу после визита Эрдогана в Санкт-Петербург, можно допустить, что Анкара не исключает возможности стратегической переориентации на Россию. И хотя представить себе выход Турции из НАТО, разрыв военных связей Анкары с ведущими западными державами очень сложно, тенденция общего ухудшения отношений между ними, вызванного, прежде всего, нежеланием евроатлантического пространства видеть Турцию своей равноправной частью, вполне может привести и к таким последствиям.

 

Сирийский вопрос

Говоря об итогах визита президента Турции в Россию, позволяющих говорить о начале нового подъема в двусторонних отношениях, нельзя не сказать и о том, что успешный диалог между Анкарой и Москвой, бесспорно, пойдет на пользу интересам безопасности и сотрудничества в прилегающих регионах, в частности на Ближнем Востоке и Южном Кавказе.

Ближневосточный аспект российско-турецкого сотрудничества следует рассматривать с точки зрения перспектив сирийского урегулирования. Россию и Турцию объединяет то, что обе державы желают видеть Сирию единым государством. Различие в их позициях кроется лишь в вопросе о том, есть ли в будущем Сирии место для ее нынешнего президента Башара Асада. Тогда как США и Запад раскручивают сценарий распада Сирии с опорой, прежде всего, на курдские организации, добивающиеся автономии курдонаселенных районов Сирии. Последний фактор совершенно неприемлем для Турции, уже не первый год ведущей борьбу с курдскими сепаратистами и террористами.

Хотя турецкий президент Эрдоган слывет категорическим противником сохранения власти Асада в Сирии, интересы Турции, предусматривающие сохранение единого сирийского государства, совпадают в данном вопросе с позицией России. Пусть даже та объективно укрепляет режим Башара Асада, выдавливая так называемое "Исламское государство" (ИГ) с территории Сирии. Неудивительно, что Эрдоган признал невозможность решения сирийской проблемы без участия России, а министр обороны Турции Фикри Ышык заявил о намерении Анкары сотрудничать с Москвой на сирийском направлении. По словам Ышыка, договоренность о подобном сотрудничестве достигнута на переговорах лидеров России и Турции. В данном контексте следует рассматривать предложение Анкары о совместных с Москвой операциях против террористической группировки ИГ. 

Более того, существует вероятность создания формата Россия - Турция - Иран в целях обеспечения сирийского урегулирования на основе принципа сохранения единого государства. Ссылаясь на проведение в Баку трехсторонней встречи в формате Россия - Иран - Азербайджан, а также той роли, которую играет Азербайджан в качестве регионального моста, в выстраивании добрососедских и партнерских отношений между Турцией и Россией, между Турцией и Ираном, эксперты допускают, что именно Баку может стать центром, сближающим Москву, Анкару и Тегеран. В том числе и в вопросе преодоления кровавого сирийского кризиса.

Находясь с визитом в Санкт-Петербурге, президент Турции заявил о возможности создания трехстороннего формата Турция - Азербайджан - Россия. Данный вопрос он обсуждал с президентом России Путиным. А это значит, что интеграционные процессы на Южном Кавказе, в которых одну из ведущих ролей играет Азербайджан, продолжают набирать обороты.

Особо следует обратить внимание и на следующее заявление Эрдогана: "Сегодня я и мой дорогой друг Владимир Путин продемонстрировали сходную позицию по вопросам нормализации наших отношений. Мы должны использовать потенциал, которым обладают наши страны, во имя стабильности в регионе".

Безусловно, активизация интеграционных процессов, развитие полноценного сотрудничества на Южном Кавказе и в сопредельных регионах осложняются сохранением территориальных конфликтов. В этом смысле особое значение придается урегулированию армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта.

Вне всяких сомнений, налаживание стратегического партнерства между Россией и Турцией может сыграть положительную роль в решении карабахской проблемы, которое возможно единственно при условии прекращения армянской оккупации азербайджанских территорий. Именно поэтому российско-турецкое сближение с такой осторожностью и даже недовольством воспринимают в Армении - стране-агрессоре, которая пытается использовать союзнические отношения с Москвой для сохранения статус-кво в регионе карабахского конфликта. Всестороннее сотрудничество между Россией и Турцией может стать одним из залогов того, что деструктивная политика Армении, противоречащая интересам регионального мира и стабильности, рано или поздно потерпит полный крах.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

378


Актуально