29 Марта 2024

Пятница, 04:43

ИСТОРИЧЕСКИЙ САММИТ

Бакинские договоренности глав Азербайджана, Ирана и России сулят региону большие преобразования

Автор:

01.09.2016

Первый в истории трехсторонний саммит лидеров России, Азербайджана и Ирана назвали историческим. И это не преувеличение, ведь в ходе бакинских встреч на высшем уровне, по сути, была заложена основа нового формата регионального сотрудничества. Как отметил президент Азербайджана Ильхам Алиев, этот новый формат обладает большим потенциалом, и он будет служить обеспечению мира, безопасности и стабильности. Азербайджанский лидер также особо подчеркнул, что если есть добрососедские отношения и взаимное уважение, если присутствует добрая воля, а устремления носят искренний характер, можно углубить сотрудничество даже в нестабильном, полном кризисов и конфликтов регионе. И самое главное, как надеются наблюдатели, возможно, новый трехсторонний диалог поможет продвижению урегулирования карабахской проблемы. 

Тому, чтобы эта встреча состоялась, способствовало множество факторов - таких, как снятие международных санкций в отношении Ирана, налаживание российско-турецких отношений, преодоление экономической рецессии в России, и др. Но самое главное, и это признали как Тегеран, так и Москва, ключевую роль сыграли посреднические усилия Баку, без инициатив которого на самом высшем уровне ничего бы не было. В ходе трехсторонней встречи, а также обсуждений в двустороннем формате был затронут широкий круг вопросов: сотрудничество в области транспорта и коммуникаций, финансовом, банковском и страховом секторах, свободная торговля и в контексте этого снижение торговых тарифов, инвестиции, новые производства, безопасность, борьба с терроризмом, статус Каспийского моря и т.д. По всем темам в той или иной степени была согласована общая позиция, поэтому не случайно Бакинский саммит оказался в центре аналитических обзоров многих мировых СМИ, и, думается, еще больше внимания к себе привлекут будущие преобразования в регионе по результатам достигнутых договоренностей. 

 

Экономика: транспорт и энергетика

Президент Ирана Хасан Рухани приехал в Азербайджан на день раньше назначенного дня саммита в составе представительной делегации. За последние годы азербайджано-иранское сотрудничество неизменно набирало обороты, буквально полгода тому назад, в феврале, состоялся официальный визит Ильхама Алиева в Тегеран. Благодаря снятию санкций с ИРИ, а также структурным экономическим реформам и стимулированию экспорта в Азербайджане ожидается, что объем двустороннего товарооборота в среднесрочной перспективе вырастет до $1 млрд. Рухани особо подчеркнул, что в Иране надеются на создание свободной торговли между двумя странами. 

"Отменены пошлины со странами Евразийского экономического союза, и мы хотим достичь таких же соглашений с Азербайджаном", - сказал президент Ирана. 

Сотрудничество налаживается во многих областях. В городе Нефтчале заложен фундамент автомобильного завода компании "Иран Ходро" производительной мощностью 10 тыс. автомобилей в год. Также в ближайшее время в Азербайджане планируется открыть завод лекарственных препаратов, который будет работать по иранской технологии. Иран заинтересован в возможности закачки своего газа в подземные газохранилища (ПГХ) Азербайджана, экспорта иранского "голубого топлива" в Европу, обсуждаются перспективы разработки нефтегазовых месторождений в Каспийском море. Особое внимание было уделено туристической сфере, для чего требуются шаги по увеличению количества авиарейсов, упрощению таможенных процедур и отмене визового режима.

Что касается двусторонних российско-азербайджанских отношений, показательно уже то, что вместе с Владимиром Путиным в Баку прибыли такие первые лица государства, как вице-премьер Дмитрий Рогозин, глава МИД Сергей Лавров, министры энергетики и транспорта Александр Новак и Максим Соколов, глава Минэкономики Алексей Улюкаев, вице-президент РЖД Александр Мишарин, глава "Роснефти" Игорь Сечин. По словам Путина, Азербайджан занимает пятое место в списке внешнеторговых партнеров Москвы на постсоветском пространстве, однако возможности для увеличения торгового оборота далеко не достигли своего потолка - от транспортно-транзитного до военно-технического сотрудничества. В ходе визита в Баку от Дмитрия Рогозина стало известно, что в Азербайджане будут открыты завод по сборке самолетов, а также центр модернизации вертолетной техники. Также в скором времени открывается азербайджано-российское совместное предприятие по производству лекарственных препаратов. При этом и азербайджанские инвестиции в российскую экономику составляют миллионы долларов. 

В ходе Бакинского саммита глав Ирана, России и Азербайджана именно экономика стояла на первом месте, подтягивая к себе уже политику и вопросы безопасности. В центре внимания оказались железнодорожные перевозки в рамках международного транспортного проекта "Север - Юг" и другие инвестиционные инфраструктурные проекты.

Транспортный коридор Север - Юг призван соединить Северную Европу с Юго-Восточной Азией для перемещения грузов, прежде всего из Индии, Ирана, стран Персидского залива в Россию и Европу. Этот маршрут станет альтернативой Суэцкому каналу, поскольку позволит сократить время, а значит, и стоимость перевозок более чем в два раза. На первом этапе по коридору планируется ежегодно транспортировать 5 млн. тонн грузов, а в дальнейшем - более 10 млн. Идея не нова, первые предложения были озвучены еще в 1990-х, а конкретные шаги предприняты в начале 2000 годов при участии России, Ирана и Индии, но дальше этого дело не шло. Сейчас же сложились наиболее идеальные геоэкономические условия. 

Как подчеркнул Ильхам Алиев, ТК Север - Юг является проектом, имеющим большое значение для стран-участниц. Азербайджан становится важным транзитным транспортным хабом, получает доступ к странам Персидского залива и Азии. Россия получает те же выгоды плюс рынки сбыта, например для своего зерна, в котором заинтересован Тегеран, а взамен может получать иранские овощи, фрукты и другие продукты. Не говоря уже о промышленных грузах, а также нефтепродуктах и нефти. Что касается ИРИ, то Тегерану гораздо выгоднее получать товары именно с севера, где проживает большинство населения страны. Стоит отметить, что до бакинской встречи в конце июля в Баку побывала замминистра иностранных дел Индии Суджаты Мехта, которая также обсуждала коридор Север - Юг. Отдельные переговоры по этой теме провели Тегеран и Дели.

Первоочередной задачей в рамках проекта является соединение железных дорог Азербайджана и Ирана. Речь идет о завершении строительства железнодорожной магистрали Решт (Иран) - Астара (Азербайджан) (Казвин - Решт - Астара) протяженностью 172 км, которая является недостающим элементом для бесперебойного сообщения Иран - Азербайджан - Россия. Этот сложный инфраструктурный проект со множеством тоннелей, мостов, горных участков финансируется Ираном и Азербайджаном пополам. В его рамках одним из самых важных моментов является объединение железной дорогой Астары иранской и Астары азербайджанской - в апреле этого года состоялась закладка моста через реку Астарачай длиной 82,5 м, по которому прокладываются две железнодорожные колеи.

Кроме того, важным является в числе проектов, совместно реализуемых тремя странами, объединение электроэнергетических систем Азербайджана, Ирана и России, а также создание коридоров для транспортировки газа из России и других прикаспийских стран. Энергокоридор  Север - Юг (Иран - Азербайджан - Россия) может стать основой для соединения энергосистем Европы и Азии, а для начала по нему будет осуществляться экспорт электроэнергии из РФ в Азербайджан и далее в Иран. В результате Баку усиливает свои позиции в качестве экспортера и транзитера электроэнергии.

 

Карабахский конфликт: Армения, как всегда, за бортом

Для осуществления всех этих амбициозных, но вполне реальных, востребованных проектов нужна стабильность в регионе. Поэтому стороны Бакинского саммита особо подчеркнули важность установления в регионе безопасности и борьбы с терроризмом. Но в данном контексте основную опасность, конечно, представляет карабахский конфликт. 

Понятно, что наряду с экономикой карабахское урегулирование было важнейшей темой встреч в Баку. В Бакинской декларации особо отмечается, что "неразрешенные конфликты в регионе - главное препятствие для регионального сотрудничества", и в этой связи подчеркивается "важность их скорейшего урегулирования путем переговоров на основе принципов и норм международного права и принятых в этих рамках решений и документов". Эта формулировка полностью совпадает с позицией Азербайджана, который настаивает на изменении существующего статус-кво. И теперь лишь необходимы реальные меры в этом направлении.

Да, конкретных решений пока нет, но это вовсе не значит, что нет продвижений, ведь все говорит о том, что работа в данном направлении ведется. И учитывая внешний фон, можно не сомневаться, что она носит интенсивный характер. Рухани в Баку еще раз подчеркнул, что Тегеран уважает территориальную целостность Азербайджана и всегда прилагал усилия для ее обеспечения. В свою очередь Путин отметил, что "достижение компромисса предусматривает нахождение оптимального баланса между принципами территориальной целостности и правом народов на самоопределение". "Нужна такая договоренность, при которой никто бы не чувствовал себя ни победителем, ни побежденным, уступки были взаимными, выгоды для каждой из сторон стали ясными для общественного мнения и в Азербайджане, и в Армении. А Россия, как и некоторые другие страны Минской группы, могла бы выступить в качестве гаранта", - отметил президент РФ. 

Многим наблюдателям показалось, что в своих высказываниях президент России, с которой опять связывают главные посреднические надежды, уходит от прямого ответа. Какие практические шаги могут последовать для решения карабахской проблемы, до сих пор неясно. Есть только предположения, которых за годы переговоров было немало. Однако именно сейчас, как никогда, очевидно, что любые шаги должны включать в себя начало деоккупации азербайджанских территорий - и никак иначе. Говорил ли именно об этом Путин с президентом Армении Сержем Саргсяном, который приехал в Москву через день после окончания саммита в Баку, не известно. 

Саргсян же не преминул отметить, что в Ереване внимательно следили за интенсивными внешнеполитическими контактами президента России, особенно в Баку, и позже во время встречи с президентом Турции Реджепом Эрдоганом. Кстати, в самой Армении передвижения главы Кремля и его переговоры очень многим пришлись не по душе. Местные СМИ и общественность саркастически отметили, что "Путин отправился домой к Ильхаму Алиеву на чаепитие, а Саргсяна вызвал в Москву, хотя для соблюдения баланса глава Кремля мог бы после Баку заехать в Ереван". Но Путин по каким-то своим соображениям не заехал. Был ли скрытый смысл в маршруте российского лидера, судить трудно. Да и зачем это делать, если проще приглядеться к фактам, которые, как говорится, налицо. 

Расклад таков, что в рамках нового транспортного проекта Армения из-за своей агрессивной политики, как всегда, остается за региональным бортом. Нельзя не упомянуть, что Ереван тоже проявлял интерес к маршруту Север - Юг. В 2009 году в Армении даже была создана "Дирекция по строительству железной дороги Север - Юг", которая ответственна за строительство и финансирование строительства дороги между Арменией и Ираном. Но ничего не вышло - линия Армения - Иран в два раза длиннее маршрута Азербайджан - Иран, технически сложнее и, соответственно, дороже, а в качестве финансового спонсора возможности Еревана очень сомнительны. Кроме того, чисто географически дорога Иран - Армения ведет в никуда, потому что она никак не может связать Иран с Россией. Все это более чем очевидно даже школьнику, но Армения, которая коммуникационно отрезана от остального мира, не имеет политической воли как-то изменить ситуацию. Агрессивная оккупационная политика каждый раз перевешивает здравый смысл, и это очень печально. В результате получилось так, что Армения уже мало кому интересна в качестве экономического партнера и надежного транзитера. Так, сами армянские СМИ отметили, что если в Баку Путин говорил о крупных международных проектах и контрактах, об амбициозном будущем, то беседуя через два дня с президентом Армении Сержем Саргсяном, глава Кремля подчеркнул лишь рост объемов поставок сельхозпродукции из Армении. Да и это произошло лишь на фоне ухудшения отношений с Турцией, что, судя по всему, уже в прошлом.

Что же касается непосредственно карабахской проблемы, то по итогам переговоров с Саргсяном Путин опять-таки подчеркнул связь с экономикой, заявив, что урегулирование конфликта "не в последнюю очередь" выгодно Армении, чтобы "снять все ограничения - инфраструктурные, экономические, для того, чтобы развивалась экономика и чтобы люди в конечном счете жили лучше". Экономическую же силу Азербайджана Путин специально выделил, отвечая на обеспокоенные вопросы армян о том, что "Россия продолжает вооружать Баку". По словам Путина, "такая страна, как Азербайджан, нефтедобывающая страна, страна с почти 10-миллионным населением и с быстрорастущей экономикой, с достаточно большим объемом золотовалютных резервов, конечно, в состоянии купить вооружение где угодно". И тут, как говорится, ничего ни добавить, ни убавить. 

 

Проводник позитивных изменений

Большинство наблюдателей оценили встречу в Баку как имеющую огромный потенциал. Причем стоит отметить, что три углеводородные державы - Россия, Азербайджан, Иран - обсуждали не "черное золото", а сосредоточились на вопросах транспортных коммуникаций и логистики. И что важно именно для Азербайджана, это превращает страну не только в центр энергетического сотрудничества, но и эффективного дипломатического взаимодействия. "Треугольники", предлагаемые Баку в качестве удобного формата сотрудничества, оказываются действительно продуктивными, ведь диалог идет и по линии Азербайджан - Иран - Турция, Азербайджан - Грузия - Турция. Впрочем, намечаются и более объемные "фигуры", как, например, Турция - Россия - Азербайджан - Казахстан: незадолго до Бакинского саммита президент Казахстана Нурсултан Назарбаев совершил очень плодотворный визит в Турцию. 

Новая геополитическая инициатива, в фундаменте которой общая история, географическая близость и совместные проекты, способна на многое, в том числе, хотелось бы надеяться, и на стимулирование поиска решения карабахского конфликта. В конечном счете именно экономическая выгода является проводником многих позитивных изменений и мирных инициатив. Это была целенаправленная политика Азербайджана, заложенная еще Гейдаром Алиевым, и теперь мы видим, что она начинает приносить результаты. Упрямство и агрессивная политика Армении могут стоить миллиарды долларов убытков для Ирана и России, а также Турции, Грузии и других стран. Значит, есть надежда, что на нее окажут коллективное давление.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

376


Актуально