17 Апреля 2024

Среда, 02:01

ОТЧАЯННЫЕ МАНЕВРЫ

Правители Армении инсценируют протесты, чтобы оттянуть освобождение оккупированных азербайджанских земель

Автор:

15.09.2016

После четырехдневной апрельской вспышки военных действий на линии армяно-азербайджанского соприкосновения в Карабахе активизировалось посредничество в мирном урегулировании конфликта, заметно повысилась интенсивность диалога между его сторонами. Однако в августе на переговорах образовалась пауза. Намечавшаяся в прошлом месяце встреча глав МИД сторон так и не состоялась. Это можно было бы связать с летним отпускным периодом, но в действительности причиной замедления в процессе мирного урегулирования стало обострение внутриполитической ситуации в Армении. 

Всю вторую половину лета Ереван держал в напряжении захват группой вооруженных радикалов, называющих себя "Сасна црер", помещения полка ППС. Были убитые и раненые, после долгих переговоров их убедили сдаться властям. А в начале сентября состоялась прогнозируемая почти всеми местными СМИ и политическими аналитиками отставка правительства Овика Абрамяна. Президент Армении Серж Саргсян поручил формирование так называемого "правительства народного согласия" срочно отозванному из Москвы одному из топ-менеджеров "Газпрома", экс-мэру Еревана Карену Карапетяну. Армянские СМИ единодушно предрекают отставку давно превратившегося в объект насмешек министра иностранных дел Эдварда Налбандяна (предположительно будет направлен послом во Францию) и замену его главой аппарата президента Вигеном Саркисяном. Ожидается, что своих должностей лишатся также глава таможенной службы Овик Овсепян, министр сельского хозяйства Серго Карапетян, министр здравоохранения Армен Мурадян. 

Поговаривают также и об отставке министра обороны Сейрана Оганяна. Поражение в четырехдневной апрельской войне стоило постов нескольким генералам, и хотя Сейрана Оганяна впрямую не обвиняли в неудачах, очевидно, что главная ответственность лежит именно на нем. В середине сентября в Ереване должно состояться заседание глав государств ОДКБ, на котором будет утвержден новый генеральный секретарь этой организации. По словам генерала Бордюжи, ныне занимающего данный пост, его заменит представитель Армении. На этот пост могут выдвинуть Сейрана Оганяна, чтобы под благовидным предлогом не только освободить его от должности министра обороны, но и вовсе удалить из Армении. Ведь у Оганяна в последнее время разыгрались президентские амбиции, что не отвечает планам действующего президента Сержа Саргсяна о конфигурации высшей власти после завершения его полномочий в 2018 году.

Независимо от того, какой армянский представитель будет назначен генеральным секретарем ОДКБ, особой роли в вопросе карабахского конфликта это обстоятельство играть не будет. Как заявил в Ереване действующий генсек организации Николай Бордюжа, "ОДКБ не вмешивается в конфликт в Нагорном Карабахе, в том числе и в другие конфликты. Решением этих конфликтов занимаются другие институты под эгидой ООН. Мы можем помочь лишь урегулированию этих конфликтов политическим путем". Что же касается назначения представителя Армении, то вызвано оно не значимостью данной страны, а принятым правилом ротации в соответствии с русским алфавитом. Генсек ОДКБ осуществляет организационно-технические, а не политические и тем более военно-командные функции. Сам же этот военно-политический союз не идет ни в какое сравнение с НАТО и скорее является всего лишь зонтичной структурой для России, обладающей реальной силой и влиянием в регионе. 

Очевидно, что президент Серж Саргсян и его команда столкнулись с трудными вызовами. Россия, мнение которой традиционно превалирует в политике Армении, сейчас настойчиво рекомендует отвод войск в обмен на прочный мир и открытие коммуникаций. Соотношение демографического и экономического потенциала, а теперь и военной мощи Азербайджана и Армении несопоставим и не оставляет последней шансов выстоять в случае возобновления крупномасштабной войны. Без прямой помощи Москвы Армения неминуемо будет разгромлена, а непосредственно вмешиваться в войну на стороне армян и поставить под угрозу взаимовыгодные отношения с Баку Россия не желает. Вот и пытаются державы, традиционно покровительствующие армянам, вразумить их и подтолкнуть к компромиссам. 

Беда, однако, в том, что власти Армении на протяжении долгого времени культивировали у населения абсолютную уверенность в превосходстве своих вооруженных сил. Армянам внушали мысль о том, что победа достигнута и осталось дождаться, пока Азербайджан вынужденно согласится с утратой Нагорного Карабаха. В результате иррациональной пропаганды вопрос освобождения оккупированных азербайджанских территорий в армянском общественном мнении приобрел деформированное, если не сказать сюрреалистическое, звучание. Армянские политики, аналитики, СМИ для внутренней аудитории смещают фокус проблемы так, будто бы это не Армения взамен за освобождение части захваченных азербайджанских земель добивается присоединения Нагорного Карабаха с куском нашей территории в качестве "коридора", а якобы армян принуждают к территориальным уступкам. Хотя в действительности действия армян имеют все признаки агрессии и вооруженный захват территории соседнего государства противоречит международному праву. За это вообще-то полагается подвергнуть наказанию, как это было сделано в отношении Ирака после оккупации Кувейта. Армяне же требуют для себя в аналогичной ситуации премию в виде легализации сецессии Нагорного Карабаха и раздела других оккупированных азербайджанских территорий.

Еще большую радикальность в плане территориальных притязаний демонстрируют организации зарубежной армянской диаспоры. Там с пеной у рта вопят о недопустимости отвода армянских сил с азербайджанских территорий, квалифицируя это как сдачу "священных рубежей" родины. Они не желают брать в расчет ни международное право, ни реальный баланс сил, ни отчаянное финансово-экономическое положение Армении, которую толпами покидает обнищалое и лишенное жизненных перспектив население. Как однажды на своей странице в Twitter остроумно заметил заместитель руководителя администрации президента Азербайджана, заведующий отделом по внешним связям АП Новруз Мамедов, "часть армян - это те, кто различными путями поселился во многих странах. Они в комфортных условиях и под опекой с удовольствием ведут борьбу за родину. Другая часть - это те, кто отбывает за них "наказание" на родине".

Тем временем президент Серж Саргсян продолжает свою традиционную двойную игру. С одной стороны, он пытается использовать протестные выступления радикалов, категорически отвергающих возможность вывода армянских сил с оккупированных азербайджанских территорий, чтобы затянуть переговоры и всячески оттянуть неизбежные решения. А с другой, понимая, что в случае достижения соглашения по карабахскому урегулированию необходимо заблаговременно нейтрализовать склонные к насилию и террору радикальные группы своих соотечественников, пытается профилактически изолировать их. В Ереване исподволь поощряют антироссийские выступления как выражение недовольства за продажу оружия Азербайджану и отказ Москвы всецело поддержать армянские территориальные амбиции. Но одновременно Серж Саргсян подписал и провел через парламент соглашение с Россией о совместной ПВО, а также дал согласие на создание объединенной военной группировки, включающей 102-ю российскую базу и армянский армейский корпус, прикрывающий Ереван и Мегри. 

Затеянное президентом Сержем Саргсяном переформатирование правительства наряду с основной задачей по обеспечению контроля над высшей властью после завершения собственных полномочий в 2018 году также используется в качестве благовидного предлога для оттягивания содержательных переговоров, на выходе которых маячит вывод армянских войск как минимум с большей части оккупированных азербайджанских территорий. Но поле для маневров неуклонно сужается. Понимание этого побуждает Саргсяна посылать своему одурманенному оголтелым национализмом обществу сигналы, внешне закамуфлированные решительной риторикой. После того как ситуацию с захватом здания полка ППС в Ереване удалось мирно разрулить, на широком совещании с участием членов правительства, лидеров партий и депутатов он заявил: "На пути урегулирования проблемы Нагорного Карабаха односторонних уступок не будет. Это исключено. Нагорный Карабах никогда не будет в составе Азербайджана. Это исключено. Повторю вновь - исключено!". 

Заявление, на первый взгляд, звучит весьма категорично. Но оно не противоречит столь же решительной позиции Азербайджана, согласно которой Нагорный Карабах никогда не будет передан Армении и не обретет независимость. По Мадридским принципам, которые составляют базу рассматриваемых предложений, на первом этапе мирного урегулирования вопрос статуса Нагорного Карабаха остается открытым и является предметом дальнейших переговоров. Что же касается уступок, то в действительности они не являются односторонними. Отвод армянских сил сопряжен взятием сторонами обязательств о неприменении силы в урегулировании конфликта, а также осуществлением мер по укреплению безопасности, включающих отвод с линии соприкосновения тяжелой техники, создание демилитаризованной зоны, ввод разъединительных, миротворческих подразделений.  Важным бонусом для армян является открытие коммуникаций с Азербайджаном и Турцией, без чего экономика Армении задыхается в тисках транспортной блокады. 

Компромиссный мир предполагает взаимные уступки, но не может быть прикрытием для оформления победы одной из сторон. Президент России Владимир Путин, который с согласия двух других держав - сопредседателей Минской группы на данном этапе осуществляет модераторство в переговорах по урегулированию армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта, четко обозначил позицию Москвы в этом вопросе: "Россия не навязывает конфликтующим сторонам своего сценария действий, призывает Баку и Ереван действовать так, чтобы не было ни победителей, ни побежденных, следовать духу и букве достигнутых венских и санкт-петербургских соглашений".

8 сентября в Москве сопредседатели Минской группы ОБСЕ от России, Франции и США - Игорь Попов, Пьер Андриё, Джеймс Уорлик, а также личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспршик провели обсуждение ситуации, сложившейся в процессе мирного урегулирования. Их принял министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Надо полагать, что результатом проведенных консультаций станут поездка посредников в регион и подготовка конкретных предложений для переговоров глав МИД конфликтующих сторон, а в случае их позитивного итога - и подготовка встречи президентов Азербайджана и Армении. Очевидно, что в сложившейся ситуации главное - это дать старт реальному урегулированию конфликта, которое начинается с вывода армянских вооруженных сил с оккупированных азербайджанских территорий. Дальнейшее затягивание этого вопроса не только создает непреодолимые барьеры для сотрудничества в регионе, но и грозит опасными военными рисками. На недавней неформальной встрече европейских министров иностранных дел в Потсдаме глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров прямо указал: "Долговременные конфликты в регионе препятствуют сотрудничеству, и территориальная целостность и неприкосновенность границ Азербайджана ничуть не менее важны, чем территориальная целостность других стран - членов "Восточного партнерства".



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

448


Актуально