26 Апреля 2024

Пятница, 00:37

НЕПРОСТЫЕ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА

Политические изменения на пространстве СНГ совпали с необходимостью реформ самого Содружества

Автор:

01.10.2016

В Бишкеке 16-17 сентября прошел юбилейный саммит глав государств СНГ. Содружеству независимых государств, который в 1991 году называли площадкой для цивилизованного развода бывших советских республик, исполнилось четверть века. Солидный возраст для региональной международной организации, на просторах которой за это время произошло немало событий, в том числе вооруженных конфликтов. Сейчас СНГ объединяет такие государства, как Россия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан и Украина. Грузия вышла из состава союза в 2009 году после известных событий. Украина находится в подвешенном состоянии с 2014 года, когда она перестала платить взносы и фактически принимать участие в работе Содружества, но официально из организации так и не вышла. 

На Бишкекский саммит приехали главы многих государств, кроме Молдовы (представлял премьер-министр), Туркменистана (вице-премьер), Узбекистана (глава МИД) и Украины (посол Украины в Кыргызстане). Одним из самых важных решений встречи стало заявление о необходимости реформирования союза, чтобы максимально адаптировать его к современным реалиям. Предполагается снизить расходы и усовершенствовать рабочие механизмы, максимально разгрузить повестку саммитов и делегировать больше полномочий Совету министров иностранных дел и Экономическому совету, уделять особое внимание координации политики по крупным транспортно-транзитным проектам. В результате в Бишкеке был подписан документ "Об адаптации Содружества к современным реалиям развития интеграционных процессов". Среди других важных документов также значатся: "Сотрудничество в борьбе с терроризмом на ближайшие три года" и "Сотрудничество стран в борьбе с киберпреступлениями". 

За прошедшее время Содружество не раз хоронили, но оно пока живо, хоть и оставляет множество вопросов и сомнений. О причинах неэффективности и слабости СНГ написано и сказано немало - от публицистики до академической сферы. Можно выделить несколько основных факторов. Прежде всего это, конечно, момент, который не очень любят российские эксперты, но который никак нельзя игнорировать для полноценного анализа. В СНГ Россия претендовала и претендует на безусловное лидерство, что поддерживается ее территориальными, экономическими, научно-техническими, военными возможностями, а также в последнее время внешнеполитическими амбициями, которые трудно сравнить с возможностями и амбициями любого другого участника СНГ. Неудивительно, что на этом фоне остальные члены Содружества всегда видели за спиной СНГ призрак СССР, а вопрос участия в СНГ в конечном счете сводился не к собственной выгоде, а к банальному противостоянию России и Запада. Вторая причина неэффективности СНГ заключается в том, что с самого начала своего существования союз не обладал наднациональными полномочиями, а значит, реально действующими механизмами по выходу из кризисных ситуаций. Различные противоречия и открытые конфликты между рядом государств (в том числе и даже чаще всего с участием самой России), входивших и до сих пор входящих в СНГ, всегда мешали интеграционным процессам. 

 

"На ложь я уже ответил"

Так, одним из самых застарелых (старше, чем само Содружество), самых показательных и самых опасных конфликтов на территории СНГ является карабахский. В Кыргызстане на заседании СГГ СНГ в узком составе президент Армении Серж Саргсян все-таки решил затронуть эту тему, поскольку, по его словам, "именно в Бишкеке был подписан протокол о прекращении огня" и "государства СНГ в некотором смысле являются гарантом реализации этого бессрочного соглашения". По поводу апрельских событий на линии соприкосновения армянский президент заявил, что это именно Азербайджан нарушил режим прекращения огня. Говоря о политических средствах урегулирования, Саргсян опять ото-шел от сути проблемы и начал говорить "о договоренностях о прекращении боевых действий, механизме расследования инцидентов и расширении возможностей миссии личного представителя действующего председателя ОБСЕ". То есть о тех моментах, против которых Азербайджан нисколько не возражает, но не считает их главными для мирного урегулирования. По мнению Баку, есть куда более важные вопросы, а именно факт оккупации части территории суверенного государства - Азербайджана, разрушение на оккупированных территориях инфраструктуры и, самое главное, исторических, религиозных и культурных памятников, а также другая деятельность, наносящая вред экологии региона. Еще есть миллион азербайджанских беженцев и вынужденных переселенцев, изгнанных из Нагорного Карабаха и семи прилегающих районов. Именно это и напомнил своим коллегам президент Ильхам Алиев, который попросил президента Беларуси нарушить алфавитный порядок выступлений и дать ему возможность ответить на слова президента Армении. "Исходя из того, что нагорно-карабахское урегулирование решается в других международных структурах, я не счел необходимым говорить сегодня об этой теме. Но, услышав очередную жалобу армянской стороны, посчитал своим долгом прокомментировать это. Армянская сторона этими жалобами уже надоела всем международным организациям", - отметил Алиев. Главным препятствием на пути переговорного процесса президент Азербайджана назвал то, что Армения занимается его имитацией на протяжении более 20 лет. И именно "для того, чтобы сделать этот процесс бессрочным, Армения периодически прибегает к разного рода провокациям, одна из которых состоялась как раз в апреле этого года". Президент Азербайджана также напомнил о четырех резолюциях СБ ООН, принятых еще в начале 1990-х годов, которые требуют безоговорочного и немедленного вывода армянских оккупационных сил с территории Азербайджана, но Армения их игнорирует и пытается создать новые реалии. С.Саргсян ответил на слова азербайджанского президента репликой: "На ложь отвечать просто нет смысла", на что И.Алиев сказал: "На ложь я уже ответил".

В ряду с карабахским конфликтом стоят приднестровский, грузино-абхазский и грузино-осетинский (которые в итоге привели к выходу Грузии из СНГ), а теперь еще и украинский, который также был затронут на саммите. Посол Дорошенко высказался на заседании против председательства России, отметив, что Москва "аннексировала часть территории Украины и способствует военному конфликту на востоке Украины". Второе замечание касалось переписи 2020 года, по поводу чего посол заявил, что Украина примет в ней участие, только если Россия не учтет население Крыма. В ответ Путин заявил, что "Россия ничего не аннексировала, а все, что произошло с Крымом, - результат противоправных действий определенных политических сил в Украине, которые довели дело до государственного переворота". По поводу председательства в СНГ Путин заявил, что Украина не подписала и не ратифицировала Устав Содружества и "поэтому вряд ли может претендовать на то, чтобы вносить свои предложения по поводу организации работы этой структуры". И тут важен не сам факт перепалки (хотя бы потому, что оппоненты находились в очень разных весовых категориях), а то, что она показывает всю суть противоречий между Киевом и Москвой, которые пока безуспешно пытаются разрешить в "нормандском" формате.  

 

Время перемен

На этом фоне неудивительно, что за 25 лет все, что предполагалось держать под "зонтиком" СНГ, так или иначе "растеклось" по другим структурам, как, например, Союзное государство (Россия и Беларусь), ОДКБ (военная сфера), ЕАЭС (экономика), ШОС (военно-политический блок, выходящий за рамки региона), ГУАМ. Сравнивать эти структуры между собой невозможно, а говорить о степени их успешности - тема совсем другого разговора. Но если уж сравнивать с СНГ, то Содружество, безусловно, будет лидером по числу нереализованных решений. Поэтому трудно делать прогнозы относительно успешности стартовавшего процесса переформатирования СНГ. Кроме того, возможно, сейчас не самый лучший период, поскольку многие его участники больше заняты изменениями у себя дома. 

Так, вроде бы, выборы в парламент в России не принесли никаких сюрпризов и изменений на политическом поле страны. По результатам голосования большинство мандатов получила "Единая Россия", а затем следуют КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия". Тем не менее изменения, и довольно серьезные, происходят на управленческом уровне по инициативе президента страны. Путин перетряхивает верхушку МВД, недавно назначил Нарышкина новым главой Службы внешней разведки (Фрадков возглавит совет директоров РЖД, а на пост спикера Госдумы выдвинут первый замглавы президентской администрации Володин), есть новые назначения в важных структурах ФСБ, в армии (командующие Каспийской флотилией, Балтийским флотом), новый детский омбудсмен, новый министр образования, много новых назначений на местах.   

В свою очередь в Азербайджане состоялся референдум по изменениям в Конституцию, которые, прежде всего, предполагают введение должности первого вице-президента и продление полномочий президента с пяти до семи лет. Также теперь глава государства сможет объявить о проведении внеочередных выборов президента Азербайджана. При досрочном уходе президента со своей должности предлагается сократить сроки проведения внеочередных выборов с трех месяцев до 60 дней. В Основной закон вводятся положение о роспуске президентом парламента и право на участие в парламентских выборах с 18-летнего возраста. 

Впрочем, во многих других странах - участницах Содружества перемены в политической жизни носят довольно болезненный характер. Так, Молдова отказалась от председательства в СНГ в будущем году, поскольку переживает серьезный внутренний кризис (и политический, и экономический). Оставляют желать лучшего и отношения Кишинева с Москвой. Как заявил в Бишкеке Путин, пока что "в условиях несамостоятельности молдавских властей с Кишиневом можно говорить о возможности выстраивания лишь "какого-то рабочего диалога". Хотя даже в двустороннем формате консенсус уже не найти, "ведь Молдова подписала известное соглашение с Евросоюзом и поэтому нужно, безусловно, участие Еврокомиссии".

После июльской "эпопеи" с захватом полицейского участка крайне напряженная ситуация сохраняется в Армении, где президент Саргсян занят сменой правительства. 13 сентября он подписал указ о назначении новым премьер-министром Карена Карапетяна, бывшего мэра Еревана, а до этого главы дочернего предприятия "Газпрома" - "АрмРосгазпрома" и первого вице-президента "Газпромбанка" в Москве. Как пишут армянские СМИ, Карапетян начал резво - поменял почти весь экономический блок правительства, где, кстати, было несколько так называемых олигархов, заявил о необходимости снижения тарифов на газ и электричество, создании подлинного правительства национального единства. Но те же армянские эксперты сомневаются, что за этим последуют реальные перемены, потому что Карапетян явно не дотягивает до роли жесткого реформатора и является откровенно пророссийским политиком, что в Армении устраивает далеко не всех. Возможно, Саргсян просто хочет дотянуть до 2018 года, когда страна перейдет к парламентской форме правления и у него будут шансы самому возглавить кабинет. 

Ждет президентских выборов и Узбекистан, где неожиданная смена власти также пришлась на непростые экономические времена. На пороге изменений стоит соседний Кыргызстан. Примечательно, что буквально сразу после саммита в Бишкеке президент страны Алмазбек Атамбаев, который правит с 2011 года, ушел в краткосрочный отпуск из-за проблем с сердцем, из-за чего он даже отменил поездку на 71-ю сессию Генеральной Ассамблеи ООН. Все это происходит на фоне напряженности вокруг предлагаемых изменений в Конституцию. Атамбаев считает, что премьер-министру и парламенту нужно передать больше полномочий, но его оппоненты, включая бывшего временного президента Розу Отунбаеву, уверены, что киргизский лидер хочет продлить собственное пребывание во власти, став премьер-министром. Кстати, в середине сентября президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов также подписал закон, согласно которому в стране вводится новая редакция Конституции, увеличивающая срок полномочий президента до семи лет и отменяющая возрастные ограничения для кандидатов на данный пост.

 

Альтернативы все-таки пока нет

Таким образом, когда политическая ситуация в странах-участницах более-менее стабилизируется, станет понятно, на что они готовы при интеграции на площадке Содружества. А то, что потребность в ней есть, сомневаться все-таки не приходится, особенно в сфере транспортных коммуникаций и транзита, миграционной политики, борьбы с терроризмом и преступностью. Тем более что указанные выше международные структуры на пространстве Содружества (ЕАЭС, ОДКБ, ШОС и др.) по разным причинам не объединяют всех "разведенных", которых объединяет СНГ. Так что площадка Содружества пока не имеет альтернативы, особенно в смысле охвата числа участников. Отдельно стоит упомянуть и ценность СНГ с точки зрения культурно-гуманитарного сотрудничества. Именно это подчеркнул Ильхам Алиев в Бишкеке, особо отметив активную роль Азербайджана в деле укрепления сотрудничества в этой сфере, без которой, "наверное, не было бы того уровня доверия и взаимопонимания, которое сегодня существует". Кстати, статус культурной столицы Содружества в 2017 году получил древний азербайджанский город Гянджа.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

407


Актуально