23 Апреля 2024

Вторник, 23:15

В ШАГЕ ОТ ПРИМИРЕНИЯ

"Обеим общинам Кипра ясно, что варианты два государства и унитарная страна невозможны, остается федеративное государство"

Автор:

15.10.2016

Благодаря усилиям лидеров греческой и турецкой общин кипрский вопрос близок к окончательному урегулированию, сказал генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун после встречи с руководителем Кипра Никосом Анастасиадисом. Встреча Анастасиадиса и главы непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра Мустафы Акынджы с генсеком ООН, вице-президентом и главой Госдепа США, министром иностранных дел Великобритании, президентом Турции и другими лицами стала кульминацией интенсивного переговорного процесса двух лидеров Кипра, проходящего с июня этого года в Никосии. Судя по заявлениям Анастасиадиса и Акынджи, длившийся более 40 лет конфликт, который поставил на грань войны два натовских государства - Грецию и Турцию, создал реальную угрозу межрелигиозной, идеологической и даже цивилизационной войны континентального масштаба, очень близок к редкому в современном мире взаимоприемлемому разрешению. Два лидера выразили решимость идти до конца по пути достижения так тяжело давшихся компромиссов во имя мира. Теперь туркам и грекам-киприотам, 40 лет смотревшим друг на друга через "зеленую" разделительную линию миротворцев ООН, колючую проволоку, вооруженные отряды "голубых касок", придется учиться жить вместе и в согласии в Кипрской федерацией. О том, как помирились греки и турки-киприоты, R+ рассказывает известный политолог Ахмет CОЗЕН.

- Как получилось, что среди дошедших с XX века конфликтов между арабами и израильтянами, индусами и пакистанцами, армянами и азербайджанцами и другими только грекам и туркам удалось договориться?

- В этом большая заслуга лично лидеров кипрских общин. Мы очень надеемся на политическую волю и мужество Анастасиадиса и Акынджи в деле создания Кипрской федерации. Это последний шанс для мирного и процветающего будущего Кипра. Если этого не сделают они, то все надежды на мирный Кипр можно забыть навсегда. Промедление в этом вопросе сведет на нет все усилия и надежды на разрешение кипрского вопроса.

- Анастасиадис говорит, что уже до конца этого года станет возможным подписание мирного договора…

- В этих сроках немного сомневаюсь. Но теоретически это не исключено. Вполне возможно, что на предстоящей встрече двух лидеров в ближайшее время будет выработана "дорожная карта" последующего процесса урегулирования. Затем стороны вместе выработают окончательный вариант соглашения, который будет вынесен на обсуждение и референдум обеим общинам. Этот процесс продлится до начала 2017 года.

Но времени на достижение мира слишком мало. В следующем году на Южном Кипре начинается избирательная кампания предстоящих в 2018 году президентских выборов. Трудно ожидать проведения переговоров во время избирательной кампании. С другой стороны, в 2017 году привлеченные греческими киприотами нефтяные компании начнут разведочное бурение на морских месторождениях газа в Средиземном море. Это очень болезненный вопрос. Несколько лет назад Турция отправила к району месторождений научно-исследовательский сейсмический корабль "Барбаросса" для проведения геологоразведочных работ. В ответ греки-киприоты покинули стол переговоров по Кипру. Данные месторождения Никосия считает своими. Турецкая Республика Северного Кипра тоже считает эти месторождения своим национальным достоянием. Фактор месторождений способен дезорганизовать весь процесс урегулирования кипрского вопроса. В то же время нерешенность кипрского вопроса сделает проблемным привлечение иностранных инвестиций в разработку этих месторождений.

- А что думают простые греки и турки-киприоты?

- Турецкие киприоты хотят выйти из изоляции, стать частью европейского сообщества, в то же время они хотят независимости. Теперь всем понятно, что создание на острове двух независимых государств невозможно. Поэтому турки выступают за федеративное устройство, в котором возможно политическое волеизъявление. Греки-киприоты хотели бы создать унитарное государство, в котором ограничены права общин, и чтобы больший по численности народ доминировал в управлении страной. Но они понимают, что этот путь тупиковый, поэтому также согласны с федерацией. Обеим общинам ясно, что варианты два государства или унитарная страна невозможны. Остается третий компромиссный вариант - федеративное государство. Если этот прагматичный путь станет реальностью, то это будет очень ценным политическим опытом, образцом решения конфликтов в современном мире. Пример совместного мирного проживания двух общин из разных религиозных концессий, языковой принадлежности в регионе Ближнего Востока, а Кипр ближе к этому региону, нежели к Европе, может стать уникальным примером.

- Какова позиция силовых центров в регионе: США, ЕС, Турции и России? Нет ли в кипрском вопросе компромисса, договоренности или торга? Скажем, уступки в кипрском вопросе в обмен на какие-то уступки в сирийском конфликте?

- За кулисами проходящих переговоров между глобальными игроками такой торг вполне возможен. США длительное время прилагают усилия в решении кипрского вопроса, подталкивают обе стороны к решительным действиям в достижении мира. Позиция России несколько иная. Москва также поддерживает мирный процесс, но не хочет терять рычаги влияния в регионе. Кремль не хочет, чтобы этот регион попал в полную гегемонию НАТО и Запада. РФ может создать препятствия, притормозить процесс урегулирования, но полностью дезорганизовать его не удастся. Возможности России не такие широкие, как, скажем, на Южном Кавказе. Договоренности между центрами сил вполне возможны, но пока сложно говорить, в каких рамках и по каким аспектам.

- А как будет формироваться руководство Кипрской федерации, какой будет армия единого Кипра?

- Предполагается создание двухпалатного парламента: с равным представительством двух общин в верхней палате - Сенате и пропорционально численности общин в нижней палате. Законопроекты должны будут пройти через обе палаты парламента. Равное этническое представительство будет также среди судей в Конституционном суде. Исполнительная власть будет президентской, естественно, с ротацией. Но этот вопрос пока обсуждается. Армия Кипра будет символической. Возможно, Кипр станет нейтральной страной, вне военных блоков. Вопрос гарантий безопасности Кипра со стороны Греции и Турции тоже является предметом обсуждений. Кстати, Турция постоянно поддерживала переговоры при посредничестве ООН. Анкара однозначно способствовала продвижению переговоров и поддерживает политическое урегулирование кипрской проблемы.

- Как будет проходить процесс возвращения к интегрированной жизни турок и греков? Среди обеих общин есть люди, пережившие страдания и ненависть.

- Это самое сложное. Можно посочувствовать лидерам греков и турок, которым придется убедить свои народы в необходимости забыть старые обиды. В XX веке в войнах между немцами и французами погибли около 20 млн. человек. Но эти же страны смогли создать основу величайшего сообщества наций - Евросоюза. Теперь между французами и немцами нет границ и нет вражды. Если греки и турки-киприоты не смогут вынести из своих домов и школ ненависть и злобу, то достижение мира и согласия будет очень сложным. Как бы сложно ни было, нам предстоит это сделать.

- Как будут складываться отношения между Кипром и Турцией?

- Анкаре и Никосии предстоит заключить дипломатическое соглашение о дружбе и добрососедстве. Кстати, в случае создания федерации Северному Кипру предстоит отказаться от использования турецкой лиры и перейти в зону евро, имеющего хождение на греческой стороне.

В ближайшие два месяца будут проходить интенсивные переговоры, в ходе которых предстоит решить такие важные вопросы, как формирование власти, компенсация за собственность, потерянную во время боевых действий в 60-70-е годы, организация правоохранительных органов и ряд других.


РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

466


Актуально