25 Апреля 2024

Четверг, 15:39

ВОЙНА НА ВСЕХ ФРОНТАХ

Горячка между РФ и США вполне может с территории Сирии распространиться на другие регионы мира

Автор:

15.10.2016

На фоне последних событий в Сирии отношения между Россией и США и в целом с ведущими странами Запада приняли такой горячий оборот, что наблюдатели заговорили уже не столько о возможности новой холодной войны, сколько об опасности того, что недовольство друг другом может перерасти в открытое военное столкновение. Хотя в свое время именно Сирия стала причиной того, что после украинских событий американские и российские дипломаты вступили в интенсивный диалог, и еще совсем недавно стороны рапортовали о скоординированной борьбе с терроризмом. Всего лишь месяц назад, 12 сентября, Россия и США в качестве посредников сумели договориться об условиях перемирия между сторонами сирийского конфликта. Однако оно длилось недолго - в ночь на 19 сентября в районе Алеппо была уничтожена организованная ООН и сирийским отделением Красного Полумесяца автоколонна с гуманитарной помощью. Страны Запада обвинили во всем российскую авиацию, действующую в САР, поскольку в момент нанесения удара над колонной находились два российских бомбардировщика Су-24, отслеженные радарами. Такие же самолеты стоят на вооружении ВВС сирийской правительственной армии, но ночные полеты способны совершать только российские пилоты. Россия в свою очередь назвала произошедшее провокацией, в первую очередь указав на отсутствие прямых доказательств того, что автоколонна была уничтожена именно с воздуха. Кроме того, в момент удара грузовики находилась на территории, подконтрольной отрядам оппозиции. 

Виновный в нападении так и не был установлен, но разгром гумконвоя стал формальной причиной того, что повстанцы и сирийские правительственные войска объявили о во-зобновлении боевых действий. Неформальной же причиной могло стать совсем другое. 17 сентября международная коалиция во главе с США в районе города Дейр-эз-Зора нанесла авиаудары по позициям сирийских военных, находящимся в окружении боевиков ИГ, хотя ранее считалось, что это зона действия российской и сирийской авиации. В результате   62 военнослужащих погибли, и сразу же началось наступление террористов. Центральное командование ВС США удары признало и заявило, что это была ошибка, но в западной прессе о ней сообщалось весьма мало. В то же время в российских СМИ вообще не упоминали о том, что якобы среди погибших под обстрелами оказались и семеро российских военнослужащих. Эта информация появилась лишь в Интернете. Россия объявила о созыве экстренного заседания СБ ООН, но оно закончилось скандалом. И буквально через несколько дней на просторы Всемирной паутины просочилась информация, никем на официальном уровне не признанная, что якобы корабли ВМФ России, находящиеся у берегов Сирии, точечными ударами уничтожили центр координации иностранных спецслужб, расположенный в западной части провинции Алеппо, убив 30 офицеров - израильских, американских, турецких, саудовских, катарских и британских.

Состоялся ли этот удар на самом деле, нет никаких доказательств, однако 3 октября официальный представитель Госдепа Джон Кирби заявил о приостановке переговоров с Россией по достижению перемирия в Сирии (Вашингтон сохраняет только военные контакты с Москвой во избежание инцидентов в небе над Сирией). Свое решение США объяснили тем, что у них "иссякло терпение" по поводу "несоблюдения Россией своих обязательств в рамках соглашения о прекращении боевых действий". По словам госсекретаря США Джона Керри, российские и сирийские власти не ищут дипломатических путей урегулирования, а пытаются добиться военной победы. Москва ответила на это тем, что на самом деле это США не в состоянии выполнить главное условие для продолжения сотрудничества - размежевать наконец умеренных оппозиционеров и террористов. Российская авиация продолжает помогать войскам Асада в наступлении на Алеппо, который стал одним из символов сопротивления оппозиции, и его взятие правительственной армией имело бы очень большое психологическое значение. 

При этом страны Запада обвиняют Москву в бомбардировках больниц и других гражданских объектов, что приводит к гибели сотен мирных жителей. Согласно данным, опубликованным Лондонским аналитическим и консалтинговым центром по обороне и безопасности (IHS), с начала года вылеты российской авиации против сил и объектов ИГ сократились с 26 до 17%, хотя Кремль по-прежнему утверждает, что атакует только позиции экстремистских организаций и призывает Запад присмотреться к своим аналогичным действиям, и не только в Сирии. Тем не менее Франция заявила, что собирается обратиться в Международный суд с просьбой расследовать возможные военные преступления в Сирии, об этом же говорил и глава Госдепа США Джон Керри. 

Впрочем, дело, как видно, не только в мирных сирийцах. 6 октября представитель Минобороны РФ заявило о готовности сбивать системами С-400 и С-300 в Сирии "любые неопознанные летающие объекты" над территорией, контролируемой сирийским правительством, поскольку они представляют явную угрозу российским военнослужащим. Также Россия заговорила о бессрочном размещении своей авиагруппы на территории Сирии. Пентагон, в свою очередь, заговорил о введении собственных "мер безопасности". При этом представитель Минобороны США Питер Кук поинтересовался, против кого нацелены С-300 и С-400, если у террористов в Сирии нет авиации. Параллельно   8 октября Минобороны России подтвердило переброску "Искандеров" в Калининградскую область РФ "в рамках плана боевой подготовки". В НАТО решили, что "Искандеры" оснащены именно ядерными боеголовками и поэтому "этот шаг способствует росту напряженности в регионе". 

Очередная же попытка вынести разрешение ситуации на дипломатическое поле 8 октября закончилась полным провалом и новым обменом "любезностями". Россия заблокировала в СБ ООН предложенную Францией резолюцию, требующую создания бесполетной зоны над Алеппо. Российский МИД заявил, что текст документа составлен "явно при потакании Вашингтона", а попытка запретить полеты авиации в районе Алеппо направлена на то, чтобы обеспечить прикрытие террористам "Джабхат ан-Нусры" и примкнувшим к ним боевикам. При этом межсирийский политический процесс, по мнению Москвы, "саботируется именно теми оппозиционерами, которых всячески опекает и выгораживает Запад". Вслед за этим Совбез отверг подготовленный Россией альтернативный проект резолюции по плану спецпредставителя ООН Стаффана де Мистуры. План заключался в выводе боевиков "Джебхат ан-Нусры" из Алеппо в контролируемую оппозицией провинцию Идлиб.

Естественно, что на этом фоне американцы вместе с союзниками и партнерами заговорили о новых санкциях против России. Издание WSJ сообщило, что с инициативой за весь Евросоюз может выступить Германия. В то же время Deutsche Welle пишет, что среди немецких политиков нет согласия по данному вопросу. Но факт в том, что он активно обсуждается. Кстати, что касается санкций, то их очень неожиданно для всех затронул в своем указе от 3 октября Владимир Путин. Президент России приостановил действие соглашения с США об утилизации плутония, а позже и соглашения о сотрудничестве в научных исследованиях и разработках в ядерной и энергетической сферах. Российские специалисты по поводу данного, не очень известного до этого широкой публике, документа уже все сказали, особенно то, что американцы оказались не способны (или не захотели?) построить специальные предприятия для уничтожения плутония промышленным способом, а предложили его, по сути, просто помещать в хранилища. 

Однако главные слова в указе Путина совсем другие, а именно то, что он объясняет свое решение "возникновением угрозы стратегической стабильности в результате недружественных действий США в отношении РФ". И далее следует целый список условий, при выполнении Вашингтоном которых Россия может возобновить действие договора. Это сокращение военной инфраструктуры и численности контингента войск США на территориях стран - членов НАТО, вступивших в Альянс после 2000 года, отмена закона Магнитского, всех направленных против России положений закона 2014 года о поддержке свободы Украины, всех санкций, введенных Штатами в отношении отдельных российских субъектов, юридических и физических лиц, а также компенсация потерь от этих санкций, в том числе "потери от введения вынужденных контрсанкций в отношении США". Как отметил кто-то в комментарии в социальной сети, странно, что Путин в этом списке еще не потребовал вернуть Аляску. Список настолько нереальный, что либо можно заподозрить Владимира Владимировича в том, что ему отказал здравый смысл (что вряд ли), либо то, что он в самый разгар конфликта вокруг Сирии решил по полной подтрунить над "западными партнерами". Вопрос в том, для чего он это сделал? 

Риторика и так ведется на повышенных тонах. На площадках мировых СМИ и международных организаций, по сути, в лицо говорится то, что раньше себе позволяли только эпатажные журналисты и политологи, да и то далеко не все. Так, МИД РФ заявил, что Вашингтон готов "заключить сделку с дьяволом", то есть "пойти на союз с отъявленными террористами" для того, чтобы "добиться вожделенной смены власти в Дамаске". Ранее официальный спикер Госдепа США Джон Кирби жестко раскритиковал Россию за действия в Сирии, заявив, что террористы "продолжат пользоваться вакуумом власти для расширения своих операций", и их акции, "несомненно", будут включать в себя "удары по российским интересам, возможно, даже по российским городам", Россия будет "продолжать терять ресурсы, возможно, даже снова самолеты". Официальный представитель МИД России Мария Захарова слова своего американского коллеги сравнила с командой "Фас!". Вот так - ни много ни мало. Во время обсуждения в СБ ООН неудачных резолюций по Сирии постпред Великобритании при ООН Мэтью Райкрофт назвал российское вето "циничным злоупотреблением привилегиями и ответственностью постоянного члена СБ ООН". В ответ российский постпред Виталий Чуркин заявил, что "Великобритании пора прекратить поддерживать "всякий сброд" по всему миру и оставить колониальные привычки, тогда ситуация оздоровится в очень многих областях и районах света". И это только некоторые примеры дипломатических разговоров за последние несколько недель. 

Проблема сейчас заключается в том, что Россия и США совершенно по-разному смотрят на ситуацию. Это лучше всего иллюстрирует статья в New York Times под названием "Возможно, Россия жестоко бомбит Алеппо не случайно, и расчет ее, похоже, оправдывается". По мнению издания, Алеппо - это один из последних оплотов повстанческих группировок, которые в условиях осады "поставлены перед страшным выбором: обратиться за помощью к экстремистам или умереть с голоду". Это, по мнению автора одной из самых влиятельных на Западе газет, и есть цель России - смешать повстанцев с джихадистами и замарать их. В то же время другие СМИ намекают, что американцы могут оснастить оппозицию ПЗРК, которые могут сбивать российские и сирийские самолеты. Поэтому западные СМИ призывают Россию вспомнить афганский опыт и вообще подумать о том, что происходящее может надолго испортить ее отношения с арабским миром. 

Действительно, Кремль явно сейчас пытается извлечь максимум из ситуации, когда уходящая американская администрация уже, по сути, потеряла всякую волю и охоту к решительным действиям. При этом в успех Путина в Сирии на Западе не верит никто. Ведь для того, чтобы удерживать под своим контролем всю территорию Сирии, России нужно много средств и сил, а сам Асад после пяти лет войны уже мало что может. Но после пяти лет войны остаться больше сил, чем у Асада, не может и у сирийской оппозиции. Поэтому вопрос в том, что хотят главные действующие в Сирии силы: США и Россия и до чего могут довести их цели? 

Намерение Путина надолго остаться в САР уже более чем очевидно, хотя это было понятно еще с тех пор, как Кремль принял решение прийти на помощь Асаду. Пока непонятно, чем конкретно будет отвечать на это Вашингтон. Как уже было сказано, до выборов нового президента от Вашингтона вряд ли стоит ожидать активных шагов в Сирии, а потом все будет зависеть от того, кто окажется у руля власти: Трамп, который более-менее примирительно настроен по отношению к Москве, или Клинтон, известная своими ястребиными устремлениями и уже давно забывшая о кнопке "перезагрузка", которую она так самозабвенно жала на пару с Лавровым. Во время вторых дебатов с Трампом г-жа Клинтон уже пообещала в случае победы "бросить вызов" Путину и расследовать "военные преступления" в Сирии. Хотя, судя по последним высказываниям американских политиков и публикациям в различных СМИ, складывается ощущение, что среди американского истеблишмента нет согласия по поводу того, какой линии придерживаться по отношению к России. И это уже первое, что отличает нынешнюю ситуацию от холодной войны XX века - тогда СССР был однозначным врагом. Сейчас не все так однобоко. 

Для международного же сообщества серьезное ухудшение отношений между Вашингтоном и Москвой тоже несет в себе много неприятных моментов. Прежде всего это ослабление контроля за ядерным вооружением: если две мировые державы никак не могут договориться, то что уж говорить о других странах с ядерными амбициями? Кроме того, горячка между РФ и США вполне может с территории Сирии распространиться на другие регионы мира - в первую очередь опять в ту же Украину. Под угрозой находятся страны ЦА, Балтийского региона, Молдова, Балканы и, увы, Южный Кавказ. Прямого столкновения России и США/НАТО, конечно, не будет, но ведь они уже практически в открытую выясняют отношения в Сирии.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

381


Актуально