28 Марта 2024

Четверг, 23:19

"МЕЧТА" УБИЛА МЕЧТУ

Грузины проголосовали за прежнюю власть

Автор:

15.10.2016

Парламентские выборы в Грузии завершились победой правящей партии "Грузинская мечта". Таким образом, можно говорить о продолжении в предстоящие четыре года прежнего политического курса официального Тбилиси, заложенного миллиардером Бидзиной Иванишвили - фактическим лидером победителей, с которыми большая часть грузинского народа связывает свои надежды на свершение всенародной мечты о лучшем будущем.

Предвыборная борьба в Грузии прошла в довольно острой политической обстановке, отдельными сюжетами которой, как утверждают наблюдатели, были угрозы в адрес избирателей, использование административного ресурса, нападения на кандидатов, в том числе и во время встреч с избирателями, компроматы и публикация расследований уголовных дел с участием представителей ведущих партий. Более того, накануне выборов произошли и ряд покушений на известных политиков. В конце сентября в Гори неизвестные открыли стрельбу по охране кандидата в депутаты, экс-министра обороны Грузии Ираклия Окруашвили. Сам он не пострадал, но ранения получили его охранник и координатор.

5 октября, за три дня до выборов, в оживленном районе грузинской столицы был взорван автомобиль депутата Гиви Таргамадзе. Политик не пострадал, однако в больницу с ранениями различной тяжести попали водитель Таргамадзе и трое случайных прохожих. Президент Грузии Георгий Маргвелашвили выразил пострадавшим свои извинения за то, что "государство не смогло уберечь своих граждан от преступных действий".

Премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили, являющийся председателем правящей партии "Грузинская мечта", расценил покушение на Таргамадзе как действие, направленное на дестабилизацию ситуации в канун выборов, превращение страны "в поле кровавых разборок с целью получения собственной политической выгоды". Обратившись к исполнителям преступления, он пригрозил: "Вы обязательно строго ответите перед законом. Ни одного виновника не защитит никакой иммунитет или гражданство другой страны!".

Глава грузинского правительства тем самым открыто намекнул на экс-президента Михаила Саакашвили, принявшего гражданство Украины и занимающего ныне пост губернатора Одесской области. Несмотря на автоматическую потерю им грузинского гражданства, Саакашвили остается фактическим лидером ведущей оппозиционной силы в Грузии - "Единого национального движения" (ЕНД). Что касается покушения на Таргамадзе, то он отверг обвинения в причастности к этому преступлению и со своей стороны сделал ответный выпад против властей. По его словам, "большого патриота" Гиви Таргамадзе "выбрали целью потому, что он активно контактировал с правоохранителями, что очень пугает Иванишвили".

По сути же самого избирательного процесса Саакашвили явил самую большую интригу выборов, обещая вернуться в Грузию в случае непременной, как он полагал, победы своих сторонников. Своих ожиданий в связи с возвращением Саакашвили не скрывали и его супруга, второй номер в партийном списке ЕНД Сандра Рулофс, а также формальный руководитель "националов", экс-министр иностранных дел и экс-спикер грузинского парламента Давид Бакрадзе. Между тем министр внутренних дел Грузии Георгий Мгебришвили пре-дупреждал, что в случае пересечения границы Грузии экс-президент, против которого заведено несколько уголовных дел, будет арестован. Однако последующие события и, главное, итоги парламентских выборов лишили Михаила Саакашвили возможности триумфального возвращения на родину.

Выборы в 150-местный парламент Грузии состоялись на основе смешанной избирательной системы: 77 депутатов избирались по партийным спискам, 73 - по одномандатным округам (то есть по мажоритарной системе). В выборах приняли участие 19 партий, 6 избирательных блоков и более 800 кандидатов в одномандатных округах. 

Согласно результатам выборов, победу одержала "Грузинская мечта", которая набрала 48,8% голосов. ЕНД набрало 27,1%. В парламент также прошел "Альянс патриотов Грузии", сумев пройти пятипроцентный барьер и получить 5,006%. 

Что касается других политических сил, то ни одна из них не преодолела 5-процентной планки для вхождения в высший законодательный орган. "Свободным демократам" во главе с экс-министром обороны Ираклием Аласания, "Государству для народа", лидером которой является известный оперный певец Паата Бурчуладзе, "Республиканской партии" под председательством спикера парламента Давида Усупашвили, а также Лейбористской партии, руководимой известным политиком Шалвой Нателашвили, не удалось пробиться в парламент. 

Ожидается, что в ряде избирательных округов для мажоритарных кандидатов, где ни один из них не набрал необходимого количества голосов (50% плюс один голос), будет проведен второй тур. Однако второй тур в некоторых мажоритарных округах не окажет существенного влияния на общую картину предпочтений грузинского электората. "Грузинская мечта", бесспорно, сохранит лидерство в политической системе страны. Даже несмотря на протесты ЕНД, обвиняющего власти в организации "нечестных выборов".

"Выборы были сфальсифицированы по всем направлениям", - заявил, в частности, один из лидеров ЕНД Ника Мелия. Сам Михаил Саакашвили призвал своих сторонников из ЕНД не сдаваться. Однако вопреки прогнозам многих экспертов итоги выборов не привели к каким-либо серьезным эксцессам, поскольку сторонникам экс-президента не удалось организовать массовые акции протеста. Отсутствие протестной волны и стало причиной того, что Саакашвили не удалось, как он обещал, "переплыть Черное море и вернуться на родину". Из этого, конечно, можно сделать вывод о том, что времена Михаила Саакашвили в Грузии безвозвратно прошли, и большинство грузинского народа никогда не проголосует за возвращение к власти того, с чьим именем так или иначе связано поражение страны в августовской войне 2008 года, ознаменовавшейся фактическим отпадением от Грузии мятежных автономий - Абхазии и Южной Осетии. О перспективах дальнейшей карьеры Саакашвили и возглавляемой им ЕНД на политическом поле Грузии можно будет судить по итогам предстоящей деятельности у руля страны "Грузинской мечты".

Многим грузинам действительно импонируют - и это подтверждается итогами состоявшихся выборов - определенные реформы, проводимые правительством "мечтателей". Речь идет, прежде всего, о достаточно популярных программах внедрения всеобщего медицинского страхования и бесплатного лечения гепатита С, ряде мер, способствующих открытию для грузинской продукции закрывшегося при президентстве Саакашвили российского рынка. Вместе с тем немалая часть населения Грузии отдает должное достижениям, достигнутым при Саакашвили, в первую очередь успешной борьбе с коррупцией. Поэтому окончательно перечеркивать шансы "националов" на возвращение на политический Олимп Грузии, думается, преждевременно.

Как бы там ни было, сегодня ясно одно: Грузия получила парламент при безусловном доминировании правящей политической силы. Это означает, что политическая стратегия действующего грузинского руководства будет продолжена.

Во внешнеполитическом контексте очередная победа "Грузинской мечты" будет означать продолжение более гибкой, нежели это было при Саакашвили, политики в отношении России. Однако ожидать кардинального сближения между Москвой и Тбилиси не приходится, поскольку Россия, судя по всему, непоколебима в своем признании Абхазии и Южной Осетии в качестве независимых государств. Между тем фактом является запрос грузинского общества на улучшение отношений с Москвой. Об этом говорит, в частности, достигнутое на парламентских выборах третье место "Альянса патриотов", который многими воспринимается как политическая сила пророссийской направленности. Лидер "Альянса патриотов" Ирма Инашвили, два года назад претендовавшая на должность мэра Тбилиси, ранее работала на российском Первом канале. Ныне она обязуется защищать Грузию от "пагубного влияния Запада" и наладить отношения с Россией.

Еще одна политическая сила, которую в Грузии называют пророссийской, - "Нино Бурджанадзе - демократическая Грузия". В своей предвыборной программе партия Нино Бурджанадзе, одного из лидеров "революции роз", экс-спикера грузинского парламента, предлагала объявить Грузию внеблоковой страной, активно развивать отношения и с Западом, и с Россией. Впрочем, итоги выборов свидетельствуют о личном провале Бурджанадзе, которой за годы активной оппозиционной деятельности так и не удалось создать партию, способную стать более-менее влиятельной составляющей грузинской политической системы.

Однако пророссийские настроения отдельных политических сил не отменяют того факта, что грузинское общество в целом остается ориентированным на интеграцию в евроатлантическое пространство. Очередная победа проевропейской "Грузинской мечты" говорит о том, что Тбилиси продолжит прозападный курс. В программе "мечтателей" прямо указывается цель углубления стратегического партнерства с США, в том числе и в сфере обороны. Хотя следует признать, что ожидания многих грузин на скорое вступление в НАТО и Евросоюз сменились разочарованием. Не в последнюю очередь вследствие нежелания западных структур идти на серьезную конфронтацию с Россией из-за Грузии.

Особых изменений не стоит ожидать и во взаимоотношениях Грузии с соседями по Южнокавказскому региону. Правительство "Грузинской мечты" рассматривает Азербайджан в качестве своего ближайшего стратегического партнера, но при этом не оставляет попыток подтянуть Армению на один уровень с нашей страной в перечне приоритетов внешней политики Тбилиси. Попыток, кстати, явно безуспешных, если учитывать масштаб воздействия Баку на экономическую ситуацию в Грузии, позиции этой страны в региональной политике, масштабных проектах на Евразийском перекрестке, осуществляемых при лидирующей роли Азербайджана.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

444


Актуально