20 Апреля 2024

Суббота, 18:47

КОРОЛЬ БЕЗ СВИТЫ

Новый состав правительства Армении трудно назвать людьми Сержа Саргсяна

Автор:

15.10.2016

Двухнедельная эпопея с захватом полицейского участка в Ереване выявила всю сложность внутриполитической ситуации в Армении, когда значительная часть населения поддержала действия террористической организации "Сасна црер". Правда, как предположили многие аналитики, сам глава Армении Серж Саргсян и инсценировал последние протесты, чтобы укрепить пошатнувшиеся позиции на переговорах по Карабаху. Однако внутриполитическое недовольство в Армении настолько велико, что люди готовы поддержать любого, кто выступит против власти. В результате Саргсян был вынужден объявить о подготовке к формированию правительства национального согласия, дабы хоть как-то усмирить волну недовольства. Вместе с тем почти все армянские эксперты возмущаются составом нового правительства, не имеющего, по их мнению, ничего общего с понятием национального согласия. 

 

"Символ перемен", или Дамоклов меч?

Итак, новым премьер-министром Армении стал Карен Карапетян, родившийся, как и сам Серж Саргсян, в Азербайджане. Получив образование в Армении, Карапетян с 90-х годов работал в разных структурах российского "Газпрома". Глава Армении обозначил нового премьера "своеобразным символом перемен", правда, "в случае эффективной работы" последнего.

По мнению же экспертов, Карен Карапетян является ставленником Кремля и будет исполнять роль дамоклова меча над головой Саргсяна. Например, как заявил террорист и представитель организации "Учредительный парламент" Алек Енигомшян, "Карапетян - это ни много ни мало чиновник из Москвы. Мы уже докатились до того, что уступаем суверенитет Армении еще на одну ступень, когда российский чиновник становится премьер-министром Армении. Это делает ситуацию более серьезной с точки зрения борьбы за деколонизацию". Такого же мнения придерживается лидер партии "Республика" Арам Саргсян, который считает, что Карапетяна выбрали за пределами Армении с определенной миссией. 

Но и у самого армянского президента есть причины для назначения Карапетяна. Во-первых, за ним не замечено особо компрометирующих действий, в отличие от его предшественников Тиграна Саркисяна и Овика Абрамяна. Во-вторых, в отличие от того же Абрамяна, Карапетян не обладает политическим весом и экономической мощью. И, наконец, в 2018 году, когда по новой Конституции исполнительная власть в основном перейдет в руки премьер-министра, Карапетян может вернуть свой пост Саргсяну намного легче, чем это сделал бы Овик Абрамян, оставивший пост премьера с нескрываемой обидой. Хотя ряд событий последнего времени показывают, что Карапетян тоже может оказаться "крепким орешком" с политическими амбициями. 

 

Месседжи нового премьера

Совсем недавно Армению посетил известный экономист, членкор Академии наук СССР Абел Аганбекян. Следует напомнить, что, будучи главным экономическим советником Михаила Горбачева, он был одним из авторов идеи перестройки. В наше время немало специалистов считают Аганбекяна одним из виновников развала Советского Союза. Он также является автором "первого выстрела" в карабахской войне: в ноябре 1987 года, выступая перед представителями армянской диаспоры в Париже, он заявил: "Как экономист я считаю, что Карабах больше связан с Арменией, чем с Азербайджаном". 

Итак, посетив Ереван по приглашению нового премьер-министра, этот либеральный экономист сделал весьма интересные заявления. После долгой похвалы в адрес Карена Карапетяна как своего способного ученика, на вопрос сотрудницы газеты "Грапарак" о том, что он может посоветовать президенту Саргсяну, академик ответил красноречиво и емко: "Уйти! Он показал, что ничего не в состоянии делать". При любом раскладе данный шаг является весьма открытым вызовом Саргсяну, причем не столько со стороны пожилого либерала, сколько его "подопечного", нового премьер-министра Армении. 

Еще больший резонанс вызвал другой месседж новоиспеченного премьера. На заявление Карапетяна, что "примитивному воровству" в госаппарате (при этом он не уточнил, как быть с более изощренным воровством) должен быть положен конец, глава армянского парламента Галуст Саакян ответил так, что поверг лингвистов в ступор. По мнению Саакяна, "воровство - это не от слова "воровать". Под воровством, как пояснил спикер, имеется в виду не то, когда люди из воровской среды в буквальном смысле воруют и уносят. Речь, оказывается, идет всего лишь о невыполнении функций. Завершив свое постмодернистское толкование понятия "воровство", Саакян добавил, что если кто-то знает имена воров, то он должен обратиться в соответствующие органы. Словом, дал понять, что политическая элита Армении не собирается долго терпеть "самовольные высказывания" нового премьера. 

Между тем до парламентских выборов в Армении остается меньше семи месяцев. Учитывая структуру власти и правила игры внутри правящей элиты, вопрос о том, какие "символические" перемены может привнести команда Карапетяна в существующий "порядок" за такой короткий срок, остается открытым. Новое правительство бессильно перед системным кризисом в Армении и способно разве что на популистские заявления. Например, недавно обсуждался вопрос пересмотра цен на газ и электроэнергию. И это при том, что существующая ценовая политика была сформирована именно самим Карапетяном в бытность его руководителем "Армросгазпрома". Выходит, или он тогда не осознавал высокий уровень этих тарифов, или же преднамеренно действовал против своего народа.

 

Вся королевская рать

В новом правительстве Армении семь министров (в том числе министры финансов, здравоохранения, культуры, энергетики, транспорта и связи, экономики и сельского хозяйства) были назначены по рекомендации Карапетяна.

Довольно значимый для Армении пост министра диаспоры сохранила за собой Грануш Акопян, в чем эксперты также узрели "российский след". По их мнению, тут не обошлось без поддержки российских олигархов армянского происхождения Карена и Самвела Карапетянов (группа "Ташир"). Госпожа Акопян долгие годы занимается "перекачкой" пожертвований армянской диаспоры в "нужные сферы". Судя по всему, министр диаспоры и далее продолжит выкачивать деньги Спюрка. 

Кстати, говоря о диаспоре, нельзя не упомянуть еще одну партию, старожила "Армянского дела" - революционную федерацию "Дашнакцутюн", представленную в новом правительстве тремя министрами: образования и науки, охраны природы, территориального управления и развития. Впрочем, это не помешало лидеру дашнаков Гранту Маргаряну во время митинга в Ванадзоре заявить о необходимости "качественной смены власти". При этом открытым остается вопрос: почему в таком случае дашнаки согласились на три министерских портфеля в нынешнем правительстве? 

Главная же интрига процесса формирования нового правительства Армении, несомненно, сложилась вокруг назначений на посты двух министров: иностранных дел и обороны. После апрельского поражения Армении на карабахском фронте остро стоял вопрос об отправке в отставку именно этих двух министров. Их судьба до последнего была не ясна. То ли Серж Саргсян хотел сохранить интригу до конца, то ли не получал конкретных директив извне. По материалам армянской прессы, глава МИД Армении Эдвард Налбандян лично заручился поддержкой министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Это позволяет судить о том, какой будет дальнейшая внешняя политика Армении. 

Что же касается назначения на пост министра обороны, то данное событие по праву можно считать кульминацией процесса формирования нового армянского правительства. Дело в том, что после "тихого переворота" 1998 года Армения управляется военной хунтой, состоящей из полевых командиров - участников военных преступлений против человечности в Карабахе. Соответственно главной силой в стране является армия, а пост министра обороны - самым стратегическим. Кстати, Серж Саргсян сам в свое время занимал этот пост. 

Бывший министр Сейран Оганян давно впал в немилость правителей Армении. Частая публикация материалов компрометирующего характера о нем и членах его семьи, поражение Армении в той же апрельской войне и другие факторы говорили о том, что в скором времени Оганян распрощается со своим постом. Вместе с тем ходят разговоры, что он станет генеральным секретарем Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Однако сам Оганян исключил такую возможность. Заменит он Николая Бордюжу на посту генсека ОДКБ или нет, пока неизвестно. Бесспорным является то, что после ухода с поста министра обороны Армении он пополнит ряды обиженных на Сержа Саргсяна. Газета "Грапарак" пишет, что после отставки Сейрана Оганяна муссируются разговоры о его переходе в оппозиционный лагерь - его пророчат на пост председателя партии "Шрджадарц" ("Перелом"), которую намерен сформировать подавший в отставку заместитель руководителя аппарата президента Виктор Даллакян.

Так или иначе, на посту министра обороны Армении Сейрана Оганяна заменил Виген Саркисян, что стало причиной замешательства в армянских экспертных кругах. Выпускник Северо-Западной академии гражданской службы в Санкт- Петербурге Виген Саркисян продолжил образование в Флетчерской школе права и дипломатии США, университетах Тафта и Гарварда. Вернувшись в Армению, он занимал ряд административных должностей. Однако в длинном послужном списке Саркисяна нет ни одного пункта, связанного с воинской службой или работой в правоохранительных органах. 

Однако параллельно с новым министром Серж Саргсян назначил также нового начальника генерального штаба вооруженных сил Армении. Им стал бывший командующий "армией НКР" Мовсес Акопян. Бывший же глава генштаба, пенсионер Юрий Хачатуров будет доживать последние дни своей карьеры на символическом посту секретаря Совета безопасности. Согласно предположениям армянских СМИ, министр обороны Виген Саркисян займется организационными вопросами, включая закупки и прочие "гражданские" вопросы, в то время как непосредственное управление войсками будет осуществляться Мовсесом Акопяном. 

По одной из версий, назначением Акопяна начальником генштаба ВС Армении Саргсян заодно приблизил его к себе, заставив отвернуться от своего верного союзника и бывшего командира, а именно - экс-президента Армении Роберта Кочаряна.

Таким образом, Сержу Саргсяну, казалось бы, удалось укрепить свои позиции в Армении. Но это лишь видимая сторона медали. Отношение большинства армянского населения к действующему главе своего государства однозначно негативно. Новый состав правительства во главе с Кареном Карапетяном также нельзя однозначно назвать людьми самого Саргсяна. Вдобавок, обновив кабинет министров, глава Армении заработал врагов из числа влиятельных лиц своего некогда близкого окружения. В их числе и Овик Абрамян, и Сейран Оганян, и многие другие из теперь уже бывшей президентской команды. То есть Саргсян фактически превратился в короля без свиты.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

414


Актуально