20 Апреля 2024

Суббота, 17:43

СТРОГИЙ КОНСЕРВАТОР

Франсуа Фийон, опередив Саркози, стал главным претендентом от республиканцев на пост президента Франции

Автор:

01.12.2016

"Предвыборные обещания обязывают не тех, кто их давал, а тех, кто им поверил", - говорил когда-то президент Франции Жак Ширак. Но в случае с избранием в 2012 году Франсуа Олланда было все несколько по-другому. Люди из самых разных слоев французского общества не то чтобы поверили в его предвыборные обещания, а скорее увидели в нем антипода Николя Саркози. 

Вот и уходит теперь Олланд, а скорее всего это так и произойдет, не за обман избирателей, а потому, что не смог предложить обществу продуманную экономическую программу. Ведь его метало от реформ в социалистическом духе (среди которых самым резонансным стало повышение ставки налогообложения для самых богатых до 75%) до неолиберальных вроде "закона эль-Хомри", вызвавшего массовые протестные настроения в республике весной этого года. Французы вышли на улицы в защиту своих социальных завоеваний, которые у них частично отбирались для того, чтобы снизить безработицу. Высокий уровень незанятости, по мнению правительства, напрямую связан с нежеланием работодателей нанимать сотрудников из-за будущих осложнений при их увольнении. "Закон эль-Хомри" предусматривает увеличение рабочего дня, упрощение условий увольнения, сокращение выплат и другие непопулярные меры. 

Однако безработицу Олланд не только не сократил, но и увеличил с   7 до 10 с лишним процентов. В результате на протяжении всего срока президентства доверие к нему со стороны сограждан неуклонно снижалось, побивая все новые и новые антирекорды. Ну а уж после выхода в свет в октябре этого года нашумевшей книги "Президенту не следует такого говорить", написанной журналистами газеты Le Monde на основе бесед с Франсуа Олландом, речь идет уже даже о потере уважения к нему.

Как следствие, на президентских выборах весной следующего года социалисты, вероятно, будут представлены нынешним премьером Мануэлем Вальсом. Считается, что у него больше шансов противостоять традиционно главным противникам - республиканцам. Из-за низких рейтингов президента его не решились номинировать напрямую и было объявлено о проведении праймериз Социалистической партии. Пройдут они в январе 2017 года. Изначально социалисты хотели провести общие праймериз для всех левых, однако Французская компартия и большинство "зеленых", входивших в так называемый "Прекрасный народный альянс", созданный в июне 2015 года, не поддержали эту инициативу. Видимо, бывшие союзники социалистов решили не связывать свою судьбу с партией, которая не способна привести к победе на предстоящих выборах. 

Опросы общественного мнения демонстрируют все нарастающее недовольство в обществе ситуацией в стране. Французы приходят к осознанию того, что перемены неизбежны и необходимы и что дальше этот социализм в том виде, в каком существует сейчас, продолжаться не может.

Судя по всему, на предстоящих выборах граждане Пятой республики с особым пристрастием будут изучать программы кандидатов в президенты на наличие в них понятной экономической программы и действенных методов борьбы с терроризмом. Эти две темы станут определяющими при избрании руководителя страны на следующие пять лет.

Раньше социалистов со своим кандидатом определились республиканцы, впервые решившие провести отбор не внутри партии. Два года назад руководители Союза народного движения, переименованного в 2015 году в партию "Республиканцы", приняли решение о проведении открытых праймериз. Принять в них участие приглашались граждане Франции, согласные подписать политическую хартию, подтверждающую их приверженность идеалам правоцентристов, и готовые внести 2 евро. 

Кандидатов было семь, но лидеров по соцопросам трое - бывший президент Николя Саркози и возглавлявшие в разное время Кабинет министров Ален Жюппе, ныне мэр Бордо, и Франсуа Фийон. Причем последний фаворитом не значился и серьезного внимания со стороны прессы и экспертов не удостаивался. 

Так что результаты праймериз оказались для многих крайне неожиданными. Главной новостью стало поражение Саркози уже в первом туре, который преодолели Фийон и Жюппе. 

Итак, Саркози уже во второй раз в своей карьере заявляет о том, что уходит из большой политики. "Для меня наступило время вести жизнь с большим количеством частных страстей и с меньшим количеством страстей общественных. Удачи Франции", - сообщил он сразу же после объявления итогов. Одновременно призвав своих сторонников во втором туре отдать свои голоса Фийону - человеку, которого еще совсем недавно называл "жалким типом". Но, видимо, вовремя сориентировался и сделал ставку на явного лидера.

Надо сказать, что у Саркози и Жюппе есть одно очень существенное уязвимое место - оба не в ладах с правосудием, чем не преминул воспользоваться их соперник. Саркози обвиняется в незаконном финансировании своей предвыборной кампании 2012 года, а Жюппе 12 лет назад получил 14 месяцев условного заключения за участие в махинациях с рабочими местами в бытность Жака Ширака мэром Парижа. Он тогда еще хорошо отделался, так как ему грозил запрет на политическую деятельность. "Кто хоть на секунду может представить себе генерала де Голля в статусе подследственного?" - восклицал Фийон, намекавший на то, что претендент на высший пост в государстве должен быть образцом порядочности.

62-летний Франсуа Фийон, пять лет проработавший с Николя Саркози в качестве премьер-министра, тщательно прорабатывал свою предвыборную кампанию. 

"Я кандидат на президентских выборах, потому что не хочу, чтобы моя страна была отдана в руки демагогов, которые могут лишь привести ее к катастрофе, - пояснил он в своей программной речи. - Я никогда не мечтал быть президентом республики. Но Франция всегда была моей страстью. Я не сверхчеловек. Я человек надежный - верный своим убеждениям. Первое условие национального возрождения, друзья мои, состоит в уважении прошлого, в принятии истории, в признании настоящих героев, создавших нашу родину".

Противники Фийона уверяют, что он мало чем отличается от Саркози, так как в бытность премьером проводил экономическую политику "правая риторика, левые действия". Например, несмотря на обещания о "низких налогах", они как были высокими, так и остались.

Правда, сам Саркози в ходе предвыборной кампании, не желая делить свою политическую славу, все время называл Фийона "мой сотрудник", тем самым косвенно освобождая его от ответственности. Но были и редкие исключения, вроде "мы с Франсуа приняли решение закрыть посольство в Сирии". Победитель праймериз, надо отдать ему должное, от ответственности за свои действия в 2007-2012 годах не уклонялся, но подчеркивал, что он воплощал все же не свою политику, а президента. Теперь у него своя программа, над которой, по его словам, команда работает уже с 2013 года. 

Программу Фийона левая газета "Монд" называет "коктейлем из консерватизма и тэтчеровского либерализма". Политик выступает за ультралиберальные реформы: сокращение государственных расходов на 110 млрд. евро и числа чиновников на 500 тыс. человек (сейчас их порядка 5 млн.) с переводом оставшихся с 35- на 39-часовую рабочую неделю; увеличение пенсионного возраста с 62 до 65 лет; отмену налога на состояния для богатых; повышение НДС с 20 до 22%, но в то же время снижение налога на прибыль предприятий и социальных отчислений для бизнеса и т.д.

Объясняя его успех, политолог Бруно Котре обратил внимание на недостатки основных соперников - Саркози и Жюппе. Бывший президент меньшее внимание уделил экономике, а кампания Жюппе апеллировала не к традиционному консервативному избирателю, а к более широким слоям населения, полагает эксперт. "Фийон - классический консервативный правый кандидат. Он хочет глубоких реформ: сокращения роли государства и сокращения системы социального обеспечения", - цитирует Reuters Бруно Котре.

Лидер республиканцев - практикующий католик и отец пятерых детей. Его кандидатуру поддерживают, в частности, противники предоставления однополым парам права на вспомогательные репродуктивные технологии. Он выступает также за замену права на "полное" усыновление правом на "простое" усыновление, при котором ребенок сохраняет юридически родственные связи со своими настоящими родителями.

Рейтинг этого политика заметно вырос, когда через месяц после теракта в Ницце он выпустил книгу "Как победить исламский тоталитаризм". Кардинальные меры по борьбе с терроризмом, предлагаемые им, побудили жителей французских деревень, голосовавших в последнее время за Марин Ле Пен, поддержать Фийона в праймериз. Многим радикально настроенным избирателям также импонируют такие его предложения, как лишение гражданства французов, которые вернулись из Сирии и Ирака, или же запрет на ношение буркини на пляжах. 

Олланд решился лишь на полумеры, вроде лишения гражданства только тех террористов, которые имеют двойное гражданство. Фийон же идет гораздо дальше, и этим привлекает на свою сторону тех избирателей, которые поддерживают крайне правых, не видя реальной альтернативы. За Ле Пен голосуют 30% от тех, кто приходит на выборы, но не 30% электората. И это ее потолок, особенно на фоне разочарований некомпетентностью депутатов городских советов, избранных от Национального фронта, - в Марселе, например. Однопартиец Ле Пен заявил Le Monde, что консервативные взгляды Фийона могут отобрать у нее голоса избирателей: "Это ультраправый кандидат, чьи взгляды не так уж сильно отличаются от платформы "Национального фронта" по вопросам идентичности и семьи".

В отличие от Марин Ле Пен Фийон выступает за сохранение и обновление Европейского союза и за большую интеграцию Франции в экономику ЕС. При этом на Россию у вероятных противников схожие взгляды. Но, в отличие от Ле Пен, у него близкие дружеские отношения с Владимиром Путиным. Еще будучи премьером, Фийон настаивал на необходимости учитывать интересы Москвы. Он поддержал операцию России в Сирии, объяснив это тем, что в противном случае Европа столкнулась бы с еще более сильным т.н. "Исламским государством".

Выборы во Франции намечены на 23 апреля 2017 года. Именно у республиканцев наибольшие шансы в итоге выиграть их при крайне низкой популярности социалистов и сторонников Ле Пен. Так что "мистер Nobody", как Фийона сразу окрестили местные СМИ, имеет все шансы стать президентом.

Этот год заканчивается для Европы двумя сильными потрясениями - выходом Великобритании из Евросоюза и избранием президентом США Дональда Трампа. Следующий ожидается не менее насыщенным на события, могущие привести к кардинальным изменениям в сложившейся политической системе на континенте. Остается открытым вопрос, кто придет к власти во Франции и возглавит ли в четвертый раз правительство Германии нынешний канцлер Ангела Меркель. В любом случае выбор обязывает того, кто поверил обещаниям.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

477


Актуально