29 Марта 2024

Пятница, 03:48

МЕЖДУ КРЕМЛЕМ И АТЛАНТИКОЙ

Президентские выборы в Болгарии и Молдове отражают сущность современной европейской геополитики

Автор:

01.12.2016

Под знаком глобальной геополитики состоялись президентские выборы в Болгарии и Молдове. К власти пришли левые лидеры, воспринимаемые у себя на родине и в Европе как пророссийские политики. Однако означает ли это реальный отход Восточноевропейского региона от атлантической стратегии?

Победителями президентских выборов в Болгарии и Молдове стали кандидаты от левоцентристских сил, ратовавшие за улучшение отношений с Россией. В Молдове триумфатором стал социалист, бывший первый вице-премьер Игорь Додон, опередивший кандидата от правой Партии действия и солидарности, экс-чиновницу Всемирного банка Майю Санду во втором туре - свыше 55% голосов против 44%. 

На выборах главы болгарского государства уверенную победу одержал бывший командующий ВВС, генерал-майор Румен Радев. Если в первом туре его преимущество перед главным соперником - председателем парламента и кандидатом от партии "Граждане за европейское развитие Болгарии" Цецкой Цачевой составляло всего 3%, то во втором туре оно оказалось более чем достаточным, поскольку генерала поддержали почти 60% избирателей.

Избранный президентом Молдовы Игорь Додон сразу после победы на выборах подтвердил намерение возобновить стратегическое партнерство с Россией. В этом контексте следует расценивать и его заявления о необходимости диалога с сепаратистскими властями Приднестровья, намерении запретить деятельность унионистских организаций, выступающих за объединение Молдовы с Румынией, а также утверждение принципа нейтралитета в качестве основы внешней политики Кишинева. Именно в Москву Додон намерен совершить свой первый зарубежный визит. Президент России Владимир Путин, судя по всему, доволен тем, что победа Додона свидетельствует о широкой поддержке молдавскими избирателями линии "на достижение социально-экономической стабильности в стране и выстраивание сбалансированных внешнеполитических приоритетов".

Генерал-майор Румен Радев, кандидат от болгарских социалистов, в отличие от правых, ратующих за усиление европеизации Болгарии, лейтмотивом своих предвыборных выступлений обозначил идею сохранения болгарской идентичности и соблюдения национальных интересов в общеевропейской политике.

Подобные акценты в позициях победителей не случайны. И в Болгарии, и в Молдове избиратели недовольны коррупцией во власти и значительно усилившимся после развала социалистической системы отставанием в уровне жизни от целого ряда западных стран. Так, по словам Игоря Додона, причиной того, что число молдавских граждан, которые выступают за вступление страны в Евросоюз, за последние годы сократилось вдвое, является поддержка западными кураторами из геополитических соображений местной коррумпированной элиты. Действительно, среди факторов, обусловивших победу кандидата-социалиста на выборах в Молдове, стоит отметить разыгравшийся в конце 2015 года скандал вокруг вывода $1 млрд. из трех крупнейших банков страны в оффшоры. Виновным в соучастии в краже денег из банковской системы страны был признан тогдашний премьер Молдовы, лидер Либерал-демократической партии Владимир Филат, приговоренный к девяти годам заключения.

В Болгарии же растет недовольство обещаниями европейских инстанций по поводу скорого наступления благополучной жизни. Взамен благополучия во вступившей в ЕС Болгарии расцвели бедность и коррупция, вызывающие отток молодежи из страны. В результате, как пишет итальянская La Repubblica, в Болгарии и Молдове "усталость народа от разрушительных последствий коррупции и высокого уровня бедности" способствовала популярности лидеров, открыто занимающих пророссийскую позицию и дружащих с Путиным. И это "серьезные потрясения для ЕС и НАТО, для всего Запада".

Экономический кризис в обеих придунайских республиках, следующих в фарватере проевропейской политики, усилился после введения Западом антироссийских санкций из-за событий в Украине. Болгария и Молдова потеряли Россию как основной рынок сбыта своей сельскохозяйственной продукции. Кроме того, конкретно на Молдову самым негативным образом повлияли российские ограничения на молдавский сельскохозяйственный экспорт, наложенные после подписания Кишиневом ассоциативного соглашения с ЕС. Поэтому Игорь Додон и ставит перед собой цель возобновления экспорта на российский рынок. Для Болгарии же тяжелым ударом стал и провал идеи прохождения через территорию страны стратегического газопровода "Южный поток" - запрета, на который прежние власти пошли под явным давлением Евросоюза, пытающегося ослабить российские позиции на энергетическом рынке континента.

Однако насколько предвыборные обещания Игоря Додона и Румена Радева соответствуют их реальным возможностям? Прежде всего следует иметь в виду, что в обеих странах полномочия президента ограничены, а правые контролируют парламентское большинство. Правда, социалисты могут инициировать досрочные выборы с целью получить контроль над парламентами. Другой вариант намерен осуществить Додон, допустивший проведение референдума с целью изменения Конституции и расширения президентских полномочий. Собственно, если бы главу молдавского государства, как и в предыдущие годы, выбирали депутаты парламента, то Додон вряд ли мог победить. Ведь правящая коалиция (56 из 101 депутата) в Молдове формируется в данный момент проевропейскими партиями - Демократической и Либеральной. Но в марте этого года Конституционный суд признал, что избрание президента парламентом противоречит Основному закону, и вернул прямые выборы, не проходившие в Молдове с 1996 года. Поэтому и стало возможным избрание главой государства Додона, который, по логике вещей, теперь будет стараться укрепить институт молдавского президентства.Однако на пути победивших Додона и Радева стоит куда более серьезный фактор, чем парламентская форма правления. Правые проиграли на президентских выборах, но проиграли не с сокрушительным разгромом. Практически половина населения Болгарии и Молдовы выступает против политики, заявленной избранными президентами, и привержена проевропейской стратегии, с которой придется считаться новым лидерам обеих придунайских стран. Кроме того, если Додон и Радев не добьются в скором времени ощутимых экономических успехов, их постигнет осуждение даже со стороны многих голосовавших за них избирателей. И вот тут и кроется главная проблема для победителей: шанс на скорый выход Болгарии и Молдовы из экономического кризиса очень мал. За последние три года санкционной политики Брюсселя и контрмер со стороны Москвы российский рынок основательно освоили российские производители и их коллеги из других стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). И маловероятно, чтобы Кремль предоставил болгарским и молдавским производителям какие-то особенные льготы в ущерб российским. Если Молдова еще может допустить себе переход в орбиту ЕАЭС, о чем Додон откровенно намекал до своего избрания, то политика Болгарии определяется не только ее собственными властями. София связана обязательствами в рамках Евросоюза, и в случае осуществления при президенте Радеве реальной антизападной политики Брюссель может полностью лишить Болгарию финансовой поддержки, чем вообще подведет ее к состоянию полного экономического коллапса. Понимая это, Радев и озвучил следующее заявление: "Болгария - член ЕС и НАТО, альтернативы для нас нет. Но это не означает, что мы должны создавать врагов вне этих рамок сотрудничества. Еврофилия не значит русофобия".

Что же касается Молдовы, то хоть она и не входит в Евросоюз, последний четко дает понять, какие политические последствия могут ожидать самую бедную страну Восточной Европы в случае антизападного бунта со стороны ее новоизбранного лидера. Не говоря уже о том, что молдавская элита, в основной ее части, ориентирована и тесно связана с европейскими кругами. Не случайно заявление, с которым выступил глава делегации ЕС Пиркка Тапиола в Кишиневе: "У нас очень выверенная линия отношений с Молдовой. Это очень важная для нас страна, сосед стратегического значения. Отношения между Кишиневом и Брюсселем настолько глубоки, что их нельзя запросто разорвать или дестабилизировать".

Так что одно дело критиковать существующее положение вещей, а другое - переделывать систему, уже настроенную на евроинтеграционный лад. Тем не менее выбор большинства болгар и молдаван в очередной раз свидетельствует о смене тренда в евроатлантическом пространстве. Последние десятилетия здесь царили неолиберальные порядки с глобалистскими амбициями. Однако текущие процессы в Европе дают основание говорить об усилении запроса на социально ориентированную политику. Одновременно растут антиглобалистские настроения, тесно сочетающиеся с новой волной национализма. Победа пророссийских кандидатов на выборах президентов Молдовы и Болгарии - показатель именно такого рода настроений, ориентированных исключительно на национальные интересы. И это весьма симптоматично в условиях, когда Старый Свет столкнулся с целым рядом кризисов (Brexit, миграцией, ростом терроризма, долговым бременем целых стран и т.д.), обещающих изменить облик европейских институтов и реализуемой ими стратегии.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

413


Актуально