29 Марта 2024

Пятница, 13:55

СИГНАЛ ДЛЯ ЕРЕВАНА

Бряцание чужим оружием не поможет Армении удержать статус-кво в Нагорном Карабахе

Автор:

01.12.2016

Недавно, с разницей в несколько недель, известный тележурналист, генеральный директор международного информационного агентства "Россия сегодня" Дмитрий Киселев провел интервью вначале с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, а затем и с президентом Армении Сержем Саргсяном. В связи с тем, что эти интервью были приурочены к 25-летию государственной независимости, оба лидера затронули широкий круг вопросов международной и региональной геополитики, отношений с Россией, проблем и перспектив социально-экономического развития и многое другое. По понятной причине особое внимание ими было уделено урегулированию армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта. 

В своем интервью президент Ильхам Алиев отметил, что исторически и юридически Нагорный Карабах - это неотъемлемая составная часть Азербайджана. Он указал, что правовой базой мирного урегулирования являются четыре резолюции Совета Безопасности ООН, требующие немедленного, безусловного и полного вывода армянских оккупационных сил. К сожалению, они не исполняются более 20 лет, равно как и аналогичные призывы Европарламента, ПАСЕ, ОИК, Движения неприсоединения. Главная причина - в нежелании Армении. Хотя страны - сопредседатели Минской группы, занимающиеся урегулированием, - Россия, Америка, Франция - в лице их президентов неоднократно говорили, что статус-кво неприемлем и должен быть изменен, дальше этих заявлений дело не идет. Решение конфликта президентом Ильхамом Алиевым видится через обеспечение безопасности населения Нагорного Карабаха, его жизнедеятельности, самоуправления, осуществления различных инвестиционных проектов со стороны Азербайджана и мирное взаимодействие между двумя народами при условии освобождения территорий за пределами границ бывшей НКАО. "Не может быть компромисса по вопросам территориальной целостности Азербайджана, - сказал он, - но может быть компромисс по вопросам местного самоуправления. Нагорный Карабах в будущем, если мы договоримся, может быть автономной республикой". 

Таким образом, президент АР Ильхам Алиев обозначил не только принципиальную позицию в урегулировании конфликта, но и впервые обнародовал готовность азербайджанской стороны в качестве компромисса поднять статус Нагорного Карабаха с уровня автономной области, каковой он был все 70 лет советского периода, до автономной республики, то есть наделить государственными атрибутами. Этим азербайджанский лидер перевел мяч на поле армянской стороны, которая вопреки логике резолюций Совбеза ООН и известным Мадридским принципам, предложенным Минской группой ОБСЕ в качестве базы для переговоров по мирному урегулированию карабахского конфликта, постоянно настаивала на первоочередном решении вопроса статуса Нагорного Карабаха, причем в угодном для армян виде. 

К сожалению, аналогичное интервью президента Армении Сержа Саргсяна оставляет мало надежд на позитивный перелом в процессе мирного урегулирования. Было произнесено много слов, которые должны были составить о нем представление как об умеренном, ответственном лидере, в действительности же он, как обычно, хитрил, передергивал факты, лживо препарировал международное право и историю переговорного процесса.

Так, Саргсян при продолжающейся более двадцати лет оккупации Нагорного Карабаха и еще семи районов Азербайджана удивил международное сообщество утверждением о "признании" Арменией территориальной целостности Азербайджана. И это сказал человек, который непосредственно руководил истреблением и массовыми чистками азербайджанцев, а впоследствии демонстративно проводил на оккупированных территориях широкомасштабные военные учения. Саргсян бездоказательно утверждает, что в мирных предложениях посредников определение статуса посредством "свободного волеизъявления" стоит на первом месте, тогда как во всех документах первым пунктом оговаривается возвращение под контроль Азербайджана оккупированных районов за пределами Нагорного Карабаха.

На прямой вопрос Дмитрия Киселева, готова ли армянская сторона вернуться к переговорам на базе отвергнутого летом 2011 года так называемого "казанского документа", Саргсян хотя и пытался возложить вину за провал этих переговоров на Азербайджан, ушел от прямого ответа и принялся разглагольствовать об отсутствии доверия между сторонами. Из него удалось вытянуть лишь слова о безальтернативности политического урегулирования и готовности к переговорам на базе трех, сформулированных сопредседателями Минской группы ОБСЕ еще на ранних фазах посредничества, общих принципов: неприменение силы или угрозы ее применения; территориальная целостность государства; равноправие народов и их право на самоопределение. Иными словами, Саргсян желает отбросить шесть ранее согласованных ключевых элементов Мадридских принципов, которые были одобрены президентами США, Франции и России на встрече в Аквиле в 2009 году, и возобновить переговорный процесс с чистого листа. Вести их армяне готовы сколько угодно долго, лишь бы отсрочить вывод своих войск с оккупированных территорий Азербайджана.

В своем интервью Серж Саргсян упорно продвигал предложения, нацеленные именно на это. Он мусолил тему создания механизма расследования инцидентов на линии соприкосновения сторон и договорился до необходимости "горячей" линии связи с президентом Азербайджана, чтобы оперативно реагировать на случаи нарушения режима прекращения огня. Со слов Саргсяна, такая связь между министрами обороны, когда он сам занимал этот пост, существовала и была полезной. Однако он нарочито умолчал, что в то время велись интенсивные и содержательные переговоры, тогда как в настоящее время армянская сторона занимается имитацией таковых.

Заявления и поведение президента Сержа Саргсяна свидетельствуют о том, что, поджав хвост после апрельского поражения, он, получив позже российские ОТРК "Искандер", другие системы оружия и военные гарантии Москвы, воспрянул духом и вновь всеми силами цепляется за "статус-кво". А ведь если верить словам бывшего представителя США в Минской группе ОБСЕ Мэтью Брайзы, армяне склонялись к принятию предложения президента Владимира Путина, с которым приезжал в Ереван глава МИД РФ Лавров, об освобождении двух районов (скорее всего речь шла о Физулинском и Джебраильском районах, контроль над которыми после утраты доминирующей вершины Лелетепе армянами был в значительной мере утрачен) в обмен на укрепление мер безопасности и начало интенсивных переговоров по урегулированию конфликта. 

Много вопросов вызывает и недавнее распоряжение президента Владимира Путина правительству и МИД РФ о проведении переговоров с целью создания объединенной армяно-российской военной группировки. С точки зрения баланса сил в регионе создание такой группировки мало что меняет, так как в результате этого не прибавляется ни одного солдата, ни одной единицы техники. Что же касается военно-политической стороны вопроса, то и без того существуют двусторонний союзный договор между Россией и Арменией, а также соглашение ОДКБ, в соответствии с которым Москва обязалась защищать Армению в случае нападения на ее (!) территорию. 

Кстати, армянская оппозиция не в восторге от создания объединенной группировки. По ее мнению, этим под контроль России передается последний оставшийся у Армении атрибут независимости - ее армия. Как известно, российские пограничники уже давно осуществляют охрану армянских границ, а российские госкомпании управляют железной дорогой, газовыми и энергетическими сетями, телефонной связью и другими важнейшими предприятиями этой вассальной страны. Тот факт, что формальное командование объединенной группировкой предположительно будет доверено армянской стороне, никого не обманывает. Очевидно, что без прямого указания из Москвы или от командования Южного военного округа РФ российские военнослужащие никакие приказы Еревана выполнять не станут. 

Зачем в таком случае создается совместная группировка? Объяснений может быть несколько. Во-первых, в условиях наблюдаемой в Армении политической турбулентности, растущего недовольства западной армянской диаспоры пророссийским вектором геополитической ориентации Еревана кремлевское руководство посчитало необходимым усилить контроль над местными вооруженными силами. Во-вторых, это, наряду с дополнительными поставками вооружений, преподносится как верность России своим обязательствам в плане гарантий безопасности Армении. Если ранее 102-я российская база в Гюмри прикрывала Армению от возможного военного давления со стороны Турции, то создание объединенной группировки, включающей наряду с российскими частями армянский армейский корпус, дислоцированный по периметру границ с Нахчываном, должно демонстрировать готовность Москвы поддержать армян и в случае ответных военных действий Азербайджана с этого направления. 

Очевидно, что поставки реактивных установок "Смерч" и ОТРК "Искандер", а также создание объединенной российско-армянской военной группировки объективно усиливают деструктивное поведение Армении в регионе. Все рассуждения о том, что Москва своими действиями нейтрализует озабоченность армян в плане безопасности и стремится побудить их к согласию с предложениями об освобождении хотя бы части оккупированных азербайджанских территорий, совершенно голословные. На практике мы наблюдаем обратное. Армянское руководство, склонявшееся в результате апрельских военных неудач к определенным уступкам, после получения новых партий российского оружия и дополнительных военных гарантий лишь ужесточило свои переговорные позиции.

Складывающиеся реалии заставляют Азербайджан предпринимать дополнительные меры по укреплению своей обороноспособности. Объявлено о переговорах по закупке новых вооружений у Израиля, Пакистана. Проведены военные учения, масштабы которых вызвали у армян страх, что они могут перерасти в операцию по освобождению оккупированных территорий. В бюджет на следующий год были внесены коррективы, значимо увеличивающие оборонные расходы. Так что если в Армении полагают, что после демонстративной военной поддержки России можно будет заставить Баку пойти на мир в соответствии с пожеланиями Еревана, то они глубоко ошибаются. 

В этом контексте примечательно заявление президента Ильхама Алиева, сделанное им 12 ноября при осмотре позиций азербайджанской армии на передовой. "Если армянские вооруженные силы не сделают правильных выводов из апрельских боев, то в дальнейшем будет еще много успешных операций подобных Лелетепинской. Политическое руководство Армении, наконец, должно понять, что захватнические действия ведут их к пропасти", - заявил президент Азербайджана. Причем серьезным сигналом для Еревана должен послужить уже сам факт того, что это предупреждение было вынесено Верховным главнокомандующим Азербайджана с освобожденной высоты Лелетепе. 

Между тем усиление российского контроля над Арменией делает еще более актуальным интенсивный диалог с Москвой с целью нахождения выхода из тупика в процессе мирного урегулирования карабахского конфликта. Переговоры придется во многом вести через голову сопредседателей Минской группы, деятельность которой в последние годы свелась к эпизодическим посещениям региона и частым встречам в уютных европейских столицах. Тем более что в ее составе предстоят персональные изменения. За недавней сменой французского представителя в Минской группе объявлено о предстоящей ротации и американского сопредседателя. Занимающий этот пост Джеймс Уорлик сообщил в Twitter, что 31 декабря завершит свою миссию и далее намерен работать в большой юридической фирме "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" в России. После этого объявления не должно вызывать удивление, что в период своего нахождения на посту сопредседателя Минской группы он смотрел на ситуацию глазами не представителя США, а скорее выступал ретранслятором позиции своего российского коллеги.

Стороны конфликта в отсутствие диалога между собой ведут его по вопросу карабахского урегулирования с высокими представителями стран-посредников. Так, в ноябре президенты Азербайджана и Армении приняли посетившего регион заместителя помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Бриджит Бринкс. Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров встретился со своим французским коллегой Жан-Марком Эйро и принял его предложение о проведении в рамках СМИД ОБСЕ   8 декабря в Гамбурге встречи на уровне министров иностранных дел в формате "3+2", то есть глав МИД Азербайджана, Армении и стран - сопредседателей Минской группы.

Трудно сказать, дадут ли результаты усилия по возобновлению субстантивных переговоров по мирному урегулированию армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта, но очевидно, что в отсутствие оных ситуация шаг за шагом будет сползать в сторону возобновления военных действий с рисками не только для Южного Кавказа, но и в более широком и опасном масштабе. Не хотелось бы.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

416


Актуально