29 Марта 2024

Пятница, 11:07

СЦЕНАРИЙ, НАПИСАННЫЙ НЕ ИМ

Гасан Сейидбейли снял много интересных фильмов, но сценарий его жизни был предопределен

Автор:

01.01.2017

Он родом из Баку: отец Мехди был из села Нардаран, а родители его матери Рубабы - из сел Бузовна и Маштага. Отец был служащим, мать - домохозяйкой. До установления в Азербайджане советской власти это была очень богатая семья. Но новая власть экспроприировала их имущество и дома. У его отца отняли расположенные в верхних кварталах города дома, дав взамен квартиру на улице Лермонтова. Здесь и родился 22 декабря 1920 года и провел все свое детство Гасан Сейидбейли.

 

Из мира детства в кино

Он был средним среди братьев. С детства все трое увлеклись спортом. Старший, Камиль, занимался волейболом, Гасан - акробатикой, а младший, Адиль, - гимнастикой. Позднее Камиль стал военнослужащим и дослужился до полковника. Адиль выбрал профессию, близкую к спорту, - работал спортивным тележурналистом на Азгостелевидении, а Гасан стал режиссером и сценаристом.

С детства он был самым шаловливым и непослушным среди трех братьев. Ребята квартала, собравшись вместе, как в фильме "Бизим Джабиш муаллим" ("Наш Джабиш муаллим"), играли в разные игры. 

Так пролетали дни детства, которые Гасан всю жизнь вспоминал с ностальгией. Есть мечты, которые западают в душу человека с самого детства. Однако превратившись в грезы, они остаются не только в воспоминаниях. Любовь Гасана Сейидбейли к кино росла вместе с ним. Когда он был маленьким, в Баку начала расти популярность кинофильмов. Мир кино его очаровал. Он мечтал оказаться в этом мире.

В 1938 году Гасан окончил школу и тогда же поступил в Ленинградский институт инженеров кино. А в 1939-м отправился в Москву, где стал учиться на факультете режиссеров кино Всесоюзного государственного института кинематографии.

Его студенческие годы пришлись на тяжелые годы Великой Отечественной войны. Когда над Москвой нависла угроза, их институт эвакуировали в Алма-Ату. Там Гасан Сейидбейли провел последние студенческие годы. 

 

Сбывшаяся мечта

Закончив учебу, в 1943 году он вернулся в Баку и приступил к работе на студии "Азербайджанфильм". На первых порах молодому режиссеру не давали снимать кино, некоторые режиссеры-ветераны чинили этому препятствия. 

Художественным творчеством Гасан Сейидбейли стал заниматься еще в студенческие годы. С 1944 года в газетах и журналах начали выходить его рассказы и новеллы. Позднее он получил образование на двухгодичных высших курсах сценаристов. В годы учебы на курсах обзавелся семьей - с Сусян ханым его познакомили друзья. Отношения, начавшиеся как дружеские, вскоре переросли в любовь, и в 1950 году они справили свадьбу. В 1953 году у них родился первенец Зия. Затем появилась дочь Марьям, а в 1961 году - Мехди.

Его супруга Сусян ханым была врачом. После мединститута и до выхода на пенсию она работала в Центральной клинической больнице.

Работать режиссером без членства в коммунистической партии в то время было невозможно. И Гасан Сейидбейли тоже носил в кармане партбилет КПСС. Однако он был из рода сейидов и, как его предки, верил в Аллаха, о чем помнили, видимо, и руководящие лица советской власти. 

Был период, когда те, у кого в фамилии были слова "бек", "хан", "сейид", ощущали себя в опасности. Однажды Гасана Сейидбейли вызвали в Центральный Комитет. Тогдашний руководитель Азербайджана Мирджафар Багиров спросил у молодого режиссера, откуда он родом. Гасан ответил: "Я - бакинец". Позднее он узнал, что в ЦК поступила информация о его однофамильцах из какого-то района. Багиров приказал изучить документы. Выяснилось, что Сейидбейли не имеет к ним никакого отношения. Его оставили в покое и потом больше не беспокоили по поводу фамилии. 

 

Творческая свобода

Его сын рассказывает, что по натуре отец был очень мягким и добродушным, но в то же время требовательным человеком: "Хотя вначале пожилые режиссеры и не позволяли ему снимать кино, дела его постепенно наладились. К репетициям перед съемками относился крайне серьезно. Поэтому во время съемок актеры стояли перед камерами уже подготовленными. Когда Расима Балаева пригласили сниматься в фильме "Насими", он был еще молод. Воплотить столь сложный образ, как Насими, в таком возрасте актеру было очень нелегко.    Отец долго репетировал с ним. Получилось очень интересное исполнение". 

Хотя Гасан Сейидбейли и относился к актерам крайне требовательно, вместе с тем предоставлял им свободу, создавал условия для того, чтобы они могли проявить свое мастерство. Во время съемок фильма "Бизим Джабиш муаллим" исполнителем роли Намига в этом фильме был его старший сын: "В съемках фильма участвовали люди разного уровня и возраста. Работать с детьми, конечно, было трудно. То и дело по ходу съемок кто-то начинал смотреть в камеру. Нам объясняли: "Не смотрите в сторону камеры. Представьте себе, что ее нет". Так как с исполнителем роли Македона провели репетиции, он был более подготовленным. Моей же положительной особенностью была возможность наблюдать за киносъемками с детства. Такой же опыт был и у сына Насибы Зейналовой - Джахангира. В фильме было всего 3-4 подобных главных детских роли. Остальные не находились в центре внимания. Им объясняли. Снимали несколько дублей. Во время съемок были моменты, когда отец сердился и на меня. Смотришь, что-то получалось не так, как он хотел. В одном из эпизодов я должен был дать пощечину Македону. Режиссер, т.е. мой отец, сказал: ударь посильнее. Я стеснялся. Съемка срывалась. 

Когда работали Алиага Агаев и Насиба Зейналова, мы зачарованно следили за ними. Они были профессиональными актерами. Им что-то говорили, разъясняли, как должно быть, остальное уже было за ними. Отец не мешал - ведь профессионалам надо создавать условия".

 

Каждый актер на своем месте

Еще одной причиной того, что снятые Гасаном Сейидбейли фильмы пользовались успехом, был правильный подбор актеров. Знаменитый исполнитель роли Македона в фильме "Бизим Джабиш муаллим" был далеким от мира кино молодым человеком. Он был находкой режиссера. Вспоминает Зия Сейидбейли: "Мы были в Пиршаги. Отдыхали там летом. Отец готовился к съемкам фильма "Бизим Джабиш муаллим". Тогда он и приметил Агиля. Понравился его типаж, внешний вид. 3-4 месяца, что мы оставались в Пиршаги, занимался с ним. Агиль исполнил роль Македона так, словно был профессиональным актером".

В фильме "Бизим Джабиш муаллим" другие дети Гасана Сейидбейли - Марьям и Мехди сыграли детей Джабиш муаллима. До этого в "Телефончу гыз" ("Телефонистка") Марьям исполнила роль Мехрибан в детстве. Хотя Сейидбейли и снимал своих детей, он не хотел, чтобы они стали режиссерами или актерами. Старший сын Намиг, успешно исполнивший свою роль, профессию эту не выбрал. Марьям сначала хотела стать актрисой, но в дальнейшем это желание у нее прошло. Из рассказа Зии Сейидбейли: "Мы же видели, какая трудная, нервная это профессия. К тому же, если бы мы даже мечтали об этом, вряд ли отец позволил бы избрать эту профессию. Он сам достаточно настрадался. Во-первых, как и все режиссеры, он также снимал про советский режим. В те времена, как и в других республиках, большинство связанных с Азербайджаном вопросов решалось в Москве. Не каждый сценарий утверждался. У режиссеров не было свободы действий. Как и многим другим, отцу тоже пришлось снимать два фильма с командированными из Москвы режиссерами. Талантливые люди свободолюбивы. Таким же был и мой отец. Когда на него начинали давить, он уходил в себя. Документальный фильм по заказу еще мог снять, но художественный - нет. Многие из них он экранизировал по своим произведениям. Был сценаристом фильмов "Гызмар гюняш алтында" ("Под жарким южным солнцем") и "Узаг сахиллярдя" ("На дальних берегах"). Режиссер и сценарист фильмов "Телефончу гыз", "Кими даха чох севирик" ("Кого мы больше любим"), "Мёджузяляр адасы" ("Остров чудес"), "Сян ния сусурсан" ("Почему ты молчишь"), "О гызы тапын" ("Ищите девушку"), "Хошбяхтлик гайгылары" ("Заботы счастья")". 

 

Конъюнктура

Сын рассказывает, что в отношении Гасана Сейидбейли было много несправедливостей. Иногда приходилось получать нагоняй и от секретарей ЦК. В то время руководство Компартии вмешивалось во все вопросы, в издание новых книг или съемки очередного фильма. "В фильме "Остров чудес" был такой эпизод: на нефтяной вышке выходит из строя прибор, а работник не желает его чинить. Но ответственный работник Центрального Комитета заявил, что у нас на Нефтяных камнях нет таких людей. То есть там все положительные люди. Отец спросил у него: "Это Ваше мнение?" - "Нет, мнение Центрального Комитета", - ответили ему.

"Отца заставили вырезать этот эпизод из фильма. Часто те, кто давал указания, не имели отношения к искусству, и отцу приходилось вступать в споры. Именно такие вопросы, возникающие споры и пересуды привели к тому, что он перенес инфаркт. Тогда отцу было 58 лет", - вспоминает Зия Сейидбейли.

Приход в кино многих талантливых актеров - заслуга именно Гасана Сейидбейли. В дни съемок, говорит сын, отец не знал покоя: "Тяжелая работа, искусственные препятствия, проблемы нагнетали напряжение. В 49-50 лет у него появился диабет. Десять лет жизни он провел в борьбе с этой болезнью. Возможно, не будь мама врачом, не прожил бы столько. Ведь, как я уже говорил, работа у него была напряженная. Он очень любил жизнь. В пожилом возрасте, как и в молодости, занимался спортом. Был хорошим пловцом. Одним из его любимых занятий была охота. Он был заядлым охотником. Хоть проблем и было много, отец занимался любимым делом. Делал все с душой. Когда их не было, отец нигде не задерживался. Он был привязан к своему дому, к семье. 

"В тот день, как всегда, вернулся домой с работы. Вечером я спустился во двор. Неожиданно меня позвали из дома. Быстро поднялся. Отцу было плохо... Он скончался у меня на руках". Это случилось 25 июня 1980 года", - рассказывает сын. Тогда Гасан Сейидбейли был во второй раз избран депутатом Верховного Совета. После смерти его депутатский билет символически вручили семье…



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

441


Актуально