20 Апреля 2024

Суббота, 11:14

БОРЬБА ТЕНЕЙ

Громогласные обещания властей Армении о грядущем "обновлении" так и останутся фальшивкой

Автор:

01.03.2017

Всего месяц остается до главного события весны 2017 года в Армении - парламентских выборов, по результатам которых в будущем будет сформировано правительство. 

Несмотря на значимость события, политическая карта страны остается весьма сумбурной. Как грибы после дождя появляются предвыборные блоки и политические организации, звучат громкие заявления политиков, которых до этого народ и в глаза не видел. При этом стоит отметить, что политическая ситуация в Армении, где много политических игроков, и так отличается насыщенностью.

По данным министерства юстиции Армении, в стране зарегистрировано 79 партий, еще 10 стоят в очереди на регистрацию. И такое количество партий существует в государстве, где проживает по официальным данным менее 3 млн., а в реальности - даже меньше 2 млн. человек. По мнению специалистов, "микроскопические" партии созданы властью для "управляемого хаоса" в политической жизни Армении. 

В рамках подготовительного процесса к выборам 2 апреля уже прошли регистрацию политические организации и блоки, которые намерены оспорить места в парламенте. В целом по партийным спискам на 90 мест в парламенте, выделенных под пропорциональные списки (еще 41 депутат будет избран по мажоритарной системе), претендуют более 1,5 тыс. кандидатов. 

До последнего дня некоторые блоки не могли определиться со списками кандидатов, однако после их оглашения стало понятно, что новый состав парламента несильно будет отличаться от предыдущих. 

Из числа основных политических игроков, кроме правящей Республиканской партии Армении, стоит особо отметить четыре предвыборных блока. Первый - это блок Царукяна, сплотившийся вокруг лидера партии "Процветающая Армения" (ППА) Гагика Царукяна. Вторым можно считать блок "Оганян, Оганесян и Осканян", возглавляемый двумя бывшими министрами иностранных дел (Раффи Оганесяном и Варданом Осканяном) и бывшим министром обороны Сейраном Оганяном. Прозападные силы, а именно партии "Гражданский договор", "Светлая Армения" и "Республика", объединились в блоке "Елк" ("Выход"). И, наконец, блок, объединивший "Армянский национальный конгресс" бывшего президента Левона Тер-Петросяна и Народную партию Армении во главе со Степаном Демирчяном - сыном лидера советской Армении, спикера парламента Карена Демирчяна, убитого в результате теракта в ноябре 1999 года. Правящая Республиканская партия (РПА), а также более-менее влиятельные "Дашнакцутюн" и "Армянское возрождение" (бывшая "Страна законности") на выборы пойдут самостоятельно. 

Список правящей партии демонстрирует укрепление позиции министра обороны Вигена Саркисяна. 

Первую десятку списка в основном занимают приближенные президента Саргсяна, обязанные ему своей политической карьерой. Фактически это признак ухода "старой гвардии" времен экс-президента Роберта Кочаряна и прихода людей, находящихся под тотальным контролем Саргсяна. 

 

Блок "братков"

Одним из самых интересных событий для аналитиков стало возвращение в политику самого богатого человека Армении Гагика Царукяна. На съезде партии "Процветающая Армения" 10 февраля, где Царукян вновь стал ее председателем, он попытался объяснить причины своего ухода из политики два года назад и добавил: "Если Гагик Царукян предпринимает те или иные шаги, то делает он это не ради должности или выгоды, а по воле Божией". 

Большая часть его выступления была посвящена социально-экономическим проблемам страны, где он раскритиковал пенсионную и налоговую системы, высокие ставки по кредитам для развития бизнеса, но так и не указал выхода из сложившейся ситуации. Справедливости ради стоит отметить, что именно эти вопросы больше всего интересуют граждан Армении, нежели развитие демократии или внешней политики. 

Сопоставляя крайне тяжелое социально-экономическое положение в Армении и финансовые ресурсы Царукяна, можно предположить, что его политическая организация сможет получить много голосов, так как Царукян иногда пытается решить отдельные проблемы граждан. Однако про парламентское большинство говорить не приходится. 

Между тем, несмотря на вышеуказанные преимущества, блок Царукяна имеет также слабые места, что делает его шансы на выборах довольно слабыми. Во-первых, в его списках можно увидеть людей с криминальным как прошлым, так и настоящим. Блок Царукяна не только включил в партийный список собственных "братков", но и подобрал ярко криминальные элементы, от которых избавилась правящая Республиканская партия. Политический лозунг этих людей звучит в лучших традициях 90-х годов: "Мы люди богатые, и, придя к власти, народ тоже сделаем богатыми". Другим весьма опасным моментом для ППА стала ее попытка привлечь в свою коалицию такие одиозные и откровенно террористические организации, как "Рамкавар азатакан" и социал-демократическая партия "Гнчакян". Обе партии, будучи маргиналами в Армении, имеют обширные связи и прочные позиции внутри армянской диаспоры. "Гнчакян" - самая старейшая армянская партия, созданная в 1887 году в Женеве и сыгравшая вместе с "Дашнакцутюн" важную роль в армянских восстаниях внутри Оттоманской империи и резне мусульманского населения. 

Но непонятно, что двигало Царукяном, когда он пытался привлечь вышеуказанные организации в свой альянс. То ли дать своему политическому проекту хоть какую-то идеологическую окраску, то ли привлечь силы армянской диаспоры. Как бы там ни было, союз Царукяна с этими партиями не получился. В политический союз вместе с Царукяном вошли только движение "Единство" и партия "Альянс", лидеры которых давние соратники Царукяна и в политической жизни Армении особой роли не играют. 

С одной стороны, это, конечно же, неудача Царукяна, который так и не смог отметить свое "громкое возвращение". А с другой - взять на свои плечи груз маргинальных партий, которые станут для него просто политической обузой, было ему невыгодно как в финансовом, так и в социальном плане. 

Правоту этих тезисов доказывают состав и процессы вокруг другого политического блока "Оганян - Раффи - Осканян", где сложилась наиболее неустойчивая ситуация.

 

Лебедь, Щука и Рак

Про предвыборный блок во главе с Сейраном Оганяном, Раффи Ованнисяном и Варданом Осканяном можно написать трагикомедию, ибо патологическая неадекватность его лидеров предмет не политического анализа. 

Что сближает и разъединяет этих трех людей? Их взаимоотношения и общие интересы запутаны как гордиев узел. Попытаемся в них разобраться. Как было уже отмечено, и Сейран Оганян, и Раффи Ованнисян, и Вардан Осканян бывшие министры. Все трое родились за пределами Армении (Р.Ованнисян - в США, В.Осканян - в Сирии, а С.Оганян - в Азербайджане). В разные времена Ованнисян и Осканян руководили МИДом, а Оганян отвечал за оборону. При этом Осканян и Оганян занимали должность одновременно. Многие армяне обвиняют Оганяна (в качестве главы Генштаба ВС Армении) в расстреле митингующих в центре Еревана в марте 2008 года, Осканян же, будучи тогда главой внешнеполитического ведомства, отчаянно пытался оправдать преступные действия военных перед Западом. И за Осканяном, и за Оганяном мелькает тень бывшего президента Армении Роберта Кочаряна. Оба так и не смогли отмыться от ярлыка политиков - агентов Кочаряна. Последний, кстати, так и не определился со своим возвращением в большую политику, но продолжает охотно продвигать собственные интересы через вышеуказанные фигуры. Их также сближают тесные контакты с Царукяном, другим бывшим кочаряновским проектом. Но самое интересное - присутствие в этом блоке Раффи Ованнисяна, именуемого армянской прессой "душевно больным, неуравновешенным и крайне несерьезным деятелем". Ованнисян весьма часто демонстративно отбывает в США, руководствуясь лозунгом небезызвестного Остапа Бендера "Заграница нам поможет - Запад с нами". Однако армянская диаспора давно уже отреклась от Ованнисяна, о чем знают все, разве что кроме него самого. 

Этот блок мог бы стать лидером по сбору под одной крышей самых эксцентричных политиков Армении, если бы к нему присоединился и Паруйр Айрикян, лидер маргинальной партии "Объединение национального самоопределения", более известный своими параноидальными наклонностями везде и во всем видеть "руку Кремля". Но господин Айрукян "благополучно" обиделся на внутренний конфликт в блоке и поспешил его покинуть - наверняка во благо оставшимся. 

Но тут нельзя не упомянуть ещё одного члена блока, Самвела Бабаяна, отличившегося активным участием в подготовке партийных списков. Как и С.Оганян, Бабаян - военный преступник, на руках которого кровь невинных жителей Нагорного Карабаха. С.Бабаян даже в Армении считается крайне одиозным и непопулярным человеком из-за своих кровавых преступлений в Карабахе. Проживающий долгие годы в России, после апрельской войны 2016 года С.Бабаян внезапно появился в Карабахе, однако не смог там ужиться. Участие в блоке С.Бабаяна широко обсуждалось в армянских СМИ, и эксперты успели определить истинного создателя этого блока - все того же Роберта Кочаряна. Ведь в Армении ни для кого не секрет, что именно Кочарян поддерживает Бабаяна. 

Как бы там ни было, эксперты считают, что самый разношерстный и неоднозначный блок вряд ли сможет преодолеть 7-процентный барьер и попасть в парламент Армении. 

 

Вход "Выхода"

В предстоящих выборах оппозиционную нишу Армении будет занимать прозападный блок "Елк" ("Выход") - триумвират партий "Гражданский договор", "Республика" и "Светлая Армения". По утверждению Николя Пашиняна, члена правления партии "Гражданский договор", блок "Выход" - возможность вытащить Армению из сложной ситуации, череды неудач. Однако всем ясно, что на самом деле "Елк" - это призыв выйти из объятий России, т.е. из таких интеграционных проектов, как ЕАЭС и ОДКБ. Помимо Пашиняна яркими представителями этого блока можно считать лидера партии "Республика" Арама Саркисяна, брата убитого в 1999 году премьер-министра Армении Вазгена Саркисяна, и Сасуна Микаеляна, тоже военного преступника и активиста "Гражданского договора". 

По мнению аналитиков, "Елк" имеет шансы попасть в парламент, пусть и в небольшом количестве. Во-первых, самой власти нужна прозападная, на первый взгляд, радикальная оппозиция, так как это позволит расколоть ряды настоящих оппозиционеров и переманить голоса. Им могут позволить критику действующих властей, порой даже весьма жесткую, но дальше этого дело не пойдет. Во-вторых, есть сведения, что у блока появился влиятельный спонсор и покровитель - олигарх и президент концерна "Сил", бывший депутат Хачатур Сукиасян по кличке "Грзо". Поскольку в политической борьбе деньги часто играют решающую роль, то такого рода "опекун" может только помочь "Елк" попасть в парламент. 

И, наконец, нельзя не упомянуть и классическую оппозицию - блок "АНК - НПА". Союз председателя Армянского национального конгресса (АНК) Левона Тер-Петросяна и лидера Народной партии Армении Степана Демирчяна является, пожалуй, наиболее прагматичным и адекватным на фоне остальных представителей предвыборной гонки. Однако и тут не обошлось без казусов. Долгое время пытаясь договориться с Гагиком Царукяном, Демирчян только на последней минуте примкнул к АНК. Войдет ли данный блок в парламент страны, еще неизвестно. По материалам армянских СМИ, Серж Саргсян не против этого, ему выгодно держать АНК под своим контролем. 

Все перечисленное показывает, что в Армении извратили понятие политического плюрализма до предела. Заявления отдельных политиков, их поступки, закулисные "договорняки", интрижки вкупе с грядущей войной компроматов и использованием админресурса говорят об одном: исключительно все политики страны крайне заинтересованы лишь в том, чтобы занять высокие места в предвыборных списках партий, у которых есть шансы попасть в парламент. И видимость политической борьбы - не что иное, как борьба теней. Многие эксперты убеждены, что Республиканская партия во главе с Сержем Саргсяном не отдаст власть ни при каких обстоятельствах. Таким образом, громогласные обещания властей о некоем грядущем "обновлении" так и останутся пустышкой.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

420


Актуально