25 Апреля 2024

Четверг, 17:34

УЙТИ ПО-АНГЛИЙСКИ

Сторонникам Brexit будет сложно добиться цивилизованного развода с ЕС

Автор:

15.04.2017

Спустя девять месяцев после референдума, на котором британцы высказались за Brexit, премьер-министр Тереза Мэй, наконец, официально уведомила власти Евросоюза о запуске процедуры, предусмотренной в 50-й статье Лиссабонского договора от 2007 года, которая гласит: "Каждое государство-участник может в соответствии со своими конституционно-правовыми нормами решить выйти из ЕС". 

29 апреля лидеры 27 стран - членов ЕС соберутся на экстренный саммит для того, чтобы сформулировать основные цели и принципы предстоящих переговоров. Согласно договору о ЕС, они рассчитаны на два года. Так что при благоприятных условиях, в чем, кстати, сомневаются обе стороны, процедура Brexit должна закончиться в марте-апреле 2019 года.

Продление этого срока предусмотрено, но при единодушном согласии всех членов ЕС. В противном случае, даже если договориться об условиях выхода не удастся, Великобритания перестанет быть членом Евросоюза автоматически, то есть теряет такие льготы, как беспошлинная торговля и т.п., не приобретя взамен ничего. 

Отношения могут, конечно, регулироваться положениями ВТО (Всемирная торговая организация), при которых пошлины составят примерно 4,5%. Но, во-первых, для многих британских производителей это означает серьезный удар по конкурентоспособности их продукции. Во-вторых, даже правила ВТО будут стоить Великобритании 73 млрд. евро ежегодно (данные Казначейства Еe Величества). Ну и, в-третьих, Лондону придется заново оформлять членство в ВТО, на что может уйти не один год.

Позицию Евросоюза Мишель Барнье, возглавляющий делегацию ЕС на переговорах по Brexit, обозначил так: "Мы будем решительны, мы будем приветливы, мы никогда не будем наивны".

ЕС, по его словам, намерен твердо отстаивать базовые "четыре свободы" общего рынка - свободное перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Они не являются предметом торга. 

5 апреля Европарламент постановил, что Великобритания должна соблюсти "все свои правовые, финансовые и фискальные обязательства". Это касается и порядка 60 млрд. евро, утвержденных по различным проектам Евросоюза до 2020 года, а также по пенсиям чиновников на десятки лет вперед, в том числе и британских, работавших в учреждениях ЕС. Формула для подсчета долга Британии пока не определена, а потому сумма условна.

И хоть юристы британского правительства и утверждают, что у Брюсселя нет юридических оснований заставить Великобританию осуществлять эти выплаты, член Палаты лордов баронесса Фолкнер допустила вероятность оплаты в обмен на определенные уступки со стороны ЕС, к примеру, привилегированный доступ к европейским рынкам.

Задолго до начала переговоров стороны обменялись условиями, при которых они согласны обсуждать будущие взаимоотношения. 

Лондон выбрал жесткий вариант развода, при котором он отказывается от "четырех свобод ЕС". Мягкий вариант, позволявший активно сотрудничать с Евросоюзом, не будучи его членом (на примере Норвегии, Швейцарии, Исландии и Лихтенштейна), отвергнут в основном из-за нежелания быть зависимым от законодательного диктата Брюсселя, обязательных выплат в бюджет ЕС и потока мигрантов из континентальной Европы.

Евросовет, со своей стороны, разработал двухэтапный план переговоров. Сперва Британия выходит из ЕС и только потом ей предоставляется возможность договариваться о торговых соглашениях со странами союза.

Такой план, естественно, не устраивает Лондон. Он настаивает на том, чтобы переговоры велись одновременно. Но Брюссель непреклонен, так как сконцентрирован на минимизации ущерба от Brexit. Помимо перезагрузки экономических связей предстоит также решить вопрос и о будущем около 3,2 млн. граждан ЕС, проживающих в настоящее время в Великобритании, и примерно    1 млн. британцев, находящихся в странах Евросоюза. Да и у британских властей забот хватает. По словам министра Великобритании по Brexit Дэвида Дэвиса, предстоит переписать около 12 тыс. европейских законов - от прав работников до охраны окружающей среды.

 

Конец "законодательной колонизации"

Перед референдумом о выходе из ЕС с призывами к британской общественности голосовать против Brexit выступали сотни и тысячи известных в стране ученых, финансистов, промышленников, деятелей культуры и спорта. Приводилось множество примеров глубокой интегрированности и взаимозависимости культур, бизнеса и просто условий жизни на острове и Европейском континенте.

Нет никаких традиций изоляционизма, якобы исконно присущих жителям Британских островов, говорили они, цитируя знаменитые строки популярного поэта Джона Донна, написанные еще в 1623 году: "Никто не остров, не просто сам по себе..."

Другой точки зрения придерживаются сторонники "развода", ярким представителем которых является бывший мэр Лондона, а ныне министр иностранных дел Борис Джонсон. Известный своей любовью раздавать всем нелестные эпитеты, он и действия руководства Евросоюза сравнил с попытками Гитлера создать супергосударство. Джонсон призвал положить конец "законодательной колонизации" и проникновению ЕС практически во все сферы политики и экономики суверенных стран.

В ночь на 20 февраля саммит Евросоюза в Брюсселе согласовал договоренность, которая должна предотвратить выход Британии из состава ЕС, радостно сообщал премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон в своем twitter в 2016 году. "Договорился о соглашении, которое дает Великобритании специальный статус в ЕС. …Британия всегда останется на позициях неучастия в процессах создания более узкого Евросоюза, никогда не будет частью европейской супердержавы. Будут введены жесткие ограничения для мигрантов из ЕС в части допуска к нашей системе социальной защиты", - утверждал премьер, являясь сторонником сохранения членства в Евросоюзе.

Хотя Брюссель и пошел на ряд существенных уступок ради того, чтобы Великобритания осталась в ЕС, избежать отрицательного исхода референдума все же не удалось.

Эксперт по вопросам миграции, профессор Университетского колледжа Лондона Кристиан Дустман считает, что жителей Великобритании вводили в заблуждение по поводу мигрантов из ЕС. По его словам, за последние 16 лет налоговые отчисления с их зарплат значительно превышают выплаченные им государственные пособия. В итоге люди голосовали, руководствуясь искаженными фактами.

И все же статистика референдума говорит не о единодушном желании жителей туманного Альбиона, а о стечении обстоятельств, при котором пожилые британцы оказались активней молодежи. Явка среди британцев от 18 до 24 лет составила всего лишь 36%, от 25 до 34 лет - 58%, а вот старше 55 лет - превысила 80%. При этом, если 75% первой возрастной категории были против выхода, 61% третьей - за, что предопределило британский развод.

 

Территориальные проблемы

Терезе Мэй не позавидуешь. Если Тони Блэру, в период премьерства которого обсуждалась даже возможность входа Британии в еврозону, не удалось воплотить свою мечту, то Мэй грозит опасность запомниться потомкам так, как не пожелал бы себе ни один глава правительства Соединенного Королевства.

Великобритания в настоящее время стоит перед реальной угрозой потери Шотландии, Северной Ирландии и Гибралтара.

В 2014 году референдум в Шотландии показал, что большинство ее жителей пожелали остаться в составе Великобритании. И одним из главных аргументов было членство в ЕС. Это нашло свое подтверждение во время всеобщего голосования в июне прошлого года, когда 68% населения Шотландии выступило против выхода страны из Евросоюза. 

И вот в прошлом месяце парламент Шотландии проголосовал за проведение нового референдума о независимости от Великобритании, наделив первого министра Никола Стерджен полномочиями для переговоров с Лондоном. Без его одобрения юридически обязывающий референдум не проведешь. 

Шотландцы знают, что в случае получения независимости они не смогут автоматически присоединиться к ЕС, но все равно полны решимости склонить Лондон разрешить им провести референдум уже в период с осени 2018 года до весны 2019-го. То есть еще до завершения переговоров с Брюсселем.

После Brexit неминуемо потребуется возведение границы между Республикой Ирландия - членом Евросоюза и Северной Ирландией - административно-территориальной единицей Великобритании.

В марте партия юнионистов Северной Ирландии, сторонников пребывания в составе Британии, впервые за всю историю страны потеряла большинство в региональном парламенте.

Так что есть все предпосылки для нового обострения давнего североирландского конфликта и возрождения движения за воссоединение с Ирландией. 

С неожиданной для Лондона стороны нанес удар Брюссель, заявивший, что соглашение по Brexit не распространяется на судьбу Гибралтара - маленького участка земли на юге Пиренейского полуострова.

Эта заморская территория Великобритании, отобранная у Испании 300 лет назад, контролирует Гибралтарский пролив, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном.

Борьба между Лондоном и Мадридом за этот клочок земли в шесть километров не стихает на протяжении сотен лет. В 1970 году конфликт мог вполне перерасти в вооруженное противостояние.

И вот теперь Брюссель заявляет, что предоставляет Испании право решать будущее Гибралтара на двусторонних переговорах с Лондоном.

У Мадрида явно появляются рычаги давления для возврата под свою юрисдикцию этой территории. В Лондоне уже звучат призывы в случае необходимости защищать Гибралтар силой оружия.

 

Маловероятный сценарий

Автор 50-й статьи Лиссабонского договора, британский дипломат Джон Керр в интервью Politico отметил, что Brexit можно остановить даже после запуска этой процедуры. 

"Правила игры в ЕС таковы, что вам позволено передумать, - сказал он. - Многие государства (члены Евросоюза) меняли свое мнение в ходе законодательных процедур, потому что у них проходили выборы и новое руководство отменяло решение предыдущего. Такая ситуация воспринимается нормально".

Вместе с тем он заметил, что "это маловероятно, но я бы хотел быть тем самым британским переговорщиком, который пришел бы (в Европейский совет) со вторым письмом, говоря: "На самом деле мы передумали".



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

410


Актуально