28 Марта 2024

Четверг, 21:35

ТРУДНО БЫТЬ БРИТАНЦЕМ

Внеочередные выборы в Англии напоминают больше головоломку

Автор:

01.05.2017

Депутаты британского парламента в мае в последний раз соберутся в зале заседаний Палаты общин для того, чтобы пожелать друг другу встретиться здесь вновь после внеочередных и непредсказуемых выборов. Назначены они на 8 июня, что попадает на четверг, как и положено по традиции, заложенной еще в 1935 году.

С редким единодушием поддержал парламент эту инициативу лидера консерваторов, главы кабинета министров Терезы Мэй. Из 650 депутатов "против" проголосовали лишь 13. Таким образом, впервые был применен закон от 2011 года, обязывающий премьера получить одобрение у 2/3 парламента.

Ведь раньше как было? Стоило лидеру правящей партии, а значит, главе правительства, убедиться в том, что момент подходит для укрепления своей власти, тут же издавалось распоряжение о роспуске парламента и назначении внеочередных выборов. О том, что правом таким пользовались консерваторы и лейбористы, довольно часто говорит тот факт, что с 1945 года средняя продолжительность между выборами составляла чуть больше 3,5 года вместо положенных пяти.

В 2011 году Дэвид Кэмерон вынужден был инициировать закон, ограничивающий полномочия премьер-министра, ради обеспечения стабильной работы правительства, сформированного в коалиции с либеральными демократами. 

 

Мэй нужен мандат от народа

Любопытно, что Тереза Мэй, сменившая Кэмерона на всех постах сразу после прошлогоднего референдума, с первых дней уверяла, что она категорически против внеочередных выборов. Буквально за неделю до их объявления тезис этот был вновь озвучен. 

Видимо, усыпляя бдительность своих оппонентов, премьер-министр все же постоянно держала в уме такое развитие событий. Мэй не устраивал тот факт, что в глазах соотечественников она хоть и легитимный политический лидер страны, но не обладает мандатом всенародного доверия.

К тому же хоть и получила она "добро" от парламента на ведение переговоров с ЕС по сценарию жесткого Brexit, но постоянно сталкивалась с угрозами со стороны депутатов от оппозиционных партий затруднять принятие непопулярных в народе решений по "бракоразводному процессу" с Евросоюзом. Надо признать, что момент для укрепления власти выбран весьма подходящий. 

Без сомнения, предстоящие переговоры по Brexit будут очень сложными. Они потребуют от кабинета министров принятия непопулярных решений, уступок, которые отрицательно повлияют на рейтинги правительства и правящей партии.

А сейчас консерваторы, согласно многочисленным опросам общественного мнения, находятся как раз на пике популярности - им доверяют 42-44% британцев, в то время как лейбористам, главным оппозиционерам, - 22-24%. Еще лучше рейтинги у самой Мэй - 50% опрошенных видят в ней достойного премьер-министра, а о лидере лейбористов Джереми Корбине так думают лишь 14%.

Однако все эти опросы могут искажать действительность. И пример с выборами в США даже не самый показательный. Избирательная система в Великобритании такова, что имеет значение не общенациональный процент поддержки той или иной партии, а большинство голосов за конкретного кандидата в конкретном избирательном округе. Причем достаточно простое большинство голосов. К примеру, Партия независимости Соединенного Королевства (UKIP) набрала на выборах 2015 года в целом по стране 12,64% голосов, но ее представитель победил только в одном округе. В итоге - всего лишь один мандат в парламенте.

Потому сейчас в среде консерваторов активно обсуждается вывод, сделанный известным американским специалистом по прогнозам Натаном Сильвером, правильно предсказавшим результаты президентских выборов в США в каждом из штатов. 

По мнению заокеанского эксперта, результаты социологических опросов в Великобритании не вызывают доверия и предстоящие выборы весьма рискованны для тори. А ведь консерваторам достаточно потерять всего 6 мест в парламенте, и они лишатся возможности формировать однопартийное правительство.

 

Предатель ли Корбин?

Для многих избирателей Корбин не является ярким лидером, к тому же лейбористы слишком раздираемы внутренними конфликтами. Возглавив партию после ее поражения на выборах 2015 года, Корбин не только не смог укрепить ряды лейбористов и привлечь новых сторонников, но и спровоцировал раскол в партии. В результате рейтинги резко пошли вниз.   

В июне избиратели округов, традиционно поддерживающих лейбористов, но голосовавших за Brexit, могут решить, что Тереза Мэй лучше справится со сложными переговорами с Евросоюзом. В то же время другие "лейбористские" округа, выступавшие против Brexit, считают Корбина предателем за то, что он голосовал за жесткий вариант ухода из ЕС. Они могут отдать свои голоса Партии либеральных демократов (ПЛД), являющейся самой проевропейской партией Британии.

И все же лейбористы надеются вернуть к себе расположение избирателей. "Я приветствую решение премьер-министра дать британскому народу возможность избрать правительство, приоритетом которого стали бы интересы большинства, - заявил Джереми Корбин, объясняя, почему его партия поддержала внеочередные выборы. - Лейбористы предложат эффективную альтернативу правительству, которое не смогло перестроить экономику, при котором ухудшаются условия жизни, урезаются ассигнования на школы и Национальную систему здравоохранения". 

Многое в успехе лейбористов будет зависеть от того, извлекут ли они уроки из своего поражения в 2015 году. Тогда очень много внимания уделялось еще большему укреплению позиций в округах, где они и так располагали солидным преимуществом. В то же время не вступали в активное противоборство там, где доминировали конкуренты. В случае повторения такой тактики это гарантирует сохранение большинства существующих мандатов. Но одновременно означает и заведомый отказ от борьбы за формирование однопартийного правительства.

 

Шанс для либерал-демократов

Предстоящие выборы пройдут однозначно под сильнейшим влиянием вопроса о Brexit, а потому у Партии либеральных демократов появляется шанс на реабилитацию после сокрушительного поражения в 2015 году. 

Два года назад ПЛД потеряла    49 мест в парламенте, сохранив лишь 8. Это был худший результат с 1970 года. Большинство сторонников отвернулись от либерал-демократов прежде всего потому, что они входили в коалиционное правительство консерваторов, не имея возможности влиять на его курс. 

Теперь во многих избирательных округах, в которых до 2015 года у них была серьезная поддержка, особенно на юге страны, где население настроено проевропейски, либерал-демократы надеются вернуть себе мандаты.

Основной электорат партии - молодежь, представители среднего класса и этнические меньшинства, проголосовавшие в прошлом году за сохранение членства в ЕС.

"Это возможность изменить направление развития страны. Если вы хотите, чтобы Британия не выходила из Европейского единого рынка, оставалась открытой, толерантной и единой, это ваш шанс", - прокомментировал лидер ПЛД Тим Фаррон платформу, с которой партия выходит на выборы.

 

Союза быть не может

Сразу после объявления о досрочных выборах Тереза Мэй обвинила оппозиционные партии в попытке создать некий блок против консерваторов, куда записала наряду с лейбористами и либерал-демократами еще и Шотландскую национальную партию - ШНП (56 мест в распущенном парламенте) и Партию зеленых Англии и Уэльса (одно место). 

"На этих выборах будет очень четкий выбор, - заявила премьер. - Это выбор между сильным и стабильным руководством при консерваторах или слабой и нестабильной коалицией хаоса во главе с Джереми Корбином".

Действительно, со стороны руководителя ШНП, первого министра Шотландии Николы Стерджен и лидеров зеленых такие предложения прозвучали. Однако Корбин и Фаррон не поддержали эту идею.

"Люди считают Корбина симпатичным человеком, но некомпетентным, - сказал один из помощников Фаррона. - Мы должны показать, что мы более компетентная оппозиция, чем Лейбористская партия".

Лидер лейбористов, в свою очередь, не только опроверг слухи о каких-либо коалициях, но и категорически отказался от участия в предвыборных дебатах между лидерами оппозиции, которые телекомпании готовы были организовать. Дело в том, что Тереза Мэй заранее заявила, что она не будет участвовать ни в каких дебатах. В ответ Корбин определил свою позицию следующим образом: Лейбористская партия идет на выборы не как заведомо оппозиционная, а претендующая на лидерство в парламенте. А потому формат, предложенный телекомпаниями, ее не устраивает.

 

Взгляд из Брюсселя

Президент Европейского парламента Антонио Таяни не согласен с мнением Терезы Мэй, заявившей, что после того как была задействована статья 50 Лиссабонского соглашения, регламентирующая начало выхода из Европейского союза, "пути назад нет". 

Он отметил, что "если Великобритания после выборов захочет остановить запуск Brexit, процедура будет очень простой".

А вот координатор от Европарламента по Brexit Ги Верховстадт назвал решение о выборах "еще одной махинацией тори" и иронично заметил, что когда "туман сюрреализма, охвативший министров Великобритании, рассеется, мы сможем серьезно обсудить наши будущие отношения, которые, я надеюсь, будут близкими".



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

375


Актуально