28 Марта 2024

Четверг, 23:15

АРЕНА ТОТАЛЬНОЙ ВОЙНЫ

Сирия превратилась в поле боевых действий не только внутрисирийских сил, но и зарубежных государств

Автор:

01.05.2017

Ситуация в Сирии, резко обострившаяся в результате химической атаки в городе Хан-Шейхун и американского ракетного удара по базе правительственных сил Шайрат в провинции Хомс, продолжает развиваться в самом невыгодном для шанса на мир ключе. Страна буквально варится в сплошном котле войны, накаленном до предела усилиями ведущих центров силы региональной и глобальной политики.

 

Американский план и турецкий удар

Центральным фронтом сирийской войны остается война ведомых США и Россией международных коалиций против так называемого "Исламского государства" (ИГ). Последнее перенесло свою столицу в Сирии из Ракки в расположенный в 140 км к юго-востоку от нее Дейр эз-Зор. Именно эти города, в боях за освобождение которых от ИГ участвуют как правительственные войска Сирии, так и международные силы и поддерживаемые ими отряды сирийской оппозиции, составляют эпицентр текущего этапа военных действий на территории истерзанной многолетней войной страны. Согласно стратегическим выкладкам, битвы за Ракку и Дейр эз-Зор станут решающими с точки зрения окончательного выдавливания ИГ с сирийской территории.

Не случайно именно в эти дни президент США Дональд Трамп расширил полномочия Пентагона как в Сирии, так и в Ираке - еще одной арене противостояния с ИГ. Речь идет о возложении на министра обороны США Джеймса Мэттиса задачи размещения "большей численности" американских войск в этих странах.

Следует напомнить в этой связи, что глава Пентагона еще в конце февраля представил президенту Трампу военный план "разгрома халифата". Согласно плану эффективность операций в борьбе с ИГ невозможно повысить без создания пунктов базирования военных США в радиусе примерно 50-60 км от удерживаемых "джихадистами" крупных городов в Сирии и Ираке. Мэттис признал, что достичь победы не удастся посредством одних лишь авиаударов по объектам ИГ.

Судя по всему, в качестве плацдарма для усиления американских позиций на арене боевых действий в Сирии будут использоваться практически уже созданные американские базы "Рмейлан", "Кобани" и "Табка" в районах компактного проживания курдского населения. Это еще раз подтверждает, что в качестве главного орудия американской политики в сирийской войне выступают курды. В частности, "Сирийские демократические силы" (SDF), которые с ноября прошлого года осуществляют при поддержке американской авиации и спецназа военную операцию "Гнев Евфрата" против ИГ.

Одним из последствий курдо-ориентированной политики США обещает стать создание курдской автономии на севере Сирии, наподобие той, которую американцы создали в Ираке. Еще в марте прошлого года Вашингтон вдохновил сирийских курдов на создание "Федеративного региона Северной Сирии". Президент Трамп, продолжая политику предыдущей американской администрации в данном направлении, фактически дает понять, что не допустит возвращения курдонаселенных районов, лежащих к востоку от Евфрата, под юрисдикцию Дамаска.

Сирийское руководство, разумеется, протестует против подобных планов раскола страны. Президент Сирии Башар Асад в интервью РИА "Новости" прямо заявил, что само-управление курдов на севере Сирии в условиях войны объяснимо, но в мирное время для этого нет никаких причин. По его мнению, вопрос о самоуправлении сирийских регионов может быть решен только в рамках новой конституции страны. "Сирия - это плавильный котел различных культур, различных этнических групп, религий, сект и так далее. Поэтому ни одна часть этого социального полотна не может определить будущее Сирии, необходим консенсус", - подчеркнул Асад.

Очевидно, стремление официального Дамаска сохранить территориальную целостность Сирии не устраивает Соединенные Штаты. Как не устраивает их и нежелание Турции допустить создание еще одного курдского автономного образования. Отсюда и негативная реакция Вашингтона на последние удары ВВС Турции по позициям курдских террористических организаций, прежде всего Рабочей партии Курдистана (ПКК) в северных частях Сирии и Ирака. Официальный представитель Госдепартамента США Марк Тонер заявил об обеспокоенности американской администрации тем, что "Турция нанесла удары на севере Сирии и Ирака без должной координации ни с США, ни с глобальной коалицией против "Исламского государства".

Уместно напомнить, что почти месяц назад командование SDF предложило США использовать базу "Табка" и другие подчиненные американцам военные объекты в Сирии в качестве замены стратегически значимой базы "Инджирлик" в Турции. Сразу же после турецких авиаударов лидеры сирийских курдов обратились с призывом к международной коалиции во главе с США оказать давление на Анкару. Кроме того, "Отряды курдского сирийского ополчения" - еще одной военизированной структуры сирийских курдов - выступили за создание бесполетной зоны на севере страны.

Таким образом, силы сирийских курдов и стоящие за ними США на арене войны с ИГ добиваются также ликвидации унитарной сирийской государственности и ослабления региональных позиций Турции. С идеей создания фактически направленной против интересов одновременно Дамаска и Анкары бесполетной зоны на севере Сирии созвучны и планы формирования буферных зон, к реализации которых США подключили двух других ближайших союзников - Израиль и Иорданию.

 

Грядет "южный фронт"?

Идею создания буферной зоны теперь уже на юге Сирии президент США Трамп обсудил на февральской встрече с королем Иордании Абдаллой II. Актуальность этой задачи для проамериканской коалиции дала о себе знать по мере ее весьма непростого продвижения к городу Ракка, все еще находящемуся под контролем ИГ. Иорданские СМИ отмечают, что совместная группировка вооруженных сил США, Великобритании и Иордании ожидает приказа войти в южную часть Сирии, преимущественно находящуюся под контролем джихадистов. Тем самым речь идет об активизации еще одного фронта войны с ИГ, а именно - наступлении из Иордании на юг Сирии, в восточную часть сирийской пустыни и город Даръа.

Американские источники сообщают, что ранее переброшенные в Иорданию американо-британские войска уже "проводят длительное время операции на сирийско-иорданской границе". И не приходится сомневаться в том, что наступление на ИГ через "южный фронт", так же как и через "северный", будет сопровождаться реализацией давно вынашиваемой Западом идеи свержения правительства Асада. Этот подход, похоже, окончательно закрепился и в политике президента США Трампа. В первые дни после своего прихода в Белый дом он отказывал задаче свержения Асада в приоритетности, но после химической атаки в провинции Идлиб, осуществленной, по версии Запада, сирийскими правительственными войсками, выступил за немедленное отстранение президента Сирии от власти.

Говоря о возможном вторжении американо-британо-иорданских сил на юг Сирии, следует учитывать и позицию России, которую никак не может устраивать подобная перспектива. Открытие "южного фронта" чревато усилением проамериканской коалиции, которая близка к изменению расклада сил в свою пользу в результате американского удара по сирийской авиабазе. Противодействуя заметно активизировавшейся при Трампе "сирийской политике" Соединенных Штатов, Россия вступила в переговоры с Дамаском относительно продажи своих ПРО. Этот шаг, как полагают в Москве, может обезопасить Сирию от новых ударов крылатыми ракетами США.

Между тем российские эксперты обсуждают и возможность наземной военной помощи Сирии со стороны РФ. Президент Сирии Асад в интервью РИА "Новости" опроверг необходимость в российских наземных войсках, дав высокую оценку поддержке сирийской армии со стороны Военно-космических сил РФ. Однако российские стратеги высказывают мысль о том, что Дамаску не удастся победить в войне, если Москва не начнет сухопутную операцию в Сирии. Ее вероятность еще больше накаляет обстановку. Особенно с учетом вышеприведенной перспективы открытия "южного фронта" американцами и их союзниками.

 

Иранская "кость" для Тель-Авива и Аммана

Рассматривая возможность открытия "южного фронта", невозможно обойти вниманием и способствующий ему фактор Ирана. Корпус стражей исламской революции (КСИР) - один из ключевых внешних участников тотальной сирийской бойни. В последнее время усиленно ведутся разговоры о том, что иранский КСИР намерен получить в Сирии точку стационарного базирования или же военно-морскую базу. Тем самым Иран может стать третьим после России, которая де-юре обладает военными базами Хмеймим и Тартус, и США, которые де-факто создали свои базы в так называемом Сирийском Курдистане, игроком, имеющим на территории Сирии точку стратегической опоры. Перспектива иранского базирования на сирийской земле категорически не устраивает Вашингтон и его союзников, прежде всего непосредственных соседей Сирии - Израиль и Иорданию. Тем более что это базирование будет сопровождаться и усилением военного присутствия в Сирии ближайшего партнера Тегерана и ярого врага Тель-Авива и Аммана - ливанской шиитской группировки "Хезболла".

Стремлением не допустить закрепления военного присутствия Ирана и "Хезболлы" у своих границ Израиль и Иордания и объясняют необходимость создания буферной зоны на юге Сирии. Об этом прямо заявил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. А министр разведки Израиля Исраэль Кац в ходе визита в Вашингтон недвусмысленно дал понять, что Тель-Авив намерен достичь соглашения с Соединенными Штатами о том, чтобы не позволить Ирану иметь "постоянные военные силы в Сирии на воздухе, на земле, на море". Израиль требует, чтобы данный вопрос был обозначен в любом возможном международном соглашении по урегулированию конфликта в Сирии. Что же касается Иордании, то король Абдалла II в интервью The Washing-ton Post подтвердил категорическое нежелание Аммана мириться с присутствием КСИР у иорданской границы.

Однако если Иордания лишь ожидает согласия США допустить ее к участию в возможной военной операции на юге Сирии, то Израиль, видимо, уже получил подобное "добро" от заокеанской сверхдержавы. И приступил к методическим ударам по сирийской территории, мотивируя это стремлением не допустить усиления военных позиций Ирана и "Хезболлы" в охваченной войной арабской стране.

Так, в конце февраля израильские ВВС нанесли ракетные удары по лагерю бойцов "Хезболлы" на горной гряде Калямун, близ города Эль-Катиф к северу от Дамаска. В марте они вновь бомбардировали Калямун, уничтожая позиции "Хезболлы" и заодно батареи ПВО сирийской армии. В последнюю декаду апреля ВВС Израиля атаковали войска Сирии в провинции Эль-Кунейтра, близ Голанских высот, дав понять, что Тель-Авив не позволит Ирану и группировке концентрировать свои силы на Голанских высотах, у северной границы Израиля. Кроме того, нанесен удар по оружейному складу "Хезболлы" в районе международного аэропорта в Дамаске. Министр обороны Израиля Авигдор Либерман подтвердил, что Израиль обеспокоен активностью Ирана в Сирии, особенно использованием сирийской территории в качестве перевалочной базы для переправки иранского оружия организации "Хезболла" в Ливане.

Таким образом, Сирия превратилась в поле сплошных боевых действий, ведомых не только различными внутрисирийскими силами, но и зарубежными государствами в целях удовлетворения своих военно-политических амбиций. Что же достанется в конечном счете от этого ратного пиршества самому сирийскому народу, положившему уже сотни тысяч жизней на алтарь беспощадной войны? Похоже, ответ на этот вопрос никого не волнует, кроме самих сирийцев. Но, к несчастью для самой Сирии, разобщенность политических сил столь высока, что им так и не удается объединить свои усилия, выразить единую волю во имя спасения своего растерзанного, истекающего кровью отечества.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

375


Актуально