19 Апреля 2024

Пятница, 16:31

ПРЕДВЕСТНИК "ВЕЛИКОЙ СДЕЛКИ"

Новая администрация США обещает развязать сложный узел палестино-израильского конфликта

Автор:

15.05.2017

Чуть более месяца назад мировые СМИ сообщили о намерении администрации президента США Дональда Трампа созвать предстоящим летом саммит по урегулированию палестино-израильского конфликта. В связи с этим упоминалось также, что спецпосланник американского президента Джейсон Гринблатт уже проводит консультации, чтобы заручиться поддержкой идеи созыва конференции у Египта, Иордании и арабских стран Персидского залива.

Очевидно, нынешнее руководство США, подобно прежним администрациям Белого дома, решило отметиться собственной инициативой по урегулированию самого затяжного конфликта на Ближнем Востоке. В ходе предвыборной кампании президент Трамп не стеснялся в выражениях симпатии к Израилю, что дало экспертному сообществу уверенность в том, что новый глава американского государства будет продвигать интересы мощного еврейского лобби в США. Между тем сколь бы однобоко американские лидеры ни выражали свое отношение к сторонам палестино-израильского конфликта, они все же оказываются не лишенными понимания того, что одними реверансами в адрес Израиля не выйти из застарелого ближневосточного конфликта и, в частности, не обеспечить безопасность самого еврейского государства - ближайшего союзника Вашингтона в Ближневосточном регионе.

Поэтому, следуя данной логике, новый президент Соединенных Штатов Дональд Трамп еще в начале марта провел телефонный разговор с главой Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмудом Аббасом. Ранее, в феврале, состоялся визит директора ЦРУ Майка Помпео в Палестинскую автономию. Высокопоставленные представители последней оценили эти "высокоуровневые контакты" как "развеявшие иллюзии Израиля" относительно того, что Махмуд Аббас не является "партнером для мира".

Стремление запустить новый мирный процесс между Израилем и Палестиной глава Белого дома раскрыл и в ходе переговоров с посетившими Вашингтон в начале апреля египетским президентом Абдель Фаттахом ас-Сиси и иорданским королем Абдаллой II. Иордания и Египет имеют опыт заключения мирных соглашений с Израилем, а потому не удивительно, что Вашингтон, пытаясь развязать клубок палестино-израильских проблем, опирается на диалог именно с этими арабскими странами. В то же время ас-Сиси представил Трампу единую позицию арабских стран, вытекающую из их требования достичь справедливого решения палестинского вопроса на основе арабской мирной инициативы от 2002 года. Данная позиция предусматривает вывод израильских войск с оккупированных в 1967 году территорий (Западного берега реки Иордан, Восточного Иерусалима, сектора Газа и Голанских высот) в обмен на нормализацию отношений между еврейским государством и арабским миром.

Вскоре, в начале мая, Вашингтон посетил и сам палестинский лидер Махмуд Аббас. Примечательно, что перед самым отлетом в США Аббас побывал в Аммане и Каире, где провел переговоры с Абдаллой II и ас-Сиси. Эти поездки дали основание предположить, что глава ПНА получил "подробный инструктаж" относительно того, в каком русле пройдут его предстоящие переговоры с Трампом и как Аббасу следует себя вести с новым, в известном смысле непредсказуемым лидером заокеанской супердержавы.

 

Аббас в Белом доме

На совместной с главой ПНА пресс-конференции президент США официально объявил о старте процесса, который, как он выразился, "приведет к миру". В полном соответствии с присущим ему реноме дерзкого политика Трамп заявил, что в течение всей своей жизни он всегда слышал, что самая тяжелая сделка на земле - это достичь соглашения между израильтянами и палестинцами, но "давайте посмотрим, не сможем ли мы посрамить эти утверждения". Он выразил уверенность в том, что "есть очень хороший шанс заключить мирный договор на Ближнем Востоке, и мы это сделаем".

Хотя на встрече с Аббасом глава Белого дома не удержался от критики в адрес ПНА по поводу выплат, которые, как утверждают в Тель-Авиве и Вашингтоне, "власти Палестины перечисляют заключенным в Израиле террористам и их семьям", Трамп выразил поддержку палестинскому лидеру. Он выразил надежду на то, что Аббас станет тем, кто впишет свое имя в окончательное мирное соглашение между Израилем и Палестиной.

Однако на каком фундаментальном условии должно быть воздвигнуто здание мира между сторонами, пожалуй, самого болезненного международного конфликта? Дональд Трамп не стал особо распространяться на эту тему, видимо, не желая детализировать свое видение урегулирования ключевой ближневосточной проблемы до полного зондирования текущей ситуации на Святой земле. Что же касается Махмуда Аббаса, то он подтвердил главную цель палестинцев - создание "независимого государства в границах 1967 года", которое, как убежден глава ПНА, является единственным вариантом прекращения застарелого конфликта.

"Наш стратегический выбор - установить мир на основе принципа "два государства для двух народов", - напомнил Дональду Трампу Махмуд Аббас. И следует полагать, что данное напоминание о "стратегическом выборе" палестинцев было убедительно вдвойне еще и из-за того, что позицию, аналогичную той, которую вновь озвучил Аббас, выразил и главный соперник возглавляемого им движения ФАТХ - контролирующий сектор Газа ХАМАС. Радикальное движение обнародовало политический документ, в котором отсутствуют традиционные с его стороны призывы к ликвидации Израиля, что многими было расценено как сенсационное принятие ХАМАС "принципа двух государств".

 

ХАМАС преображается?

На состоявшихся в начале мая выборах главы палестинского движения ХАМАС победу одержал Исмаил Хания, сменивший на этом посту Халеда Машааля, который не стал добиваться своего переизбрания. Однозначно трудно сказать, насколько факт перемен в руководстве ХАМАС повлиял на определенную идеологическую трансформацию движения. Ясно лишь то, что ХАМАС открыл, по сути, новую страницу в своей деятельности.

Главное новшество в позиции радикального движения - его согласие признать границы Палестины на момент 1967 года. Примечательно, что изменение позиции ХАМАС по вопросу границ произошло ровно 50 лет спустя после "войны Судного дня" Израиля с Сирией, Египтом и Иорданией, обернувшейся поражением арабских стран.

Однако изменения в идеологическом облике ХАМАС коснулись и других принципиальных вопросов. Согласно Хартии движения, принятой еще в 1988 году, движение отказалось присоединяться к Организации освобождения Палестины (ООП) на том основании, что она отстаивает идею светскости палестинского государства, а ХАМАС выступает за установление в Палестине исламской республики. В новой же программе ХАМАС говорится о его готовности присоединиться к ООП, правда, с оговоркой, что данная организация вернется "к демократическим началам" своего функционирования (очевидный намек на то, что с 1967 года ООП монопольно управляют лидеры партии ФАТХ).

Еще один важный момент в новой программе ХАМАС - отсутствие содержащегося в Хартии 1988 года положения о том, что движение является палестинским крылом международной исламистской организации "Братья-мусульмане". Причину отказа от причастности к "Братьям-мусульманам" следует искать в фактической международной изоляции ХАМАС в условиях серьезных потрясений, переживаемых арабским миром. Движение лишилось поддержки со стороны президента Египта генерала ас-Сиси, который пришел к власти в 2014 году, после свержения прежнего главы государства Мухаммеда Мурси - представителя "Братьев-мусульман", и объявило войну этой исламистской структуре. Недругом ХАМАС стал и сирийский президент Башар Асад, поскольку радикальное палестинское движение встало на сторону антиправительственных сил в продолжающемся уже 6 лет кровавом сирийском конфликте (из-за поражения ХАМАС в Сирии Халеду Машаалю даже пришлось бежать из Дамаска в катарскую столицу Доху). Вследствие ставки ХАМАС на "джихадистов", участвующих в войне в Сирии, от поддержки палестинских радикалов отказался и Иран - один из ближайших союзников сирийского руководства. А ведь в прежние годы Тегеран обильно подпитывал ХАМАС, оказывая движению щедрую финансовую поддержку. К палестинскому радикальному движению заметно охладели также Иордания и ОАЭ, где деятельность "Братьев-мусульман" была объявлена вне закона.

Кроме того, вопреки ожиданиям, престарелый Махмуд Аббас не допустил ослабления своих позиций как во внутрипалестинском раскладе, так и на международной арене. Поэтому движение ХАМАС и предпочло положить конец дистанцированию от ООП, равно как и "хождению" в одной упряжке с "Братьями-мусульманами".

Что же касается отсутствия в новой программе движения тезиса об уничтожении Израиля, то этот аспект также связан со стремлением ХАМАС усилить свои политические позиции и наверстать утраченные очки на международной арене. В этом смысле знаковым следует считать заявление президента США Трампа о невозможности установления прочного мира, "пока палестинские лидеры не выступят единым фронтом". Похоже, ХАМАС воспринял этот призыв нового американского лидера как возможность подключиться к переговорному процессу на равных. Правда, что из этого выйдет, говорить пока рано. Во всяком случае в Израиле глубоко сомневаются в способности ХАМАС идеологически трансформироваться и стать участником мирного процесса.

 

В ожидании турне

Впрочем, успех процесса урегулирования палестино-израильского конфликта зависит не только от искренности ХАМАС, но и всех других сил, потенциально задействованных в ближневосточном кризисе. Это касается не только самих сторон конфликта, занимающих диаметрально противоположные позиции по целому ряду вопросов (статусу Иерусалима, проблеме беженцев и других), но и могущественных внешних игроков, претендующих на посредничество в палестино-израильском урегулировании. Речь идет, прежде всего, о США, новый президент которых обязался добиться прорыва в мирном процессе на Ближнем Востоке.

В ходе встречи с главой ПНА Махмудом Аббасом Дональд Трамп ни разу не упомянул о том, что решение израильско-палестинского конфликта возможно на основе принципа "два государства для двух народов", который включает в себя, в частности, создание независимого палестинского государства. А ведь в поддержку этого пункта выступал прежний хозяин Белого дома - Барак Обама. Представители нынешней американской администрации утверждают, что хотя Трамп и не выразил поддержку концепции "двух государств", он не является ее противником, а всего лишь оставляет все варианты открытыми, предоставляя израильтянам и палестинцам возможность самостоятельного выбора будущего конфликтного региона.

Между тем Трамп молчит пока и по другому поводу - о строительстве еврейских поселений на оккупированных палестинских территориях, включая Восточный Иерусалим. При Обаме Соединенные Штаты критиковали поселенческую деятельность, а в конце прошлого года даже позволили Совету Безопасности ООН принять резолюцию с требованием ее немедленного прекращения. Что конкретно думает Трамп относительно еврейских поселений - пока неизвестно, как неясно и то, что же все-таки имеет в виду новый хозяин Белого дома, говоря о возможности достижения "великой сделки" между Израилем и Палестиной.

Следует ожидать, что мирная инициатива новой американской администрации станет более отчетливо понятна по итогам предстоящего вскоре первого зарубежного турне Дональда Трампа, в рамках которого он намерен посетить, в частности, Иерусалим и Эр-Рияд. Если только эти визиты президента США не обернутся в основном обсуждением военно-политических и экономических мер сдерживания все более усиливающегося на Ближнем Востоке Ирана. В этих мерах заинтересованы, похоже, не только Израиль и королевство саудитов, но и новые американские руководители, пытающиеся всячески откреститься от обамовской ядерной сделки с Тегераном.

В любом случае продвигаемое администрацией Дональда Трампа противодействие Ирану и инициатива палестино-израильского урегулирования, вне всяких сомнений, обещают стать одними из ключевых инструментов США в выстраивании отвечающей их интересам геополитической мозаики на всем пространстве Ближнего Востока и Передней Азии.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

410


Актуально